МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
методическая разработка на тему

Малых Валентина Александровна

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте учителя.

Методические рекомендации №2 будут интересны педагогам, занимающимся разработкой программ учебных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rek.-1.doc105.5 КБ
Файл metod._rek_2.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 612 Центрального района

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства»

                                                                 Составитель:  Малых Валентина Александровна

                                                                                            учитель экономики,

                                                                                            заместитель директора по УВР

Санкт  - Петербург

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 Концепция бизнеса (резюме) проекта

 Описание целей фирмы

 Социологический опрос

 Маркетинговый план

 Реклама

 Предпринимательские риски

 Страхование

 Финансовый план              

Представление бизнес-плана

Введение

                   В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки старшеклассников, в том числе и к предпринимательской деятельности. Модернизация образования предусматривает профильное обучение старшеклассников. В структуре учебного плана каждого профиля помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов, т.е. курсов по выбору. В числе таких курсов – Основы предпринимательства.

                    Главная цель этого курса  - сформировать у старшеклассников положительное отношение к предпринимательству, заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных сфер человеческой деятельности,  развивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.

                   Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность учащихся, результаты обучения и т.д.

                  В ГБОУ школа № 612 результатом изучения курса Основы предпринимательства является написание и защита бизнес – плана придуманной старшеклассником фирмы.

  Бизнес -  план – это метод проектной деятельности учащихся.  Выполнение данной проектной работы создает благоприятные условия для формирования у обучающихся морально-психологической готовности к предпринимательству, развития к нему активного интереса, выработки потребности к творческой предпринимательской деятельности.

               Многолетний опыт работы школы по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную с нашей точки зрения общую логику проекта:

1.Концепция бизнеса (резюме);

2.Описание целей фирмы;

3.Социологичкское исследование;

4.План маркетинга;

5.Реклама;

6.Предпринимательские риски;

7.Страхование;

8.Финансовый план фирмы;

9. Представление бизнес – плана.

Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:

1.Поиск, сбор и систематизация информации.

2.Обработка информации.

3.Представление информации.

Искать информацию старшеклассникам предлагается в различных источниках: учебная литература, урок, информация из Интернета или из периодического издания (газета, журнал);

Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном и электронном виде, чтобы спустя какое – то время учащиеся не забыли полученные в процессе обучения знания.

 Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. За основу для систематизации берется структура бизнес-плана.

Бизнес – план старшеклассниками разрабатывается параллельно с изучением курса Основы предпринимательства. Защита проекта происходит в апреле.

Этапы разработки бизнес – плана:

1 этап

2 этап

3 этап

Черновик бизнес-плана

Уточнение и доработка

Представление

          В последующих главах рассмотрены все мини – проекты бизнес – плана и отражены особенности их выполнения.

1.Концепция бизнеса (резюме.)

         Это первый и краткий раздел бизнес-плана. Он содержит общие выводы из последующих мини-проектов. Учащиеся должны знать что важность правильного составления резюме заключается в том, что инвесторы, а  это  прежде всего бизнесмены - люди занятые, с первых слов краткого описания проекта должны убедиться в его  экономической эффективности и возможности реализовать задуманный проект. В резюме старшеклассникам предлагается предельно кратко изложить:

1.суть проекта: его цели, эффективность;

2.производством или  реализацией какого продукта (товар, услуга) будет заниматься фирма?

3.как и кто будет осуществлять проект;

4.источник финансирования проекта;

5.какова сумма всех затрат на реализацию проекта?

6.основные показатели  проекта: чистая прибыль в первый год работы, рентабельность, сроки окупаемости, издержки производства и сбыта.

Объем мини-проекта должен быть размещен на одной – двух страницах.

2.Описание целей фирмы.

          Цель фирмы – это генеральные направления ее развития. Их может быть несколько.

Если фирма ориентирована на рост, то ее целями будут:

1.повышение общего объема продаж  (до… или в раз…);

2.увеличение доли фирмы на рынке сбыта  (до… или в раз…);

3. освоение новых рынков.

Если фирма не ставит своей задачей быстрый темп роста объема производства, то ее главные цели могут быть связаны :

1.с увеличением чистого дохода;

2.повышением качества продукции;

3.увеличением доли сервисных и сопутствующих услуг.

И если фирма задумала изменить  ассортимент своей продукции, ее цели будут направлены:

1.на снижение сроков освоения новых видов продукта  (товара, услуги);

2.росту (темпу роста) объема продукта (товара, услуги);

3.вытеснению старых товаров.

Объем мини-проекта - одна  страница.

