Дополнительная образовательная программа "Экология и мы"
рабочая программа на тему

Рабочая программа  кружка "Экология и мы", 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»

Дополнительная образовательная программа по своему содержанию является эколого-биологической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени реализации  годичной.

Программа по экологическому образованию для 5 - 8 классов составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся в частности формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как национальная безопасность, гражданственность, природа, устойчивое развитие. Она направлена на развитие и воспитание гражданина России, владеющего экологической грамотностью, осознающего экологическую ответственность  за настоящее и будущее своей страны, мотивированного на повышение экологической культуры своей и своего окружения.  В программе учтены международные обязательства РФ по реализации идей образования для устойчивого развития и формирования ценности гармоничного развития общества и природы в пределах ресурсной емкости  биосферы

Программа определяет минимальный объём дополнительного образования экологической направленности  в 8 и 9 классах, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей (законных представителей).

Цели программы:  формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.

Программа рассчитана на 70 ч, 2часа в неделю.

Общая характеристика примерной программы 

дополнительного образованияэкологической направленности

Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Виды учебной деятельности: проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности: исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии школьной газеты (стенда) «Экологический вестник»; проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.

Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде 7 разделов-модулей.

1. «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению»

2. «Экологическая грамотность: уроки прошлого»

3. «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности»

4. «Экономное потребление: учусь быть взрослым»

5. «Экологическая безопасность в природной среде»

6. «Мой вклад в экологическое просвещение»

7. «Я и моя Югра. Экологическая безопасность родного края»

Описание места дополнительного образования

«Моя экологическая грамотность» в учебном плане.

Содержание компонента экологического дополнительного  образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.

Рабочая программа авторов, Е.Н. Дзядковской, А.Н. Захлебного, А.Ю. Либерова, внеурочной деятельности составлена из расчёта 140 ч, включая 20% времени, отводимого на вариативную часть рабочей программы.

Результаты  дополнительного образования  «Моя экологическая грамотность».

Цели и результаты дополнительного образования экологической направленности в 5-8  классах формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Дополнительное образование выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции.

Развивающая направленность доп. образования реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.

Воспитательная и социализирующая функции обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в экологических ценностях.

Личностные результаты предусматривают умения:

  • оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
  • позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
  • выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
  • демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

  • объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
  • представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
  • рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
  • находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
  • представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
  • пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
  • различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
  • называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
  • выполнять проект;
  • называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
  • позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

  • о научной области экологии, предмете её изучения;
  • о принципе предосторожности;
  • о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
  • об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
  • о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
  • о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
  • о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
  • давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
  • применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
  • устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительногопотребительства;
  • называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
  • приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Основное содержание курса

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению

Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.

Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности. Кружок «Экология и мы» и редакция школьной  газеты «Экологический вестник» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления достоверной экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества.

Формы организации  деятельности:

Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.

Ролевая игра «Экологический след нашего класса».

Заседание редколлегии классной газеты «Экологический вестник».

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого

Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.

Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

Формы организации деятельности:

«Экологический следопыт» (исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете).

Киноклуб: этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов России, региона.

Практикум.Демонстрация опытов.Выпуск газеты.Уроки для младших школьников, сверстников.

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности

Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.

Формы организации деятельности:

«Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами, консультация у специалистов).

Встречи со специалистами.

Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.

Урок для родителей на тему «Наши полезные советы».

Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым

Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,

художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.

Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.

Формы организации деятельности:

«Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).

Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережения. Оформление их результатов в школьной газете.

Урок для родителей «Учимся жить экономно».

Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа — наш дом».

Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде

Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.).

Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.

Формы организации деятельности:

Психологический практикум-тренинг.

Ролевая ситуационная игра.

Практикум, демонстрационные опыты.

Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идёт по следу» (1994), режиссёр А. Бабаян.

Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.

Формы организации деятельности:

Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).

Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.

Раздел 7.  «Я и мой округ»

Родина как место, где человек родился, природа родины; традиции, нравы, обычаи Малой  Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека. Природа родного края,  флора и фауна, национальные парки, заповедники.  Рациональное природопользование.

Формы организации деятельности:

«Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).

Проекты по разработке и изучению эффективности разных способов ресурсосбережения. Оформление их результатов в школьной газете.

Театрализация хантыйских праздников «Вороний день», «День оленевода», и т.д.

Киноклуб: документальные фильмы из цикла «Бубен Шамана».

Календарно - тематическое планирование кружка «Экология и мы»

№п/п

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Экология как область научного знания.

2.09

Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире.

4.09

Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости.  

7.09

Экологический риск как вероятность опасности.

11.09

Экологическая безопасность.

14.09

Роль средств массовой информации

18.09

Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, правильного её использования

21.09

Кружок «Туесок» и редакция школьной газеты «Экологический вестник» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления необходимой экологической информации.

25.09

Источники информации об экологической культуре разных народов: традиции, музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений.

30.09

Сбор, фиксация информации, её обобщение и преобразование в популярный текст

2.10

Экологические традиции и обычаи народов России

7.10

Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества.

9.10

Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма.

14.10

Возможность использования традиций прошлого в современном мире

16.10

Важность достоверности информации («предупреждён - значит вооружён»).

21.10

 Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации.

23.10

Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др.

28.10

Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»).

30.10

Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой.

6.11

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

11.11

Важность достоверности информации («предупреждён - значит вооружён»).

13.11

Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли.

18.11

Причины формирования сходных ценностей у разных народов.

20.11

Ограниченность природных ресурсов на планете.

25.11

Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия

27.11

Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др.

2.12

Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни.

4.12

Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека.

9.12

Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, познании.

11.12

Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой.

16.12

Ценность эстетической привлекательности природной среды.

18.12

Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры

23.12

Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека.

25.12

Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, познании.

6.01

Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой.

8.01

Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.).

13.01

Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде

15.01

Край, в котором я живу.

20.01

Герб, флаг ХМАО

22.01

Дружная югорская семья

27.01

Памятники Югры - хранители истории.

29.01

Памятники Когалыма

3.02

Сказки народов Севера – кладец мудрости.

5.02

Загадки  народов Севера

10.02

Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта

12.02

Посещение городского краеведческого музея

17.02

Фольклорные праздник (Медвежий праздник)

19.02

Фольклорные праздник (Вороний праздник)

24.02

Сезонные изменения в природе

26.02

Многообразие растительного мира Югры

2.03

Многообразие животного мира Югры

4.03

Животный и растительный мир Югры

9.03

Красная книга Югры

11.03

Травы Югры

16.03

Зеленая аптека Югры

18.03

Посещение городского краеведческого музея

1.04

Экскурсия по городу

6.04

Города нашего края

8.04

Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Югры

13.04

Творчество Ю. Шесталов, Е. Айпин

15.04

«Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер

20.04

Мои земляки – герои и участники великой Отечественной войны

22.04

Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне

27.04

Встреча с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане

29.04

Писатели  и поэты Югры

4.05

Художники Югры

6.05

Политические лидеры Югры.

11.05

Югорский лес весной

13.05

Леса Югры –краса Земли

18.05

Итоговое занятие

20.05

Итого: 70 занятий, 140 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...