Письмо ФГОС ООО
учебно-методический материал на тему

Тимохин Алексей Александрович

С 1 сентября 2015 г. во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации в штатном режиме вводится федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт). Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644, и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_fgos_ooo_metod_rekom_07.08.2015.doc318.55 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо от 07 августа 2015 года № 08-1228

Органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, осуществляющие

общее управление в сфере образования

О направлении рекомендаций

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – методические рекомендации), разработанные Российской академией образования.

Просим довести до сведения руководителей общеобразовательных организаций информацию о разработанных методических рекомендациях.

Директор Департамента

А.В. Зырянова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

С 1 сентября 2015 г. во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации в штатном режиме вводится федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт). Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644, и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Данные материалы адресованы педагогическим работникам, родителям обучающихся, руководителям образовательных организаций, а также представителям органов государственно-общественного управления школ, общественных организаций.

Методические рекомендации могут быть использованы при организации разъяснительной работы с участниками образовательных отношений, при разработке как основной образовательной программы в целом, так и отдельных ее компонентов, локальных актов по основным вопросам организации образовательной деятельности и другой предусмотренной Стандартом документации.

1. Что такое «основное общее образование»

Основное общее образование является одним из уровней общего образования (наряду с уровнями дошкольного, начального общего и среднего общего образования) и направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению) (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

2. Где и в какой форме можно получить основное общее образование?

Основное общее образование можно получить:

 – в образовательной организации в очной, очно-заочной, заочной форме;

– вне образовательной организации – в семье (семейное образование) (статьи 17 и 63 Федерального закона № 273-ФЗ).

Кроме того, обучающимся предоставлено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-Ф3).

3. Какой срок установлен для получения основного общего образования в Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 2 Стандарта, срок получения основного общего образования составляет пять лет.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования увеличивается не более чем на один год.

4. Каков порядок применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации основной общеобразовательной программы?

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2.

5. Обязан ли педагогический работник при переходе на Стандарт пройти повышение квалификации?

Согласно пункту 22 Стандарта непрерывное профессиональное развитие работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу основного общего образования, должно обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года. Педагогический работник обязан систематически повышать свой профессиональный уровень (пункт 7 части 1 статьи 48 Федерального закона 273-03).

На основании статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодателю предоставлено право определять необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, а также с учётом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 ТК РФ. При этом, согласно части 2 статьи 197 ТК РФ, право работников на дополнительное профессиональное образование реализуется путём заключения договора между работником и работодателем.

В договоре (в том числе трудовом договоре) могут, к примеру, содержаться:

обязанности работодателя по обеспечению реализации требований Стандарта к уровню квалификации педагогического работника, к непрерывности его профессионального развития путём освоения дополнительных профессиональных программ; по предоставлению в соответствии со статьей 187 ТК РФ гарантий и компенсаций работнику, направляемому на дополнительное профессиональное образование.

6. Каким образом в Стандарте учтены национальные и этнокультурные особенности народов России?

Стандарт учитывает национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Учебные планы основных образовательных программ основного общего образования должны обеспечивать возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливать количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Кроме того, согласно Стандарту, предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов России» является обязательной. Изучение данной предметной области должно обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область может быть реализована через включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей, а также учебный предмет по выбору участников образовательных отношений и в рамках внеурочной деятельности.

7. Какие предметные области являются обязательными при реализации Стандарта?

В соответствии со Стандартом обязательными являются следующие предметные области:

«Филология» (учебные предметы «Русский язык. Родной язык», «Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык»);

«Общественно-научные предметы» (учебные предметы «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»);

«Математика и информатика» (учебные предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»);

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

«Естественно-научные предметы» (учебные предметы «Физика», «Биология», «Химия»);

«Искусство» (учебные предметы «Изобразительное искусство», «Музыка»);

«Технология» (учебный предмет «Технология»);

«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» (учебные предметы «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»).

8. Является ли обязательным изучение второго иностранного языка?

Стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного. При составлении своей основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе.

9. Какой нормативный документ регламентирует порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основной образовательной программе основного общего образования?

Организацию и осуществление образовательной деятельности по образовательной программе основного общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, регламентирует Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.

10. Что такое сетевая форма реализации общеобразовательной программы?

Сетевая форма реализации образовательной программы предполагает совместную реализацию образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением, при необходимости, организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется образовательными организациями на основании договора (статья 15 Федерального закона 273-ФЗ).

11. На основе каких нормативных документов разрабатываются рабочие программы учебных предметов?