3.Социологическое исследование.

          Выполнение  данного проекта позволяет учащимся найти ответ на вопрос:  «Стоит ли открывать  фирму  и окупятся ли затраты?»

В ходе изучения теоретического материала старшеклассники знакомятся с такими понятиями как: исследование и его задачи, методы, инструменты.  гипотеза, эксперимент, анкета, опрос и др.

Этапы выполнения мини – проекта:

1.разработка программы и приемов исследования;

2.проведение эмпирического исследования;

3.обработка и анализ данных, формирование выводов;

4. графическое оформление данных социологических исследований.

4.План маркетинга.

            План маркетинга (план продвижения)  должен дать описание программу действий фирмы по доведению товаров  (услуг) до потребителей.

В данный мини – проект следует обязательно включить следующие пункты:

1.цели и стратегии маркетинга;

2.ценообразование (выбор цели ценовой политики, метода ценообразования, установление окончательной цены);

3.распространение товара (услуги);

4.методы стимулирования сбыта (формы привлечения покупателей);

5.организация послепродажного обслуживания;

6.реклама (план рекламной деятельности фирмы)

7.формирование общественного мнения о фирме (репутация фирмы ).

Маркетинговая программа

«4Р» маркетинга

product

place

price

promotion

-наименование продукта;

-качество;

-характеристики;

-торговая марка (имидж);

-упаковка;

-обслуживание;

-гарантии;

-возврат

-каналы распределения;

-географический охват рынков;

-торговый ассортимент;

-транспорт

-прейскурант цен;

-система скидок;

-условия продажи;

-методы стимулирования сбыта;

-реклама;

-связи с общественностью

Общий объем мини-проекта 3-4 страницы.

5. Конкуренция.

          В работе над данным мини-проектом старшеклассникам предлагается заполнить таблицу

п/п

факторы конкуренции

фирмы-конкуренты

М

О

К

1.

Для того, чтобы заполнить данную таблицу старшеклассники должны узнать:

1. конкурентов  их рыночного сегмента, которые  производят и реализуют аналогичные товары и услуги;

2. продукцию конкурентов (отличительные черты, дизайн и т.д.);

3. уровень цен на товары (услуги) конкурентов;

4.наличие и качество рекламы конкурентов;

5.месторасположения фирм-конкурентов;

6.время пребывания конкурентов на рынке и т.д.;

В заключении мини-проекта учащиеся делают вывод о конкурентноспособности своей фирмы.

Объем мини-проект а– одна или две  страницы.

6.Предпринимательские риски.

        При развитии дела неизбежно возникают  трудности  и приходится рисковать. Предпринимателю необходимо знание о рисках, возникающих в процессе его деятельности для их своевременного предотвращения или уменьшения. Один из мини-проектов бизнес-плана содержит информацию об этом.  Старшеклассникам предлагается заполнить таблицу:

п/п

Наименование риска

Способы устранения нежелательных факторов

Для того, чтобы заполнить данную таблицу учащиеся должны узнать:

-понятие и сущность рисков в предпринимательской деятельности;

-классификацию рисков;

-методы управления рисками;

-способы снижения риска.

Объем мини-проекта– одна  страница.

7.Страхование.

            Мини – проект «Страхование» служит дополнением к мини – проекту «Риски»

Одним из основных способов снижения риска является – страхование. Страхование – это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев.

Цель мини – проекта:  знакомство учащихся с рынком страхования и выбор страховой компании.

 Старшеклассникам предлагается заполнить таблицу:

п/п

критерии выбора страховой компании

Страховые компании

Гайде

Росгосстрах

Ингосстрах

1.

Для того, чтобы заполнить данную таблицу целесообразно провести:

- заочное путешествие учащихся по рынку страхования  Санкт – Петербурга (доклады, презентации);

-мозговой штурм по разработке критериев выбора страховой компании.  Критериями могут быть: наличие лицензии, срок пребывания на рынке страхования, разнообразие услуг, отзывы потребителей и т.д.

Объем мини-проекта – одна  страница.

8.Финансовый план.

          В мини – проекте «Финансовый план» обобщают материалы предыдущих проектов и определяют потребности в капитале, источники финансирования, разрабатывают финансовые документы:

- вступительный баланс;

-финансовый счет;

-финансовый счет;

-годовой отчет;

 -итоги работы фирмы за год;

-показатели эффективности (сумма чистой прибыли, рентабельность продукции, рентабельность вложений собственных средств, рентабельность совокупного капитала, срок окупаемости вложений  собственных средств / общих вложений).

9.Представление бизнес – плана.

           Совокупность мини – проектов оформляется в единый бизнес – план.

 Бизнес-план необходимо предоставлять в бумажной форме.

Требования:

 Титульный лист: согласно приложению 1;

Стандартность: точно по методике;

-Сдержанность: аргументированность, реалистичность, ссылка на источники информации;

-Доступность: понятный  всем язык;

-Разборчивость: текст должен быть напечатан, мини – проекты с новой страницы, формат страницы – А 4, тип шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 12, интервал между абзацами текста – до 6 пт, после – 6пт.;

Переплет: папка скоросшиватель;

Иллюстрированность:  схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии;

Лаконичность: соблюдение рекомендованного объема мини – проектов, все детали – в отдельные приложения.

Презентация бизнес – плана:

  1. Речь выступления на 5-10 минут.
  2. Презентация в Power Point от 5 до 10 слайдов.
  3. Раздаточный материал для членов комиссии.

             В ходе выполнения данного проекта учащиеся развивают умения анализировать, обобщать, подводить итоги проделанного, принимать решения, доводить начатое дело до конца.  На всем протяжении реализации этапов проекта у школьников происходит формирование универсальных учебных действий и их интеграция.

Приложение 1

Титульный лист бизнес – плана (образец)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 612 Центрального района

БИЗНЕС   -  ПЛАН

индивидуальное предприятие

«_________________________»

                                 

                                           

                                            Выполнила:

                                                         ученица 9-А класса

                                                  Иванова Мария

                                                Руководитель:

                                                        учитель экономики

                                               Тарасова Л.П.

Санкт – Петербург

2015



Предварительный просмотр:

                                                                                    Малых Валентина Александровна,

                                                                            методист, учитель экономики    

                                                              ГБОУ гимназии №513                                                                                                          

                                                                                   Невского района Санкт-Петербурга

                                               

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

        Рабочая программа - это нормативно-правовой документ обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для обеспечения достижений планируемых результатов освоения программ основного начального, основного общего и основного среднего образования.

       1,1 Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы определены в нормативных документах:

* Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

* приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  *приказ Министерства образования и науки РФ от 17 12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

*приказ Министерства образования и науки РФ от 17 12.2010 №1897 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

*учебный план ГБОУ гимназии № 513 Невского района Санкт - Петербурга;

*учебный план рафик ГБОУ гимназии № 513 Невского района Санкт - Петербурга.

       1.2 Рабочие программы разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной с учетом основных образовательных программ включенных в структуру основной образовательной программы.

       1.3 Рабочая программа определяет содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретного учебного предмета.

       1.4 Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебного предмета.

       1.5 Задачи рабочей программы: определение основных  методических подходов и последовательности изучения учебного предмета с учетом особенностей учебного процесса гимназии и контингента обучающихся.

       1.6 Разработка рабочих программ проводится на основе государственного стандарта  основного начального, основного общего и основного среднего образования по учебным предметам в соответствии с учебным планом гимназии.    

       1.7 Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно – методического материала.

         Рабочие программы должны содержать:

  1. Титульный лист;

  1. Содержание рабочей программы

п/п

Раздел рабочей программы

страниц

3. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного начального, основного общего и основного среднего образования с учетом специфики учебного предмета.

В пояснительной записке необходимо отразить:

-нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа, включая примерные основные образовательные программы по предмету, авторские программы с указанием выходных данных;

- цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету с учетом особенностей гимназии, класса;

-общую характеристику учебного предмета;

-описание места учебного предмета в учебном плане гимназии;

-информацию о внесенных изменениях в примерную основную образовательную программу или авторскую программу и их обосование;

-информацию о количестве учебных часов, на которые расчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком);

-информацию об установлении  межпредметных внутрипредметных связей;

- информацию о выделении новизны рабочей программы, ее отличия от примерной и авторской программ;

-сведения об использовании учителем – составителем педагогических технологий, формах и видах контроля и формах внеурочной деятельности;

-информацию о преемственности с программами других учебных предметов

-информацию о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (согласно Положению о текущей, промежуточной и  итоговой аттестации обучающихся гимназии);

-ожидаемые результаты.

4. Учебно – тематический план (см. схему).

4.1    

п/п

Раздел (тема) учебного предмета

Количество

часов

Количество часов должно соответствовать объему часов, выделенных на изучение учебного предмета в  учебном плане гимназии.

4.2 Практическая часть. Формы контроля.

