Презентация "Портфолио старшеклассника как способ повышения самостоятельности"
учебно-методическое пособие на тему

Коледа Ольга Сергеевна

Данная работа рассматривает значение портфолио, его виды и значимость

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuyte.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, мы рады приветствовать вас снова в нашей школе. Мы продолжаем работу над темой «Самообразование и саморазвитие школьника в рамках современной школы»

Несмотря на то, что это опорная, но всё-таки школа, поэтому мне бы хотелось начать с проверки домашнего задания: вам нужно было разработать основные цели  к воспитательной программе. Я готова выслушать вас.

Что ж, в принципе всё как в нормальной школе, будем выполнять по ходу занятия.

С домашним заданием мы разобрались, теперь перейдём к новой теме, которая звучит «Значение портфолио в самообразовании ученика»

Цель нашего занятия:

  1. Выявить значимость портфолио при формировании самостоятельности старшеклассников;
  2. Проанализировать существующие виды портфолио с целью выбрать наиболее приемлемое для современного образования

Поскольку тема опорной школы связана с саморазвитием и самообразованием школьника, то следует сказать, что именно эти критерии связаны с индивидуальностью учащегося, а что лучше позволит раскрыть личностные качества каждого ребёнка, как не портфолио.

Скажите, пожалуйста, может быть кто-нибудь уже работал с методикой портфолио? Тогда я попрошу вас помогать мне в ходе нашей работы.

Мне бы хотелось спросить вас, как вы думаете, что же такое портфолио?

 

Готовясь к нашему разговору, я просмотрела много методической литературы и пришла к выводу, что в принципе, все определения портфолио можно свести к двум основным:

  •   целенаправленное собирание работ учащихся, которые показывают усилия учащихся, их развитие и достижения в одной или нескольких областях учебного плана
  • Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения

Вы знаете, что в современном обществе приоритетными становятся не столько знания, сколько способности людей адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место. Не для кого из вас не секрет. Что становление таких умений может обеспечить современный образовательный процесс, в котором в центре внимания педагога – личность ученика, его активная самостоятельная познавательная активность.

В качестве возможной формы организации такого образовательного процесса мы и рассматриваем сегодня технологию портфолио, практическая реализация которого требует построения определённого алгоритма действий.

Каковы же цели портфолио?

 

  •    Представить отчёт по процессу образования подростка
  • Увидеть картину значимых образовательных результатов в целом
  • Обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте
  • Продемонстрировать его способности применять на практике приобретённые знания и умения

Исходя из этих целей, портфолио помогает решить следующие педагогические задачи:

  • Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников
  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
  • Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
  • Закладывать предпосылки и возможности для успешной социализации

В таком случае возникает вопрос: «Кому же в большей степени нужно портфолио?»

Как вы видите, во-первых, родителям учащихся, ведь каждому возрасту присущи свои проблемы, свои нюансы извечного конфликта отцов и детей. Родители идут к классному руководителю за советом, с просьбой о помощи. И когда он может сослаться на результаты тестов с пояснениями школьного психолога, на записи индивидуальных бесед(конечно в рамках педагогической этики), на всевозможные рейтинговые показатели, на графики уровня личностного роста, таблицы взаимоотношений в классе, анализ участия ученика в жизни класса и школы, родитель начинает более серьёзно задумываться о причинах возникающего взаимонепонимания собственного ребёнка.

Во-вторых, Классному руководителю, учителю, ведь именно он обязан отслеживать пути и этапы становления личности ученика, делая промежуточные выводы о развитии ребёнка, его адаптации к различным ситуациям и условиям, будь то учёба, общение во дворе, занятия в кружках, взаимоотношения в семье, с друзьями.

И  ученику, в большей степени, особенно ему. Хотя, конечно же, не стоит выставлять портфолио целиком на обозрение учащегося, ведь в каждой профессии есть своя «кухня», куда посторонним вход строго воспрещён. Но таблица, в которой отражено, к примеру, имеющее место снижение успеваемости, общее число отрицательных и положительных выборов в «Рейтинге популярности», показатели повышения или понижения уровня активности, оценки за четверть с выведением среднего балла по каждому предмету – это демонстрационный материал для индивидуальной работы с учеником.

Исходя из всего сказанного, можно сделать промежуточный вывод о том, что Технология портфолио позволяет

интегрировать три составляющие процесса обучения:

  1. Преподавание
  2. Учение
  3. Оценивание

Чтобы разработать алгоритм реализации технологии портфолио, необходимо определить, с какой целью мы работаем, какой тип портфолио целесообразно использовать, чтобы обеспечить полноценное формирование и развитие личности старшеклассника.

Для того, чтобы нам легче было в этом разобраться, я предлагаю вам небольшой творческий эксперимент. У каждой группы на столах лежат большие листы - это своеобразное портфолио, какого-то ученика, имя его условно написано сверху. Ваша задача – при помощи клея и выданных вам нарезанных листочков  с характеристиками, сформировать ваше портфолио и защитить его, обосновав выбор тех или иных критериев.

Защита творческих проектов  

Выделяются Различные типы портфолио, содержания и цели создания которых являются схожими.

Виды портфолио:

  1. Портфолио отчёт
  2.  Рефлексивный портфолио  
  3. Тематический (проблемно-исследовательский) портфолио)
  4. Портфолио успешности
  5. Портфолио документов
  6. Портфолио отзывов
  7. Многоцелевое (комплексное)портфолио
  8. Портфолио достижений

Давайте поговорим о каждом виде портфолио

  1. Портфолио отчёт или портфолио работ представляет собой широкий спектр работ по учебным дисциплинам. Его цель – показать, что учащийся справился с программой обучения.

  1. Рефлексивный портфолио, или портфолио самооценки, имеет своей целью обучение адекватной самооценке собственных достижений и возможностей, рефлексию собственной деятельности.

  1. Тематический портфолио – его цель задаётся в рамках изучения конкретной темы и сама технология выступает как инструмент обратной связи в учебном процессе

  1. Портфолио успешности как раз и будет отображать успеваемость ученика по отдельным предметам или по всем, включать в себя ведомости по каждой четверти со средним баллом по каждому предмету за четверть, год и т.д.

  1. Портфолио документов портфель документированных индивидуальных достижений

  1. Портфолио отзывов оценка учеником своих достижений, проделанный им анализ различных видов деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих этапов деятельности, а также отзывы, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками дополнительного образования.

  1. Портфолио достижений – демонстрация различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, описание основных форм и направлений его творческой активности

  1. Комплексный портфолио.   С учётом всего изложенного, конечно же, наиболее оптимальным и эффективным  типом портфолио, способствующим формированию самообразовательной компетенции, может быть только многоцелевой портфолио: он имеет не конкретную, а комплексную цель, а именно: Демонстрацию достижений, отчёт по результатам учебной деятельности и самооценивание этих результатов.

Делая подобный вывод, мы исходим из того, что сочетание в многоцелевом портфолио функции портфолио достижений, портфолио отчёта и портфолио самооценки позволит объединить их положительные характеристики м минимизировать недостатки.

Обращаю ваше внимание на то, что основой технологии портфолио является развитие способности учащегося к самостоятельному управлению своей учебной деятельностью, поэтому я считаю, что нужно подробнее остановиться на этапах собственной учебной деятельности старшеклассника в рамках комплексного портфолио

 

                                               Этапы

                                        Собственной

                                       деятельности

  • Блок целеполагания Для постановки оптимальных учебных задач учащимся предлагается сопоставить свои потребности и ожидаемый результат с фактическим уровнем знаний и умений
  • Блок оценки и выбора средств нацелен на принятие учащимися решения относительно того, какие учебные материалы, технические средства будут использованы для выполнения учебной задачи
  • Блок самостоятельной учебной деятельности состоит в накоплении опыта использования изучаемого предмета в различных ситуациях
  • Блок обобщения и фиксирования результатов направлен на представления опыта использования изучаемого предмета, демонстрацию учебного продукта в формате портфолио

 

Немножко отличается алгоритм работы над творческим портфолио или портфолио достижений

  1. Мой портрет

      Мой характер

        Мои дела

        Любимые занятия

        Я в школе

2. Мои цели

      Мои цели в учебном году и в каждой четверти

       Модель продвижения к цели

       Лестница успеха

3. Мои достижения

       Мои лучшие работы

       Мои награды

       Достигнутые результаты      

4. Копилка

       

Демонстрация существующих в школе портфолио (Мельник, Азарова, Радюк, Логвин, Ишкова)

В любом случае, над каким бы видом портфолио ва не работали, как уже было сказано выше, существуют схожие элементы, переходящие из портфолио в портфолио:

Общая характеристика ученика

  • Информационный лист
  • Резюме
  • Автобиография
  • Описание жизненных планов

Учебная успешность обучающегося

  • Информационные умения и навыки
  • Итоги успеваемости
  • Итоги контрольных
  • Поведенческая культура (Отношение к учебной деятельности, опоздания, пропуски уроков без уважительных причин)
  • Создание конфликтных ситуаций на уроке

Познавательная творческая деятельность

  • Творческие работы
  • Результаты участия в мероприятиях

интеллектуальной направленности.

Участие в общественно значимых мероприятиях

  • Выполняемая функция

              слушатель

              участник

              организатор

  • Уровень проведения

Следовательно, портфолио рассматривается как организационно-педагогическая технология, способствующая появлению потребности у учащихся в самообразовании, создающая условия для самостоятельной учебной деятельности и дающая возможность самооценки собственной деятельности.

Систематическое развитие умений планировать собственную деятельность, распределять время, сопоставлять и оценивать результаты своего учебного труда, а также овладение учебными навыками и приёмами работы с различными источниками информации, что способствует формированию готовности к самообразованию, подготовке к профессиональному выбору и ориентации в проблемах современной жизни.

И напоследок небольшая рефлексия –

П -                                                                      

О-          
Р-                                                                      
Т-
Ф-
О-
Л-
И-
О-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса студентов первых курсов к изучению предмета

Данное пособие предлагает нетрадиционные уроки по физике в группах первого курса колледжа. В методическом пособии содержится описание нетрадиционных уроков на различных этапах обучения физики с ...

Метод проектов на уроках английского языка как способ повышения активности и самостоятельности

В данной статье рассматривается проектная деятельность на уроке английского языка как один из способов повышения познавательной активности школьников и формирования самостоятельности в работе с информ...

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУБЧАТОГО АМОРТИЗАТОРА ЭКСЕРТЬЮБА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

На сегодняшний день, одна из острых проблем в преподавании - повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой.Своих учеников я призываю к сознательному, целеустремлённому подходу в отношен...

Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся

Доклад на тему "Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся"...

"Дифференцирование и индивидуализация подходов в коллективной и групповой работе,как способ повышения мотивации к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям физическими упражнениями."

Актуальность данной темы заключается в социальном заказе: современное общество заинтересовано в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои способности, решать общественно значим...

Самостоятельная деятельность учащихся, как способ повышения интереса к предмету.

Статья "Самостоятельная  деятельность учащихся, как способ повышения интереса к  предмету" - часть  моей  исследовательской  работы. В  условиях  совр...

Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».

Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....