Рабочие программы учебных предметов разрабатываются образовательной организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных рабочих программ учебных предметов).

Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, а также право на участие в разработке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных предметов (пункт 3 части 3 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.

12. Что должны включать в себя рабочие программы учебных предметов и курсов?

Рабочие программы учебных предметов и курсов в соответствии со Стандартом должны содержать:

– пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

– общую характеристику учебного предмета, курса;

– описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

– личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

– содержание учебного предмета, курса;

– тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

– описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков. Обязательной частью тематического планирования является определение основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Рабочая программа позволяет распределить учебные часы по разделам и темам курса, указывая последовательность их изучения; перечень лабораторных работ, опытов, демонстраций, экскурсий, проектов (в зависимости от специфики учебного предмета). Объем времени, выделяемый на изучение учебного предмета, определяется с учетом примерного учебного плана основного общего образования, различные варианты которого включены в примерную основную образовательную программу основного общего образования.

13. На основании каких нормативных документов разрабатывается учебный план?

Учебный план является одним из основных механизмов реализации основной образовательной программы и определяет общий объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и учебных предметов, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных учебных планов).

Согласно Стандарту учебный план должен включать количество учебных занятий за 5 лет (с 5 по 9 классы) в объеме не менее 5267 и не более 6020 часов.

14. Какие требования Стандарт предъявляет к учебным планам?

Учебный план образовательной организации должен:

– формироваться с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и норм к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях;

– обеспечивать возможность преподавания и изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родного языка из числа языков народов Российской Федерации и устанавливать количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения;

– предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения.

15. Что такое индивидуальный учебный план?

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (пункт 23 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Индивидуальные учебные планы могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) с целью развития потенциала обучающихся, прежде всего, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Индивидуальный учебный план может предполагать также ускоренный курс обучения.

16. Какие требования Стандартом предъявляются к календарному учебному графику?

Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

– даты начала и окончания учебного года;

– продолжительность учебного года, четвертей (триместров);

– сроки и продолжительность каникул;

– сроки проведения промежуточных аттестаций.

17. Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность также, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей) (до завершения получения ребенком основного общего образования), а также с учетом имеющихся кадровых, материально-технических и иных условий.

Формы, способы и направления организации внеурочной деятельности определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы: клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, экскурсионный туризм, экспедиции, общественно полезные и естественно-научные практики, профильные смены (в том числе в каникулярный период в рамках деятельности лагерных смен).

В соответствии со Стандартом общее количество часов на организацию внеурочной деятельности в 5–9 классах – до 1750 часов за 5 лет обучения.

18. Включаются ли часы внеурочной деятельности в объём учебной нагрузки обучающихся?

Максимально допустимая учебная нагрузка, установленная пунктом 10.5 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, распространяется только на учебный план общеобразовательной организации, в том числе часть, формируемую участниками образовательных отношений, факультативные и элективные учебные предметы.

Учитывая, что план внеурочной деятельности реализуется общеобразовательной организацией в формах, отличных от урочной, количество часов, определенных Стандартом на его реализацию, не может быть включено в объем предельно допустимой учебной нагрузки.

19. Что такое план внеурочной деятельности?

План внеурочной деятельности – обязательный элемент организационного раздела основной образовательной программы общеобразовательной организации, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности для уровня основного общего образования.

План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает:

– план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.;

– план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по учебным предметам программы основной школы, предметные недели и т.д.);

– план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т.д.);

– план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);

– план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся);

– план воспитательных мероприятий и др.

20. На основе каких документов разрабатываются рабочие программы курсов внеурочной деятельности?

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы основного общего образования.

21. Какие требования к программам курсов внеурочной деятельности предъявляет Стандарт?

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

– пояснительную записку, в которой конкретизируются цели образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

– личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

– содержание курса внеурочной деятельности;

– тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

– описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

22. На что должна быть направлена программа воспитания и социализации обучающихся?

Программа должна быть направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, в том числе:

– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения;

– формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности;

– формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров, в том числе антикоррупционного сознания и норм здорового и безопасного образа жизни;

– развитие осознанных потребностей в занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни; формирование экологической культуры.

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа и человечество.

23. Какова структура программы универсальных учебных действий (УУД)?

Программа УУД должна содержать:

– цели и задачи;

– описание места Программы и ее роли в реализации требований Стандарта;

– описание понятий, функций, состава и характеристик УУД и их связи с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельностью, а также места УУД в структуре образовательной деятельности;

– типовые задачи по формированию УУД;

– описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

– описание условий, обеспечивающих развитие УУД у обучающихся;

– методику и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися УУД и др.