Формы контроля

Четверть (полугодие)

1

2

(1-е полугодие)

3

4

(2-е полугодие)

год

Контрольная работа

Проверочная работа

Самостоятельная работа

Тестирование

Изложение

Сочинение

Зачет

Диктант

Лабораторная работа

Практическая работа

Проектная работа

Реферат

Научно-исследоват. работа

Экскурсии

Устный опрос

Работа с карточками

Другое

Формы практической работы и контроля выбирает учитель в соответствии с рабочей программой учебного предмета.

5.Поурочно – тематический план (см.схему)

Учебный предмет __________________

Учебный год  ______________________

Класс_____________

Учитель______________________________________________________________________________

ф.и.о. полностью

п/п

Наименование

изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Тема 1: (см. учебно - тематический план)

Дата

Тема урока,

 тип урока

Кол-во часов

Основные

элементы содержания

Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые  и электронные образовательные ресурсы

Вид

Форма

 6.Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.

-Для учителя (основное и дополнительное);

-Для учащихся (основное и дополнительное).

! Перечень учебных и методических источников должен быть сформирован на основании Приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Список включает обязательно библиографические данные (автор, название, издательство, год издания).

7.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Специфическое оборудование

Электронно-программное обеспечение

1.таблицы (в соответствии с программой);

2.наборы картинок (в соответствии с тематикой урока);

3.классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картин и т.д.;

4.интерактивная доска;

5.наборы ролевых игр;

6.настольные развивающие игры;

7.аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

8.слайды, видеофильмы;

9.и др.

1.компьютер;

2.презентационное оборудование;

3.выход в Интернет;

4.цифровые зоны: коммуникативная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/

Шпаргалки для учителя

Список современных педагогических технологий

Технологии:

-дистанционного обучения;

-проектной деятельности;

-учебно – исследовательской деятельности;

-научно – исследовательской деятельности;

-развитие критического мышления через чтение и письмо;

-творческой деятельности;

-информационные;

-проблемно – диалогового обучения;

-организация группового взаимодействия;

-обучение на основе социального взаимодействия;

-анализ конкретных ситуаций (кейсов);

-рефлексивного обучения;

-оценки достижений;

-самоконтроля;

-самообразовательной деятельности

-идр

Виды и формы контроля знаний обучающихся (из Положения «О текущем и промежуточном контроле знаний, промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ гимназии № 513 Невского района Санкт – Петербурга» утв. Приказом № 280 от 01.09.14г.)

Виды контроля

Формы контроля

1.Текущий контроль

Цель: оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся и динамики их роста в течение учебного года

1.Устный опрос

2.Работа с карточками

3.Письменная проверка

4.Тестовые задания

5.Самостоятельная работа

6.Зачет

7. Контрольная работа

8.Проектная работа

9. Творческая работа и  т. д.

2.Промежуточный контроль

Цель: оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся и динамики их роста, осуществляемая  по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля

-

Средства обучения

Средства обучения (педагогические средства) – все материалы, с помощью которых учитель осуществляет обучающее воздействие.

Виды деятельности: учебная, игровая, трудовая.

Педагогическая техника: речь, мимика, движение, средства массовой информации,наглядные пособия, произведения искусства и т.д.

Традиционные средства обучения:

-печатные издания: учебники, учебно – методические пособия, справочники;

-диски с учебной информацией;

-записи на доске, плакаты;

-кино-, видеофильмы;

-слово учителя.

Технические средства обучения:

-учебные электронные издания;

-компьютерные обучающие системы;

-аудио -,видео – учебные материалы;

-электронные издания учебного назначения.

Примеры описания новизны рабочей программы и ее специфики

1.Спецификой реализации может быть в возможности прохождения учащимися преддошкольной подготовки или пропедевтического учебного предмета, часов внеурочной деятельности элективных курсов и т. д (до 95%), что позволяет исключить часы адаптационного периода. Резерв свободного времени использовать для отработки новых навыков, предусмотренных требованиям новых ФГОС или для изучения наиболее трудных тем курса.

2.В поурочно – тематическом планировании нумерация уроков обучения чтению и письму (физике и биологии) дана попарно, так как уроки связаны тематически. Новизна программы заключается в том, что один раз в неделю (месяц), как правило, урок закрепления полученных знаний интегрируется с уроком_________, тем самым обеспечивается смена видов деятельности, возможность применения знаний в новых условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования

Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС)  составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-х классов

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи преподавателям-организаторам ОБЖ в подготовке рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для уч...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 6-х классов

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 7-х классов

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров  В.Б. –  М...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета "Географии", для 5-х классов

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предм...

Методическая разработка. Рабочая программа учебного предмета «Биология», для 10-х классов

Рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзуно...