Работа учителя по развитию логического мышления, творческой инициативы, конструкторских умений у детей с ограниченными возможностями в процессе моделирования швейных изделий на примере моделирования фартука.
методическая разработка на тему

Клинчаева Светлана Геннадьевна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokrashch._obobshchenie_opyta.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО

РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ, КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФАРТУКА.

Из опыта работы

Учителя швейного дела ГКС(К)ОУ школа-интернат

г. Моздока – Клинчаевой  С.Г.

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ, КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФАРТУКА.

  • В современных условиях предметом особого внимания является практическое воплощение одного из ведущих в государственной политики в области образования – принципа адаптивности системы образования к уровням, особенностям развития и подготовки обучающихся.
  • Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для выполнения главной задачи специальной коррекционной школы: социализации и интеграции ученика в общество.
  • Трудовое обучение и по своему содержанию и по методам должно быть значимо для коррекции недостатков умственного развития ребенка. Иначе говоря, теоретические и практические знания по труду должны отбираться с учетом умений и навыков, а также умственных операций, обеспечивающих практические действия.
  • В современных условиях формирование положительной мотивации к учению у школьников с ограниченными возможностями приобретает особую значимость и актуальность, ведь мотивация – одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка. Профессиональное обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления изделия или его детали.
  • Использование раздаточного материала обеспечивало плотность урока, активную мыслительную деятельность детей, давало чувство уверенности учащимся, желание работать творчески. У девочек появилась заинтересованность, желание придумать и создать для мамы, бабушки, сестренки в подарок фартук, прихватку и т.д.Формирование положительной мотивации к обучению способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет
  • преодолеть физический барьер и успешно конкурировать со здоровыми сверстниками.
  • Главным руководством при разработке перспективных планов и конспектов уроков послужило положение о том, что трудовое обучение должно обеспечивать наиболее благоприятные условия для активной сознательной работы детей с ограниченными возможностями при выполнении ими практических заданий, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс, приучались мыслить и работать самостоятельно.

Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно. Поэтому, чтобы заставить выполнять задания сознательно перед выполнением изделия -  производится детальный его анализ, как по внешнему виду, так и по способу изготовления. Рассказывала не только о тех операциях которые следует выполнять на данном уроке, но и тех, которые вообще подлежат выполнению, поэтому показывала изделие в готовом виде, его образец, рисунок или чертеж  (см. Приложение №  1-4 ).

  • Научить детей выполнять задания при помощи образцов, рисунков и чертежей – значит способствовать воспитанию у них умения выполнять трудовые операции самостоятельно.
  • Особое место в процессе воспитания самостоятельности у учащихся вспомогательной школы отводила организации планирования детьми предстоящих заданий и выполнения их по плану.
  •  Учитывая характерологические черты личности ребенка: нарушение и снижение регулирующей роли слова в его деятельности, затруднения в установлении причинных зависимостей, слабость активных процессов памяти:
  • 1. Воспитывала у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы.
  • 2. Прививала учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания (устно, письменно).
  • Учитывая особенности детей с проблемами развития, использовала различные виды контроля:
  • 1. Тестовые задания на контрольных уроках.
  • 2. Блиц опрос.
  • 3. Выполнение самостоятельной практической работы.
  • В процессе моделирования фартука создавала условия для развития элементарных конструкторских умений:

  1. Моделирование фартука на основе геометрических фигур: квадрата и прямоугольника.
  2. Изменение формы нагрудника фартука.
  3. Подбор карманов.

Изучение программного материала проводила одновременно с выполнением практической работы по моделированию.

Искусство моделирования отличается от других видов декоративно-прикладного искусства тем, что оно непосредственно связано с человеком: швейное  изделие может выявить, подчеркнуть, сделать более ярким определенные внешние данные того или иного человека.

Наблюдая за работой детей, обратила внимание, что некоторые затрудняются в переносе фасонных особенностей с рисунка на чертеж. Предложила девочкам раздаточный материал, для составления модели двух-трех передников из деталей, подбирая их по форме и отделке (см. Приложение № 9,10,12). Это способствовало развитию логического мышления, эстетического вкуса, вызвало желание участвовать в оформлении стендов «Варианты отделки фартуков», придумывания новых фасонов фартуков, «Модели фартуков». Девочки стали более уверенно работать, выполняя техническое моделирование фартука, осмыслили, что можно изменить форму и размеры нагрудника, нижней части фартука, достроить бретели, пояс, начертить карманы разной формы. Обращала их внимание на то, что при моделировании нужно учитывать единство формы и отделки деталей изделия (см. Приложение № 5-7 ).

Ознакомила детей с правилами моделирования:

1. Форма деталей фартука не должна быть разной: если нижняя часть имеет полукруглую, треугольную, или прямоугольную форму, то карманы, или нагрудник должны иметь ту же форму.

2. При выборе ткани необходимо учитывать:

- свойства ткани,

- сочетание цвета,

- отделку.

Если фартук предназначается для кулинарных работ, уборки помещения и т.д. и часто подвергается стирке, то отделка должна быть несложной (декоративная тесьма, кант, вышивка).

Оборки, воланы, кружева, трудно гладить от частой стирки. Их лучше использовать при шитье фартука для сервировки стола.

Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причем она должна совпадать с одной из красок ткани.

Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее ярким, белым цветом.

