Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ
учебно-методический материал на тему

 

Процессы, происходящие в обществе на современном этапе развития, характеризуются тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Разработала: Харитонова Л.В.

учитель географии, биологии

Горки 2015

 «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора и эрудиции»  

В. Сухомлинский

Процессы, происходящие в обществе на современном этапе развития, характеризуются тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций.

В связи с тем, что для специальной (коррекционной) школы применение  ИКТ учителем  на сегодняшний день не является повседневной реальностью, нет свободного доступа к  сети Интернет,  поэтому использование информационных технологий  в  обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в данном образовательном учреждении, может рассматриваться как инновационная деятельность

Решающую роль в формировании знаний играет использование разнообразного наглядного материала, так как специфика учащихся данной школы такова, что большую часть информации они воспринимают и запоминают  с помощью или зрительных, или аудиальных, или  кинестетических представлений. Рисунок3

Современная школа требует от учителя дифференциального подхода к обучению и, соответственно, полимодального преподнесения информации, то есть: учитель = аудиал + визуал + кинестетик. Поэтому, необходима перестройка педагога на многосенсорное преподавание и учет ведущей модальности класса.

Мультимедийная презентация в программе Microsoft Mouse Mischief (несколько мышей)  как раз и даёт учащемуся возможность,  и  увидеть, и  услышать, и самому почувствовать, а учителю в должной мере осуществить дифференциальный подход.

Microsoft Mouse Mischief – одно из средств активизации познавательной активности учащихся, она стимулирует и развивает мышление, память,  воображение, внимание,  но не будем забывать о том, что работа с компьютером вызывает у ребенка массу положительных эмоций.  Таким образом, использование ИКТ  становится неотъемлемой частью работы современного учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 Миссия школы: Каждому ученику обеспечить получение образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями для последующей успешной трудовой адаптации и социализации в обществе.

Специфика образовательного учреждения - обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в развитии.

Проблема: социальная, адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями в современном обществе

 Цель:  использование программы Microsoft Mouse Mischief в обучении детей         с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

  • Развивать познавательную активность учащихся  с ОВЗ посредствам  программы Microsoft Mouse Mischief;
  • Формировать  навыки работы в индивидуальном и командном режим;
  • Расширять кругозор  учащихся с ОВЗ через использование программы Microsoft Mouse Mischief;

Для решения образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач уроков географии и биологии  используются в процессе обучения различные виды МП:

  • информационно-иллюстративные,
  • презентации-игры, презентации-тесты,
  • комбинированные презентации

Примеры использования ИКТ  на уроках географии, биологии: 

Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.

Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

Эффективность использования МУП (мультимедийный урок презентация) на уроках географии в специальной (коррекционных) школе  VIII  вида  зависит  от  соблюдения ряда  педагогических  условий:

1) учет психолого-педагогических, возрастных особенностей и уровня сформированности географических знаний и умений учащихся с ОВЗ;

2) учет особенностей методики преподавания географии, биологии  в специальной (коррекционной) школе VIII вида;

3) соответствие содержания отдельных слайдов и всей презентации в целом, теме, цели и задачам конкретного урока;

 4) доступность содержательной стороны МП;

5) Определение места и времени демонстрации МП на уроке;

6) Использование  мультимедийной презентации в сочетании с другими средствами обучения;

Каждому  ученику свою мышь! Ваш мультимедийный класс заработает по новому, если Вы организуете в нём сеть мышей (используя концентраторы и мыши – это намного дешевле, чем покупка интерактивных досок). Тогда в ваших интерактивных презентациях может принять участие каждый ученик класса. Используя «Несколько мышей» создаются тестовые слайды («Да»\»Нет», с несколькими ответами) и слайды «Рисунок от руки».    

Тестовые слайды («Да»\»Нет», с несколькими ответами)

Предлагается работа: в индивидуальном, в командном режиме.  

Mouse Mischief привлекает к постоянному участию всех учеников, даже самых стеснительных.

Работа в «командном режиме» способствует совместной работе – для выполнения задания все участники команды должны работать совместно. Больше не нужно ждать, пока все ученики поднимут руки: с Mouse Mischief ответы немедленно отображаются на экране. Благодаря этому можно быстро оценить уровень усвоение материала, и при необходимости, внести изменения в план занятий. Эта программа позволит  удержать внимание  учащихся на уроке.  Иметь возможность взаимодействовать с каждым учеником больше и  быстрее,  получать обратную связь. Во время урока учащиеся  могут выбирать правильные ответы.

«Рисунок от руки»  дает  возможность  учащимся:

создавать новые рисунки от руки

дорисовывать существующие,

рисовать линии для сопоставления предметов,

Данные задания  помогают ученику или группе отрабатывать определенный материал по предмету

Ожидаемые результаты:

Mouse Mischief позволяет охватить всех учеников, даже самых стеснительных;

Работа в «командном режиме» способствует плодотворной совместной работе;

Можно быстро оценить уровень усвоение материала, и при необходимости, внести изменения в план занятий;

Больше не нужно ждать, пока  ученики поднимут руки: с Mouse Mischief ответы немедленно отображаются на экране;

Даёт  возможность взаимодействовать с каждым учеником больше и  быстрее;

Программа позволяет удержать внимание  учащихся на уроке.

     Инновационная деятельность позволяет не только генерировать новые знания, но и осуществлять их конверсию в образовательную среду. Создание новшеств неразрывно связано с интеллектуальным совершенствованием личности учителя, его способностей осуществлять поиск необходимой информации, ее креативную переработку, на этой основе структурировать новые знания и реализовывать их в своей педагогической практике. Инновационная деятельность при этом становится важнейшим фактором развития информационной культуры педагога, позволяющей добывать, приобретать и создавать новые знания, а, следовательно, продолжать собственное саморазвитие в условиях «информационного взрыва», ускоряющего инновационные процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

Использование сказкотерапии в обучении детей с ОВЗ.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5545731","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Использование сказкотерапии в обучениидетей с ОВЗ....

Использование ИКТ в обучении детей 3D-моделированию и анимации в учреждениях дополнительного образования как средство формирования метакомпетентности

В докладе представлены результаты работы по использованию ИКТ в обучении детей компьютерному моделированию и анимации в дополнительном образовании. Центральным звеном доклада является понятие метакомп...

Использование ИКТ в обучении детей навыкам бытового труда по теме "Питание"

В статье отслеживается эффективность использования ИКТ на занятиях по социально-бытовой подготовке в условиях реабилитационного центра для детей  подростков с ограниченными возможностями....

Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка

Из опыта работы.Использование информационно-коммуникационных технологий при  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка....

Развитие познавательной деятельности на уроках математики через использование игровых форм обучения детей с ОВЗ

"Игра  – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности...» (В.А.Сухомлинский).Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами ...

«Эффективное использование ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

В последнее время много говорится о внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Исследования по использованию компьютера доказывают не только возможность и целесообр...