Более полная структура программы УУД, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно -коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, отражена в примерной основной общеобразовательной программе основного общего образования (www.fgosreestr.ru).

24. Какие требования предъявляет Стандарт к программе коррекционной работы?

Программа коррекционной работы должна быть направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, оказание им помощи в освоении образовательной программы основного общего образования.

Она должна носить комплексный характер и обеспечивать обучающимся с особыми образовательными потребностями, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию:

– выявление и удовлетворение их потребностей при освоении образовательной программы основного общего образования (в урочной и внеурочной деятельности), в совместной педагогической деятельности работников образования, семьи и других институтов общества;

– дальнейшую их интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

– оказание комплексной, индивидуально ориентированной поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;

– создание специальных условий обучения и воспитания, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности.

25. Какова структура программы коррекционной работы

Программа должна содержать:

– цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования;

– перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями образовательной программы основного общего образования;

– систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

– механизм взаимодействия учителей, работников в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, и других организаций;

– планируемые результаты коррекционной работы.

26. Какие требования Стандарт предъявляет к системе оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования?

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования должна:

– закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

– ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения образовательной программы;

– обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

– обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения образовательной программы;

– предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга.

27. Из чего складывается итоговая оценка освоения обучающимися основной образовательной программы?

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, необходимых для продолжения образования.

При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно -практических и учебно-познавательных задач.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы включает две составляющие:

– результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы;

– результаты государственной итоговой аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Итоговой оценке не подлежат ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

28. Какие требования к кадровым условиям реализации образовательной программы основного общего образования предъявляет Стандарт?

Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы основного общего образования включают:

– укомплектованность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогическими, руководящими и иными работниками;

– уровень квалификации педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

– непрерывность профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей образовательную программу основного общего образования.

29. Какие требования к финансово-экономическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования предъявляет Стандарт?

Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны:

– обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования;

– обеспечивать организации, осуществляющей образовательную деятельность, возможность исполнения требований Стандарта;

– обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы основного общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая внеурочную деятельность;

– отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации образовательной программы основного общего образования, а также механизм их формирования.

30. Какие требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы основного общего образования предъявляет Стандарт?

Материально-технические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, а также соблюдение:

– санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательной организации, её территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию);

– требований к санитарно-бытовым условиям (оборудованию гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);

– требований к социально-бытовым условиям (оборудованию в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обучающихся);

– строительных норм и правил;

– требований пожарной и электробезопасности;

– требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;

– требований к транспортному обеспечению обучающихся; требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

– требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, установленных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.

Также материально-технические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

31. Какие требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы основного общего образования предъявляет Стандарт?

Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

– преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности;

– учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

– формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

– вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры, дифференциации и индивидуализации обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

– диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации, осуществляющей образовательную деятельность);

– вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

32. Какие требования предъявляет Стандарт к информационно-методическим условиям реализации образовательной программы общего образования?

Информационно-методические условия реализации образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеров, иного информационно-коммуникационного оборудования, коммуникационных каналов, системы современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

33. Каковы нормы обеспеченности учебниками и учебными пособиями в соответствии со Стандартом?

Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в пределах Стандарта определяется исходя из расчета:

– не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;

– не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно -методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах Стандарта осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Необходимо учитывать, что пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами Стандарта, и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЖ и ФГОС - метод.письмо

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   в условиях введения введения ФГОС...

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.

Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...

Использование технологии критического реализма через чтение и письмо в рамках уроков по ФГОС

Данная презентация поможет учителю, начинающему работать по ФГОС ООО, определиться с выбором методов и приёмов....

Разработка элемента урока по речевой деятельности письмо 5 класс ФГОС

Не секрет,что введение новых стандартов озадачило,как учителей,так и учеников.Я предлагаю Вашему вниманию разработку по речевой деятельности аудирование для 7 класса и письмо для 5 класса.Это практиче...

Методическое письмо об обучении татарскому языку и литературе на основе ФГОС (09.09.2014)

Методическое письмо об обучении татарскому языку и литературе на основе ФГОС (09.09.2014)...

«Технология критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО» (обобщение опыта).

Обобщение опыта работы с технологией РКМЧП на уроках русского языка и литературы в 5 и 6 классах в условиях введения ФГОС ООО.Активное применение приемов и методов  данной технологии , фрагменты ...