Например, при прохождении «Видов отделки фартука на поясе» внимание учащихся акцентировалось на том, сколько мерок снимают для построения чертежа фартука. Для чего снимают мерку полуобхвата бедер? Вначале дети учились рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после его окончания – в конце урока. Используя наглядно-дидактический материал о снятии мерок, способах выполнения сборок внимание учащихся останавливалось, например, на том, что

  • длина детали со сборками соответствует второй детали,
  • первая строчка стачивания деталей не видна с лицевой стороны,
  • вторая строчка ровная по краю подгиба.

            Все это учащиеся должны усвоить и об этом рассказать.

         Обучение учащихся давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о предстоящей проводила по следующим этапам:

  1. Внимание учащихся направлялось на создание ими цели занятия – что они будут делать и для чего.
  2. Учила их умению производить анализ готового изделия, т.е. описывать его внешний вид.
  3. От них требовала словесного отчета о способах выполнения законченного задания.
  4. Учила умению рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее , частично знакомое задание.
  5. Учила умению рассказывать о способе выполнения предстоящего нового задания.
  • Обучение учащихся умению составлять план выполнения предстоящего задания имеет большое значение для воспитания самостоятельности. Составляя план выполнения будущего изделия, ученик как бы проектирует в своем сознании последовательность своих действий, т.е. заранее осмысливает как само изделие, так и последовательные этапы работы по его изготовлению.
  • При обучении учащихся вспомогательной школы умению работать по плану достигается большая эффективность в смысле использования труда как коррекционного фактора. Работа по плану способствует сознательному усвоению детьми последовательности операций по изготовлению конкретного изделия, пониманию закономерности производственного процесса.
  • Составление плана и даже выполнение задания по готовому плану для воспитанников вспомогательных школ, как известно, является большой трудностью. Но если их научить этому (а учить надо обязательно) – это даст большой эффект. Прежде всего, они смогут лучше уяснить и усвоить весь комплекс знаний и навыков, необходимых для выполнения задания, смогут самостоятельно разобраться в полученном задании и без посторонней помощи его выполнить. И чем раньше начать учить детей по плану, тем больших успехов можно достигнуть.
  • Так при выполнении изделия фартук, в котором задание состояло из нескольких операций  (швы соединительные и вподгибку с закрытым срезом, в ручной обработке). Вначале план составляли коллективно, причем на первых порах после выполнения задания, а через некоторое время до его выполнения. Когда дети научились составлять план как после, так и до выполнения задания, их постепенно стала приучать работать по готовому плану, составленному учителем.
  • Постепенно в процессе обучения были подготовлены предпосылки перехода к более сложному виду работы:

1.    Составлению плана нового предстоящего задания.

2.    Обучение умению выполнять задания:

  • По образцу
  • По рисунку

В процессе обучения швейному делу учащиеся знакомятся со специальной терминологией. Как известно дети вспомогательной школы плохо запоминают термины. Чтобы работа в этом направлении была более эффективной,  завели тетради-словари, в которых по мере прохождения учебного материала записывали соответствующие термины.

Проводя обучение, старалась использовать дифференцированный подход к детям. Известно, что не все дети в одинаковом темпе выполняют задания. Чтобы избежать резкого отставания одних от других, старалась шире использовать раздаточные материалы, карточки,  игровизоры, схемы, образцы (см. Приложение № 9-12 ). Естественно, что при этом надо соблюдать индивидуальный подход, т.е.,  каждому ученику подбирать задание с учетом его возможностей.

Умению быть самостоятельным в труде, в определенной мере способствует знание учащимися профессиональной терминологии. Поэтому учитель должен сам правильно пользоваться ею в процессе  трудового обучения учащихся  и требовать того же от них.

ЛИТЕРАТУРА

«Технология. Швейное дело 6 класс» Г.Б. Картушина , Г.Г. Мозговая  2008г.

«Тематическое планирование уроков швейного дела для вспомогательных учреждений VII-VIII вида» 2009г.

«Технология. Швейное дело. Разработки уроков для образовательных учреждений VII-VIII вида» Л.В.Боброва , 2009г.

«Дефектология» журнал  2007г.

«Вопросы трудового обучения в вспомогательной школе» Г.М.Дульнев

«Технология 5 класс»  Симоненко В.Д. Вентана-Граф, 2004г.

Журналы "Школа и производство"

Информационные ресурсы

https://www.google.r

http://www.kudel.ru/

http://vse-sama.ru/forum/showthread.php?t=11015

http://club.season.ru/index.php?showtopic=5078

http://posobie.info/forum/viewtopic.php?t=28251

http://www.liveinternet.ru/users/sveta210/rubric/1492114/page11.html

http://blogs.mail.ru/mail/kisana60

http://club.osinka.ru/topic-51297?&start=6360,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики и основ познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями методом творческой реабилитации с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество»

В настоящее время все более актуальной становится проблема социализации и интеграции в общество здоровых сверстников детей с ограниченными возможностями. Им необходимо адаптироваться к жизни. И происх...

Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье исследуется проблема проблема формирования интеллектуальных умений  у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе

В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...

Методическая разработка «Планирование педагогической работы по развитию жизненно важных практических навыков и умений у детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста»

В настоящей методической разработке представлено планирование работы с детьми с ограниченными возможностями от 3-х до 7 (8)-ми лет по развитию у них жизненно важных практических навыков и проведению п...

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности"

Статья по теме "Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем  школьном возрасте посредством игровой деятельности"...

Презентация «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела»

Доклад по теме "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках швейного дела"...