Сопоставительное изучение татарского и русского языков в целях формирования билингвальных личностей школьников.
статья на тему

Вафина Люция Модарисовна

Статья посвящена сопоставительному  изучению татарского и русского языков в целях формирования билингвальных личностей школьников.

Билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одновременно, является главным и решающим фактором коммуникации людей, предупреждения межэтнических конфликтов, укрепления дружбы и мира между разными народами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТАТАРСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ.

Л.М. Вафина

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №78»

Приволжского района г. Казани

Аннотация

Статья посвящена сопоставительному  изучению татарского и русского языков в целях формирования билингвальных личностей школьников.

Билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одновременно, является главным и решающим фактором коммуникации людей, предупреждения межэтнических конфликтов, укрепления дружбы и мира между разными народами. 

Ключевые слова: виды речевой деятельности; говорение; метод обучения; коммуникативность; единство аспектного и комплексного подхода; ситуативно-тематический принцип; аудирование;

Тата́рский язы́к (тат. татар теле, татарча, tatar tele, tatarça) — национальный язык татар. Государственный язык Республики Татарстан и второй по распространённости и по количеству говорящих национальный язык в Российской Федерации. [2] Язык является средством выражения мысли, познания окружающей действительности, средством коммуникации в обществе, отсюда двуязычие – неизбежное социальное явление. Человек без причины и без надобности не станет, и не будет говорить на другом языке. Для такого индивидуума орудием общения остаётся родной язык. Однако, живя в многонациональном государстве, ему приходится изучать и другие языки, которые в силу объективных причин необходимы для удовлетворения духовных и материальных потребностей. Именно такая ситуация сложилась в настоящее время в нашей республике, когда знание татарского языка русским населением, а русского языка татарами является социальной потребностью. Ибо в настоящее время татарский язык довольно широко используется в области культуры, образования, в средствах массовой информации, в сфере общественных отношений и в быту. Основная задача русской школы в пределах РТ – научить детей говорить, читать, писать по-татарски, приобщить их к культурным, духовным ценностям татарского народа.  

В качестве методических принципов обучения выступают: коммуникативность, согласно которой в основе теории и практики обучения находится само употребление языка, его функционирование; единство аспектного и комплексного подхода к языковым нормам, что позволяет реализовать в обучении концентрическое и линейно-ступенчатое расположение материала; учет особенностей родного языка; Одним из важнейших принципов организации речевого материала при реализации коммуникативности является ситуативно-тематический принцип, который позволяет приблизить учебный процесс к реальному общению на неродном языке. Учитель татарского языка при обучении русскоязычных учащихся должен умело использовать неизбежное взаимодействие в сознании учащихся систем русского и татарского языков.[3] В одних случаях ему необходимо увести ученика от лексико-грамматических категорий русского языка, в других, наоборот, закрепить в его сознании языковые ассоциации. Программа предусматривает постоянное формирование и совершенствование навыков речевой деятельности в ее основных видах: аудировании (слушании с пониманием) и говорении (порождении речи) — при устном общении, чтении и письме — при письменной форме речевого общения.

Аудирование. С целью обучения восприятию и пониманию татарской  речи на слух важно последовательно и целенаправленно формировать умения: узнавать поступающие на слух звуковые образы слов и предложений; понимать содержание устного речевого сообщения; воспринимать речь из разных источников и в разных ситуациях. Важно добиваться, чтобы учащиеся научились на слух извлекать нужную информацию, грамотно и последовательно ее излагать, понимать язык средств массовой информации. На более продвинутом этапе обучающимся даются задания, требующие осмысления прослушанного (озаглавить рассказ, составить вопросы к тексту, передать его содержание, дать оценку действиям героев рассказа и т.д.).

Говорение. Обучение говорению без обучения аудированию (и наоборот) теряет всякий смысл. Поэтому эти виды речевой деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены. В соответствии с программой учащиеся должны из класса в класс совершенствовать свои умения в построении диалогической и монологической форм речи.

