Технология развития критического мышления на уроках обществознания
статья на тему

Безденежных Ольга Сергеевна
Включение технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, повышает мотивацию к обучению так как обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

на уроках обществознания 

Безденежных О.С.

МБОУ «СОШ№4 п. Чернянка»

Технология развития критического мышления известна в России с 1997 года. Она внедрялась в систему образования страны при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной ассоциации чтения в рамках проекта «Открытое общество». При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.[1] В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, обучающиеся  должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным знанием; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.[2] 

Включение технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, повышает мотивацию к обучению так как обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал учебника).  Работа ведется индивидуально или  в парах.        На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.

Проект урока по теме «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом» (учебное пособие «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»  11 класс под ред. Л.В. Полякова)

 1 этап          Мотивация. Постановка проблемы.

Игра «Испорченный телефон». Учитель предлагает выйти к доске  желающих (8 человек). Первый ученик получает от учителя «информацию», которую должен запомнить и быстро передать стоящему рядом, так, чтобы последний участник получил сообщение за 1 минуту и озвучил услышанное. Текст сообщения: «Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику и домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению».  

 После того как учитель представил  классу оригинал «информации» учащиеся имеют возможность сравнить ее с результатом работы «телефона». Почему информация оказалась искаженной? Кто несет за это ответственность? Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы ежедневно получаем? Можно ли ей доверять, и насколько она достоверна? Должна ли информация иметь ограничения? Что такое мнение и факт? Как человеку сделать свой выбор и как относиться к СМИ?

2 этап. Работа с понятиями.

Работа с понятиями: средства массовой информации (СМИ), информация, власть, гражданское общество, «четвертая власть».

Этапы  работы: обсуждение, работа со словарями, текстом учебника (стр.194-195)

Средства массовой информации (СМИ) – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают и распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. (Большой толковый социологический словарь, Т.2. – М., 1999).

Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим  в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.

В узком смысле информация- совокупность кратких  некомментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества.

В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации.  (Краткий политический словарь. – М., 1989)

Власть – это право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений  (Словарь русского языка С.И.Ожегов М., 1990)

- способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия… (Советский энциклопедический словарь, М., 1989)

 Гражданское общество –  сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

 - непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

«Четвертая власть» -  формулируют самостоятельно.

3 этап. Изучение основной проблемы, формирование личной позиции.

Заполнение таблицы. Приведите 5 аргументов,  в чем польза и вред, которые могут принести СМИ. После обсуждения учащиеся делают вывод и записывают его в тетради.

ВЫВОД: Влияние СМИ противоречиво. Отказаться от СМИ современный человек не может. Выход – критическое осмысление информации.

Должна ли существовать цензура, ограничения для СМИ?

Работа с документами, представленными в учебнике стр. 198: Всеобщая декларация прав человека, Конституция Р.Ф., Уголовный кодекс Р.Ф.   Ответы на вопросы стр. 199.

Каким образом международное и российское законодательство регулирует вопросы информации и деятельности СМИ? В чем состоит ответственность СМИ? Как соотносится свобода поиска информации с защитой неприкосновенности частной жизни?

Групповая творческая работа «Коллаж».  Обучающиеся составляют несколько групп и готовят свою молодежную «газету», используя предложенные учителем одинаковые издания. После выполнения работы группы представляют результат, обосновывая выбор материала и информации. Определение лучшей работы по критериям: содержание, профессионализм, эстетичность, соответствие заявленному направлению.

Кому «служат» СМИ? Должны ли они быть на «службе»? Чьи интересы представлять?  Какую позицию может и должен иметь журналист?

Индивидуальная творческая работа. Составление Кодекса чести журналиста.

Представление результатов (по желанию ученика), обсуждение.

4 этап. Итоговая дискуссия.

Вопросы: Какими, с вашей точки зрения, должны быть взаимоотношения между властью и СМИ?  В чем проявляется свобода, выбор и ответственность во взаимоотношениях личности, общества и СМИ? Изменилось ли ваше отношение к СМИ после этого урока? Если изменилось, то как?   Какой эпиграф вы впишете сейчас, и что повлияло на ваш выбор?

Роль СМИ в современном обществе сложна и ответственна. Они играют роль стража интересов демократического общества; снабжают граждан информацией, необходимой им для того, чтобы самостоятельно составить мнение о политиках,  событиях, фактах. Свободная пресса – существенная часть демократического общества. Но при этом СМИ не должны нарушать права человека и нравственные нормы общества.

5 этап – заключение, домашнее задание § 20, вопросы, задания 1-2 стр. 197. Опережающее задание: подготовить аргументы по вопросу  Интернет - «за» и «против».

Таким образом, использование технологии критического мышления позволяет посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

Литература

1.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

2. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. C. 3-10.


[1] Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

[2] Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. C. 3-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках обществознания

В статье перечислены некоторые приемы, позволяющие развивать у учащихся критическое мышление...

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....