Выступление на педагогическом совете «Хорошо организованный современный урок- основа качественного обучения и воспитания»
методическая разработка на тему

Конина Елена Викторовна

Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Значит, актуален вопрос: “Что такое современный урок?”

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   «Урок – это зеркало общей и 

педагогической культуры учителя, 

мерило его интеллектуального богатства, 

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Теоретическая часть

      Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации.

Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Значит, актуален вопрос: “Что такое современный урок?”.  Вот что об этом говорят учащиеся:

Современный урок – это понятный для нас урок.

Современный урок – это весёлый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются”.

Современный урок – это разнообразный урок”.

Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком”.

Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов”.

Современный урок - это урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни”

     В педагогической литературе дается следующее  определение современному уроку: современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  1. личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  2. содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета);
  3. методов и приёмов обучения.

 Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание.

Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:

1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

4. Организация урока динамична и вариативна.

5. На уроке используются современные педагогические технологии.

                                         Структура современного урока

          Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

Можно выделить следующий набор этапов урока:

- организационный этап;                                                                                                                 - этап проверки домашнего задания;                                                                                                     - этап актуализации субъективного опыта учащихся;                                                                        - этап изучения новых знаний и способов деятельности;                                                                      - этап первичной проверки понимания изученного;                                                                          - этап закрепления изученного;                                                                                                    - этап применения изученного;                                                                                                       - этап обобщения и систематизации;                                                                                             - этап контроля и самоконтроля;                                                                                                    - этап коррекции;                                                                                                                                - этап информации о домашнем задании;                                                                                        - этап подведения итогов учебного занятия;                                                                                     - рефлексия.

Типология современного урока

Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком:

комбинированный урок; урок усвоения новых знаний учащимися; урок закрепления изучаемого материала; урок повторения; урок систематизации и обобщения нового материала; урок проверки и оценки знаний.

Общие требования к современному уроку.

Общие требования кратко можно сформулировать так:

- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

 - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

                                                       Практическая часть.

Проблемное обучение

Одним из эффективных средств усиления воспитательной функции урока является проблемное обучение. Сегодня под проблемным обучением       понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Использование на уроках технологии проблемного обучения  позволяет научить детей мыслить логически, научно, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся; формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного мировоззрения.

Проблемное обучение существенно отличается от традиционного. При проблемном обучении учитель либо не даёт готовых знаний, либо даёт их на особом предметном содержании – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).

Учебный процесс в условиях проблемного обучения имеет следующую структуру:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика

  • создает проблемную ситуацию
  • организует размышление над проблемой и ее формулировкой
  • организует поиск гипотезы
  • организует проверку гипотезы
  • организует обобщение результатов и применение полученных знаний
  • осознают противоречия
  • Формирует проблему
  • выдвигают гипотезы, объясняющие явления
  • проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
  • анализируют результаты, делают  выводы.
  • применяют полученные

     знания

   

 На уроке, проводимом по технологии проблемного обучения,  соблюдаются следующие этапы:

- мотивация, создание проблемной ситуации;

- выдвижение гипотез и их запись на доске;

- исследование (теоретическое, практическое);

- обмен информацией при работе в группах, парах, представление работы;

- обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез);

- подведение итогов урока, рассмотрение новых вариантов решения проблемы;

- домашнее задание;

- рефлексия.

Существует несколько критериев, позволяющих оценить работу учащихся на таком уроке:

  1. самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
  2. самостоятельное усмотрение проблемы в привычной и незнакомой ситуации;
  3. видение новой функции знакомого объекта, явления;
  4. способность выделять в объекте, процессе, явлении его структурные и функциональные компоненты;
  5. самостоятельное предложение альтернатив, вариантов решения проблемы, разных способов поиска ответа;
  6. успешное комбинирование ранее известных способов решения проблемы для выработки нового, до сих пор не применявшегося.

 На своих уроках я часто использую проблемный метод обучения.

Рассмотрим подробнее некоторые ситуации.

 

Пример 1. Практически на каждом уроке я  привлекаю учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяю существенные признаки предмета или явления. Например, учащиеся усвоили понятие «прямоугольник» и переходят к изучению квадрата. Необходимо определить понятие «квадрат». На доске я нарисую несколько  квадратов разных по размерам,  положению, по цвету. Нужно установить, что общего во всех этих фигурах, дать определение понятия «квадрат». После многократного повторения этот приём закрепляется в сознании школьника как способ определения понятия, как средство познания окружающей действительности.

Пример 2. Например, в 8 классе по алгебре, при изучении темы “понятие арифметического квадратного корня” учащимся можно предложить указать множество целых или дробных рациональных чисел, квадрат которых:

9; -9; 1/4; 0; 1/25; 25; 4; 2.

Последний случай вызвал затруднения. Возник вопрос: существует ли вообще число, квадрат которого равен 2?

Под руководством учителя была доказана теорема: “Не существует рационального числа, квадрат которого равен 2”.

После этого учащиеся начертили квадрат, длина стороны которого равна 1 длины, т.е. с площадью 1 кв.ед. Продолжив две стороны квадрата на 1 линейную единицу и выполнив дополнительное построение, они поучили фигуру ABCD , которая является квадратом с площадью 2 кв.ед. Если длина стороны такого квадрата Х, то S=x2, т.е. x2=2.

Значит, “существует число квадрат которого равен 2”. Проблема на лицо. Сравнивая выводы, учащиеся после некоторого замешательства приходят к выводу, что, наверное, существует такое число, квадрат которого равен 2, но оно не является рациональным. Далее учитель рассказывает им об иррациональных числах и за тем было предложено изучение материала с использованием учебника.

   Пример 3, где при решении проблемной ситуации учащимся необходимо:  выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.

 «Признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2» (Математика, 5 класс).

На доске записаны числа: 1 289 565, 246 560, 24, 188 536, 1873.

Ученикам предлагается найти среди этих чисел те, которые делятся на 10, на 5 и на 2, не производя деления; написать несколько многозначных чисел, делимость которых на 10, на 5 и на 2 они могут предугадать; попытаться найти признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2. Высказать своё мнение: стоит ли этим заниматься? Не проще ли разделить? Разрешается обсуждение с соседом или в группе. После высказывания предположений ученики проверяют их непосредственным делением. Затем идет сопоставление с учебником, и формулируются окончательные выводы.

Пример 4, побуждающий учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задания: рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными,  и сделать самостоятельное обобщение.

 «Функция у=ах2, её графики свойства». (Алгебра 8 класс)

Учащимся предлагается построить попарно  графики функций у=2х2 и у= -2х2и, опираясь на непосредственное изображение графиков, заполнить таблицу:

Свойства функции

у=2х2 (у=ах2, а>0)

у= -2х2 (у=ах2, а<0)

1.Область определения функции

2.Область значения функции

3.Нули функции

4.График функции и его расположение

5.Промежутки возрастания и убывания функции

 После заполнения таблицы учащиеся делают окончательные выводы и формулируют основные свойства.

   Пример 5. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задания рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, и на основе сравнения и анализ сделать  выводы и заключения.

«Формулы сокращённого умножения» (Алгебра 7 класс)

    При изучении  темы учитель предлагает ученикам решить ряд примеров, ранее известным им способом умножением многочлена на многочлен. Одновременно с учениками учитель решает эти примеры, записывая решение так, чтобы ученики не видели, а затем предлагает проверить решение и записи.

Запись учеников

Запись учителя

а) (2-а)(2+а) = 4 + 2а – 2а – а2 = 4 - а2

б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 + 30с – 30с - 36 =25с2 - 36

в)  (8+ 3у)(8 – 3у)= 64 – 24у +24у – 9у2 = 64 - 9у2

а) (2-а)(2+а) =  4 - а2

б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 - 36

в)  (8+ 3у)(8 – 3у)=  64 - 9у2;

Ученики,  сравнивая ответы и записи решений, видят, что запись решения, сделанная учителем короче, но при этом ответы одинаковые. И тут учитель предлагает учащимся найти некоторые закономерности, которые потом формулируются в правило. Особое внимание учеников при изучении темы «Формулы сокращённого умножения» обращается на то, что знание формул широко используется в заданиях. ЕГЭ и ГИА.

Пример 6.

