"Критерии взаимодействия классного руководителя и психолога"
статья на тему

Фаюрушина Лилия Салаватовна
Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и учениками. Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Критерии взаимодействия классного руководителя и психолога».

Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и учениками. Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.

Помощь психолога классному руководителю в целом идет по трем направлениям:

— психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;

— психологическая диагностика;

— коррекционная работа с классом и с отдельными учащимися.

Классный руководитель и школьный психолог должны обмениваться информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ученике. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить ученикам и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение ученика к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного школьника и класса в целом.

Очень важно всегда информировать классного руководителя о том, что проводится в его классе. Всю работу нужно согласовывать с ним, чтобы у учеников не было перегрузки.

Собранная школьным психологом для учителя информация не должна содержать психологических терминов, она должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение учеников или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:

— тематических классных часов;

— индивидуальных или тематических консультаций;

— тренингов общения;

— родительских собраний;

— информации в тематическом уголке «Мы с вами...» Встречи могут состояться как по просьбе классного руководителя, так и в соответствии с планом психолога.

Коррекционно-развивающую работу с учениками или в триаде психолог—родители—ученики психолог тоже проводит самостоятельно, а затем сообщает результаты изменения и рекомендует классному руководителю, какую работу еще нужно провести. Коррекционная работа непременно следует за диагностикой.

В каждом классе есть хотя бы один проблемный ученик. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к школьному психологу по поводу поведения, развития или обучения «трудного» ребенка в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями. Но сотрудничество психолога и классного руководителя строится не только в связи с работой с классом и родителями. Психолог проводит работу с самими учителями, что также является частью функционала психолога.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

I группа – критерии факта (указывают на то, есть ли в школе воспитательная система):

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий; скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и внеучебной деятельности учителей и учащихся; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы». Ученический коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.

3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центр, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.

II группа – критерии качества (помогают сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности):

1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализации педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы.

2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в нем, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.

3. Уровень воспитанности выпускников школы (Приложение №1).

Заповеди воспитания:

1. Не навреди.

2. Хорошее настроение и спокойствие приведет к намеченной цели.

3. Определи, что ты хочешь от своего ученика, узнай его мнение на этот счет.

4. Учитывай уровень развития своего воспитанника.

5. Предоставь самостоятельность ребенку.

6. Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.

7. Не упусти момент первого успеха ребенка.

Задачи мониторинга

  • оценить возможности и ресурсы условий предоставления качественного воспитания;
  • создать единую систему диагностики и контроля состояния воспитания, обеспечивающую определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество воспитания;
  • повысить объективность контроля и оценки воспитательных достижений обучающихся;
  • получить объективную информацию о состоянии качества воспитания, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • произвести замеры ИКТ-насыщенности воспитательной среды;
  • оценить динамику развития способностей школьников к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • провести комплексный анализ системы взаимодействия родителей, педагогов, внешних связей школы на основе принципа сотрудничества;
  • повысить уровень информированности социума о воспитательных услугах;
  • определить результативность воспитательного процесса;
  • содействовать принятию обоснованных управленческих решений, прогнозировать развитие воспитательной системы школы;
  • предупреждать негативные тенденции в воспитательном  процессе;
  • оценить эффективность и полноту реализации методического обеспечения воспитательного  процесса.

Функции классного руководителя

-обеспечение взаимодействия учителей-предметников, учащихся и родителей при проведении мониторинга результатов воспитательной деятельности на уроках классного коллектива;

-обработка данных мониторинга уровня воспитуемости учащихся класса;

-оформление индивидуальной карты результативности воспитательного процесса;

-индивидуальная работа с родителями по выполнению рекомендаций психолога.

Функции социального педагога и психолога

- Обеспечение социально- психологического сопровождения мониторинга качества воспитательного  процесса  посредством проведения консультаций, тренингов, индивидуальных и групповых занятий, направленных на профилактику и предупреждение нежелательных явлений, которые отражаются на качестве воспитательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности учащегося

Материалы методической работы содержат описание направлений взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога по изучению личности учащихся, с описанием сфер психолого-педагогической диа...

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

План взаимодействия классного руководителя с психологом и социальным педагогом

Взаимодействие классного руководителя, психолога и соц. педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения коррекционной работы для оказания помощи и пре...