Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в реализации ФГОС основной школы
учебно-методический материал на тему

Савчук Наталья Геннадьевна

В презентации представлены требования ФГОС в сфере формирования и развития  ИКТ- компетенции. Предложены примеры из некоторых предметных областей.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в реализации ФГОС основной школы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ(извлечение):
10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать:
II. Требования к результатам освоенияосновной образовательной программы основного общего образования
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика:
Изобразительное искусство:
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
11.7. Технология
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образованияОсновная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Программа развития универсальных учебных действий  (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на:формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.
Программа должна содержать:
описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;9) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий;
Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее – система условий) должна содержать :описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических
22. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают:
Уровень квалификации работников образовательного учреждения должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – также квалификационной категории.Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.В системе образования должны быть созданы условия для:комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающего возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников, по вопросам реализации основной образовательной программы, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:
- информационно-библиотечные центры с рабочими зонами,  оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;- полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации);- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей;- художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;-проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;-проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);-обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся- планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;-выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения
Информационно-образовательная  среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
-информационно-методическую поддержку образовательного  процесса;-планирование образовательного процесса и его ресурсного  обеспечения;-мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;-мониторинг здоровья обучающихся;-современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;-дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их  родителей (законных представителей),  педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;-дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования
включает характеристики оснащения: информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
ИКТ в реализации ФГОС
ИКТ в мониторинге компетенций учащихсяИнформационная компетентность учителя
ИКТ в мониторинге компетенций учащихся
Тестовые технологии с применением ИКТБесплатный и платный Soft для школыТестирование с программой MyTestИспользование тестовых работ с применением компьютерных технологий.
Информационная компетентность учителя
Использование ИКТ-технологий на основных типах уроков
Урок изучения нового
Урок закрепления знаний
Урок применения знаний
Урок обобщения и систематизации
Урок контроля знаний
ЦОР по музыке
ЦОР по математике
Компьютерные программы по химии
Virtual Chemistry Lab — Программа представляет из себя виртуальную химическую лабораторию со множеством возможностей. Программа интуитивно понятна: имеется так называемый рабочий стол и две "полки" - для инструментов и химикатов
ЦОР по химии
EquPixy Надстройка для MS Word, облегчающая работу с химическими и математическими формулами и с химическими уравнениями.
ЦОР по физике
Школьная геоинформационная система для работы с цифровыми картами и космическими снимками
ЦОР по биологии
Компьютерные программы по географии
Greenfish Relief Map Generator Утилита для создания изображений рельефных карт. Пользователь может настраивать цвета, названия городов (берутся из текстового файла) и многое другое.| Английский интерфейс |
LexiconerПрограмма для пополнения словарного запаса. Будет полезна всем, кто изучает иностранные языки.
Компьютерные программы по английскому языку
ABC Simulator ProТренажер для запоминания английских слов, их правильного произношения и написания. Имеется встроенное ядро для грамматических тестов.
Компьютерные программы по английскому языку
Карты(измерение расстояния)
Карты (маршрут от школы до дома)
!!!
Тестовые технологии с применением ИКТ
Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор множественный выбор установление порядка следования установление соответствия ручной ввод числа ручной ввод текста выбор места на изображении
Множественный выбор ответов
Для организации совместной деятельности школьников - современный веб-сервис Stixy
Сервис Stixy (виртуальная интерактивная доска) – позволяет размещать стикеры с необходимыми записями, изображения (фотографии), файлы различных форматов, листы виртуального календаря. Работать с созданной доской может один автор, а если предоставляется доступ другим пользователям, то создаётся коллективный продукт. Моя цветочная клумба

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В 5 – 7 КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Примерная программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по инфо...

Использованию ИКТ на уроках математики, в том числе в рамках реализации ФГОС основной школы

Данный материал был представлени на методическом объединении учителей естественно-математического цикла. В нет раскрывается вопрос о использовании ИКТ на уроках математики, а также затронут вопрос о р...

Статья на тему "Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС"

Информационно-коммуникационные технологии в условиях реализации ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)...

Информационно-коммуникационные технологии в управлении реализацией ФГОС второго поколения

Информационно-коммуникационные технологии в управлении реализацией ФГОС второго поколения...

Использование ИКТ на уроках математики в рамках реализации ФГОС основной школы

Использование ИКТ на уроках  математики в рамках реализации ФГОС основной школы...

«Информационно-коммуникационные технологии в управлении реализацией ФГОС второго поколения»

Переход  российского образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Современ...