Перед изучением темы о сумме углов треугольника предлагаю такую задачу: “Построить треугольник по трём заданным углам:

а) Image158А =90°, Image159В = 60°, Image159С = 45°;

б) Image159А =70°, Image159В = 30°, Image159С = 50°;

в) Image159А =50°, Image159В = 60°, Image159С = 70°”.

После решения этой задачи учащиеся сами делают вывод. Я привела лишь некоторые примеры, на самом деле существует их гораздо больше.

Игровая технология обучения.

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Игра – творчество, игра – труд. Эффективность такой формы зависит не от принуждения, не от механического воспроизведения, а от того, что учащиеся проявляют собственный выбор внутри жёстких рамок задания. Важным показателем эффективности игры, на мой взгляд, является моральное удовлетворение, отсутствие страха, неуверенности.

   В своей работе я очень часто провожу урок – игру или ввожу элементы игры. Начиная с 5-ого класса, применяю уроки с элементами театрализации, на которых присутствуют персонажи сказочных героев, которые заставляют детей с радостью выполнять любое задание. Это создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, делает восприятие более активным, эмоциональным, творческим.

Компьютерная технология обучения.

   Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями. В своей работе я тоже использую информационно – коммуникативные технологии. Популярным на сегодняшний день стало создание презентаций к урокам.

В программах по математике на вопросы исторического характера не предусматривается ни одного часа, тогда как математика и история – две неразрывные области знания. Конечно, в учебниках мы встречаем исторические страницы, но материала там недостаточно. В старших классах я даю учащимся опережающее задание, и учащиеся находят очень много интересного, делают презентацию и показывают на уроках. Учащимся это очень интересно. В других классах сама готовлю историческую справку, а с помощью компьютера это всегда интереснее, чем прочитанное или рассказанное. Презентация применяется и при введении и закрепление нового материала, при проверке усвоения изучаемого материала. На всех этапах урока использование электронной презентации позволяет за ограниченное рамками урока время дать больший по объёму материал, сочетать одновременно несколько вариантов работ.  Готовлю с помощью компьютера простейшие дидактические материалы, например для проведения контрольных работ. Контрольная работа по математике проводится с целью определения конечного результата в обучении, умения применять знания для решения задач определённого типа, изучаемых в данной теме. Очень полезны на контрольной работе задания по выбору учащихся (например, на “5” сделать пять из семи или шести заданий и указания уровня обязательных результатов, без которых не ставится три). Для формирования адекватной самооценки учащихся проводится работа, в которой учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности.

Сдача выпускниками школы ЕГЭ по математике поставила перед нами ряд вопросов: Как обучать в новых условиях? Как организовать свой урок так, чтобы учащиеся после экзамена получали удовлетворение, а не говорили, что “мы таких заданий не решали?” Для этого провожу тестирование.

   Информатизация образовательного процесса – это реальность сегодняшнего дня.     

Дополнительно :

Часто приходится видеть, что математику преподают как науку безымянную. Ученики заучивают теоремы, формулы, законы, а об их авторах не слышат ни слова. В моем кабинете оформлен стенд «Математика- царица наук». Он знакомит учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся математиков.  Дети пишут сочинения на тему «Зачем нужна математика», готовят стенгазеты.

Заключение

         В заключение необходимо подчеркнуть, что современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности школьников с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, оставаясь при этом комфортным, ориентированным на развитие личности каждого ребенка в условиях коллективного обучения.

Итак, каким же должен быть современный урок? Для меня современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования. Таким образом, школа сегодняшнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею.
Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание в современной школе"

Данный материал бвл подготовлен к выступлению на педагогическом совете по теме  "Патриотическое воспитание в современной школе". Материалы для данного выступления основываются на многолетние...

Выступление на педагогическом совете "Критерии эффективности современного урока в условиях перехода на ФГОС"

Выступление на педагогическом совете посвящено переходу средней школы на ФГОС....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Современное образовательное пространство".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Современное образовательное пространство"....

Доклад для выступления на педагогическом совете по теме «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»

Доклад для выступления на педагогическом совете по теме  «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"

В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитыв...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Организация /использование цифровой образовательной среды как средства воспитания современных школьников"

Наступило новое время – время информационных технологий и высоких достижений, когда массово внедряются цифровые технологии во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образовани...