Диалог наиболее ярко выражает функцию речи как средства непосредственного общения. Обучение диалогу в школе проводится с первых же уроков. Дети начинают знакомиться и с формулами этикета на татарском языке. Очень важно, чтобы в обучении диалогической речи была определённая последовательность. Используем следующие виды заданий по обучению диалогической речи:

  • Дополните ответную реплику.
  • По данному образцу составьте новый ситуативный диалог.
  • Составьте диалог, используя опорные слова.
  • Прочитайте диалог, добавив нужные реплики.
  • Измените диалогическую речь в монологическую.
  • Переведите диалог на русский язык.
  • Измените время глаголов в диалоге и др.[1]

Монолог. В обучении татарскому монологу в русскоязычной аудитории работу начинаем с развития умения высказать одну законченную мысль по данной теме, об указанном предмете, с составления предложения по картине. На следующем этапе высказывания должны состоять из серии предложений различной структуры (составление небольшого рассказа, описания, краткий пересказ прослушанного и др.).

На третьем этапе обучающиеся учатся доказывать правильность какого-либо факта, обосновывать своё отношение, давать оценку, уметь рассуждать, аргументировать.

Письмо. Одним из важных и трудных в обучении видов речевой деятельности является письмо. На уроках проводим орфографические упражнения как подготовительного характера, направленные на преодоление трудностей татарской орфографии (произношение и написание слов по образцу, вставка пропущенных букв, дописывание предложений, перевод с русского языка на татарский и т.д.), так и основные упражнения (простое и осложнённое заданием списывание и диктанты: предупредительный, объяснительный, словарный и др.).

Из работ, направленных на формирование у учащихся умений излагать свои мысли на заданную тему, можно назвать сочинение и деловые бумаги.[4] Практикуем написание сочинений-миниатюр на данную учителем тему, а также писем товарищу, знакомым и другие деловые бумаги.

Использование современных информационных средств на уроках татарского языка также помогает усвоению языковых норм. Дети с удовольствием просматривают специальные диски по обучению татарскому языку, выполняют на компьютерах тестовые задания, а также задания занимательного характера.

Чтение. Цель чтения — понимание текста, что объединяет этот вид речевой деятельности с аудированием. Очень важно, чтобы учащиеся овладели навыками выразительного осознанного беглого чтения текстов  (работать с учебной книгой и разными справочниками; писать прочитанный текст по памяти). Вовлечение русскоязычных учащихся в участие на различных внеклассных мероприятиях, проводимых на татарском языке, также даёт свои результаты. Русскоязычные учащиеся совместно с детьми – татарами инсценируют произведения, рассказывают стихи, исполняют песни, танцы.

При усвоении речевых навыков язык может использоваться сознательно, грамматически правильно. Только при успешном изучении татарской речи решаются коммуникативные цели: формируется личность, умеющая понимать, говорить, читать, писать на изучаемом языке. А в том случае, если учитель и ученик работают творчески, результаты будут прекрасны, ибо основная сила творчества – это радость общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асадуллин А.Ш. Знай татарский ты язык, знай и русский ты язык.-Казань: Мэгариф, 1997-100с.
  2. Асадуллин А.Ш., Юсупов Р.А. Рус телендэ сөйләшуче балаларга татар теле укыту методикасы нигезләре.-Казань: Мэгариф, 19981516.
  3. Быстрова Е., Баранникова А., Кудрявцева Т. Обучение русских татарскому языку как государственному //Фән һәм мәктәп.-1997.-№1.-С. 27-31.
  4. Гильманов Д.Ш. Особенности введения русскоязычных детей в разговорную татарскую речь на уроках в школе. //Психологическая наука и образование №4, 1997 с.51

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль коммуникативной технологии в формировании билингвальной личности.

Научная работа, опубликованная в Сборнике ТИСБИ г. Альметьевск, при поддержке Министерства Образования и Науки РТ....

Роль коммуникативной технологии в формировании билингвальной личности.

научая статья, напечатана в сборнике ТИСБИ Г.Альметьевск...

Создание благоприятной образовательной среды на уроках английского языка с целью формирования нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...

Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”

В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”....

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой личности школьника.

В статье рассказывается о теоретико - методологических основах организации личностно ориентированного урока, о различных способах индивидуализации образовательного процесса, приводятся различные приём...

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы как средство формирования языковой личности школьника

Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способст...