самообразование воспитателей детского дома
материал на тему

Выступление на педсовете. План работы по самообразованию. Итоги анкетирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_vospitateley_detskogo_doma.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

"Самообразование воспитателей"

Не зря говорят: "Век живи - век учись". Эта пословица особенно актуальна для педагогов.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. И здесь на первый план выходит самообразование педагогов.

Одну из ведущую  роль  процесса самообразования играют методические объединения педагогов. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Поэтому и приоритетная задача методической работы - образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства.

Работа методического объединения воспитателей в этом учебном году строится в соответствии с проблемой: «Развитие воспитательного процесса в детском доме, направленного на обеспечение социальной адаптации детей».

Для решения данной проблемы, опираясь на свои программы воспитатели в начале года сформулировали темы самообразования.

Темы самообразования воспитателей

Семья

Тема

Воспитатель

1

№3

Создание условий для предупреждения конфликтных ситуаций среди воспитанников детского дома

Игонченкова Н.Н.

2

№3

Развитие творческих способностей воспитанников через создание ситуации успеха

Шукшина С.В.

3

№3

Формирование  основ личной безопасности у воспитанников детского дома

Живова Т.И.

4

№4

Формирование у воспитанников профориентации в условиях детского дома

Терентьева И.Н.

5

№2

Формирование у детей сознательного отношения к здоровью, физической культуре

Посеукова Л.В.

6

№5

Формирование навыка здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома

Талалаева Л.А.

7

№4

Организация трудовой деятельности в условиях детского дома

Годунова Т.И.

8

№6

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Зубарева Н.В.

9

№5

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Енгуразова Л.И.

10

№6

Формирование патриотических чувств у воспитанников детского дома

Автейкина Е.П.

11

№6

Эстетическое воспитание детей в условиях детского дома

Ширяева Л.В.

12

№5

Формирование у воспитанников профессиональной ориентации в условиях детского дома

Тягушева Т.Н.

13

№2

Методы и формы социализации личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Четвергова Л.Н.

14

№3

Использование эстетических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания учащихся

Менякина В.А.

15

№4

Воспитание ценностного отношения к здоровью, как условие успешной социализации выпускника

Каргина О.П.

16

№6

Нарушение сна у подростков в условиях детского дома

Коляденкова Н.А.

17

№5

Индивидуальный подход при подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Кузнецова Л.В.

18

№6

Формирование у воспитанников детского дома толерантного отношения к людям

Лоскутова Н.А.

19

Ноч.вос.

Дети-сироты и проблемы их социализации

Котлашова Г.П.

Работа над  самообразованием   может быть организована разными формами:

1. Курсовая подготовка в институте повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки: эпизодичность прохождения курсов; время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего детского дома; качество лекционного материала, которое иногда оставляет желать лучшего.

 2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты. Недостатки:

нехватка у педагогов свободного времени; дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам. Недостатки: дистанционные курсы проводятся на платной основе; документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их могут не учитывать при проведении очередной аттестации.

4. Новая форма организации самообразования педагогов – сетевые педагогические сообщества. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

5. Остановлюсь на такой форме организации самообразования, как  "Индивидуальная работа по самообразованию". Она  включает в себя:

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов воспитания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий.

Нами принята единая форма оформления плана самообразования:

Индивидуальный план самообразования

Вся работа воспитателя – это постоянный поиск, предполагающий самосовершенствование, а значит, и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.

Планирование собственного профессионального роста является внутренней потребность воспитателя и способствует постоянному совершенствованию и продвижению вперед

Ф.И.О._______________________________________________________

Тема:________________________________________________________

     Цель:_______________________________________________________

     Задачи:_____________________________________________________

п/п

Наименование работы

Срок выполнения

Отметка о выполнении

1

Изучить основные положения (нормативные документы)

2

Изучить методическую литературу по теме «…» (тема самообразования)

3

Пройти курсы повышения квалификации (где и когда)

4

Аттестоваться:

На соответствие занимаемой должности;

На квалификационную категорию (первую, высшую)

5

Принять участие в работе школьных (муниципальных, республиканских) семинаров, конференций, педсоветов

6

Принять участие в школьном (республиканском) конкурсе «Воспитатель года»

7

Принять участие в работе МО воспитателей

8

Провести открытые мероприятия

9

Посетить открытые мероприятия

«___»____________20  г.                     ___________Ф.И.О.

В конце года подводятся итоги своей самостоятельной работы, обобщаются наблюдения, оформляются результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.  Вопросы результативности самообразовательной деятельности будут рассмотрены на методическом объединении воспитателей в апреле, где заслушаются отчеты по самообразованию и  проведена презентация наработанных по теме самообразования материалов.

Однако, не смотря на уровень способностей педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.

С целью выяснения причин такого положения и были проведены анкеты среди педагогов.

Участвовало 31 человек.

Стимулирующими факторами  отмечают абсолютно все 12 предложенных вариантов. Оцениваются в основном оценками "5" и "4", т.е. "да, стимулирует" и "скорее да, чем нет". Это: методическая работа в ОУ, пример и влияние коллег, пример и влияние руководителей, внимание к этой проблеме руководителей, доверие, занятия самообразованием, интерес к работе, возрастающая ответственность. Чуть меньше оценивается: обучение на курсах, возможность признания в коллективе. Еще на единицу меньше: организация труда в ОУ и  новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментирования.

Препятствующими факторами стали:

- в первую очередь, недостаток времени  (половина педагогов указывают);

- затем признается собственная инерция;

- далее выявилось: состояние здоровья ( треть педагогов);

- поровну выбрано: разочарование из-за имевшихся ранее неудач;

- чуть меньше отмечают ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства;

- два человека указывают на враждебность окружающих (зависть, ревность и т.д.)

Подводя итог анкетирования, приходится признать, что у 3% испытуемых пока отсутствует сложившаяся система развития,  ориентация на развитие сильно зависит от условий. Хотя внутренние мотивы преобладают. 97% педагогов активно реализуют свои потребности в саморазвитии. У данной категории педагогов преобладают внутренние мотивы, которые возникают из потребностей самого педагога воспитывать, поэтому они трудятся с удовольствием, без внешнего давления. А так же положительная внешняя мотивация, к которой относятся: одобрение коллектива, престиж, возможность продвижения по службе, т. е. стимулы, ради которых педагог считает нужным приложить свои усилия.

В ходе диагностики не выявлено среди педагогов детского дома педагогов с остановившимся саморазвитием. 

Так как в современных условиях самообразование составляет основу успешности педагога, значит он постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Современный педагог - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы.