Формирование коммуникативной компетенции, как цель обучения ИЯ.
статья по теме

Представленная работа выполнена по материалам курсов повышения квалификации в ГАОУ ВПО МИОО "Содержание и механизмы реализации ФГОС ООО при обучении иностранному языку".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Восточное окружное управление образования

ГБОУ Прогимназия №1753.

Формирование коммуникативной компетенции,  

как цель обучения ИЯ.

Преподаватель

 английского языка

                           Рязанова Н.С.

2013 – 2014 уч. год.

СОДЕРЖАНИЕ  ПАПКИ.

  • Введение:
  • Определение понятия «коммуникативная компетенция».
  • Основная часть:
  • Образовательная компетенция;
  • Структура коммуникативной компетенции;
  • Общие принципы обучения иностранным языкам.
  • Заключение.
  • Библиография.

Формирование коммуникативной компетенции,

как цель обучения ИЯ.

Определение понятия «коммуникативная компетенция».

В модели психологического развития человека понятие «компетентность» применяется к ситуациям, в которых у человека возникает необходимость решать проблемы, минимизировав затраты своих ресурсов на «единицу» полезного результата.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы: от бытовых, до производственных и социальных.

Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Под образовательной компетенцией понимается совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Таким образом, компетентность определяется, как интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальной и профессиональной жизнедеятельности личности, основанный на компетенциях.

Компетентность признак социально зрелой, сформированной личности.

Ключевые компетенции являются базовыми, универсальными. Их характерные признаки выражаются в следующем: они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного интеллектуального развития, многомерны (включают аналитические, коммуникативные, прогностические и другие процессы).

Компетентность в обучении иностранным языкам часто понимают как «коммуникативную компетенцию».

Коммуникативная компетенция - это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Как справедливо отмечает Р.П. Мильруд, компетентностный подход лишь частично соответствует содержанию коммуникативной компетенции. По мнению автора, ключевые компетенции показывают, что языковое образование может соответствовать жизненным требованиям, если узко понимаемая коммуникативная компетенция (как готовность общаться в классе) будет дополнена подготовкой к реальному жизненному общению.

Структура коммуникативной компетенции включает языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.

Большое значение придается формированию у школьников социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, что позволяет учащимся включиться в диалог культур. В состав социокультурной компетенции включают: социолингвистическую, предметную/тематическую, общекультурную, страноведческую компетенции.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность  формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой - в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Практическая цель - формирование навыков общения - выдвигается при этом на первый план.

Общие принципы обучения иностранным языкам.

К общим принципам обучения иностранным языкам относятся:

1. Коммуникативная (речевая) направленность обучения иностранному языку;

2. Учёт особенностей родного языка;

3. Доминирующая роль упражнения на всех уровнях и во всех сферах овладения иностранным языком.

Принцип коммуникативной (речевой) направленности обучения означает, что учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в школе должен быть организован так, чтобы в результате обучения учащиеся овладели необходимым минимумом умений и навыков для пользования иностранным языком как средством общения в рамках тематики, предложенной программой. Для достижения такой цели отнюдь не требуется сосредоточения всех усилий для овладения формами различных аспектов системы изучаемого языка, а необходима в первую очередь практическая деятельность на изучаемом языке, как в устной иноязычной речи, так и при чтении иностранного текста. Это же делает необходимым выполнять в достаточно большом объёме речевые (коммуникативные) упражнения.

Многократное решение коммуникативных речевых задач приводит к формированию практических умений и навыков в сфере основных видов речевой деятельности. Поэтому на каждой стадии обучения иностранному языку в школе учебный процесс должен быть насыщен речевыми упражнениями, которые и являются решающим фактором практического владения иностранным языком.

Коммуникативная (речевая) направленность означает ещё и то, что даже в случаях работы по овладению языковым материалом (фонетикой, лексикой, грамматикой) она обязательно должна завершаться показом, как изучаемый языковой материал используется для достижения актуального общения на изучаемом иностранном языке. Иначе говоря, языковой материал не может стать основным объектом и главной целью учебного процесса по иностранному языку: его овладение лишь этап, который завершается использованием данного материала в иноязычной речи.

Коммуникативная (речевая) направленность обучения иностранному языку должна в равной мере проявляться как при работе над устной, так и при работе над письменной речью, т.е. в процессе чтения и письма. Это означает на практике извлечение и передачу новой полезной информации при осуществлении разных видов речевой деятельности на иностранном языке.

Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе, так как речь — это средство общения с учителем, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций.

Согласно коммуникативной модели, акт речевого общения включает:

а) восприятие речи;

б) иерархически организованное внутриречевое звено, где оформляется семантика и языковая реализация высказывания;

в) произнесение речи.

Наиболее сложно организовано внутриречевое звено, которое включает несколько иерархических уровней: уровень базовых элементов, связанных с номинативной функцией слова, уровень семантических полей, или «вербальных сетей» — ассоциативные соединения базовых элементов, уровень динамических образований на структурах «вербальных сетей», реализующих синтаксические структуры, текстообразующий уровень.

Основной формой речевого взаимодействия в ходе учебного процесса является осмысленное оперирование текстами.

Заключение.

  • Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.
  • Образовательная компетенция - совокупность знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика.
  • Компетентность признак социально зрелой, сформированной личности.
  • Коммуникативная компетенция - компетентность в обучении иностранным языкам.
  • Коммуникативная компетенция - это способность человека решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных  ситуациях.
  • В результате обучения ИЯ в школе учащиеся должны овладеть необходимым минимумом умений и навыков для пользования иностранным языком как средством общения в рамках тематики, предложенной программой.

Библиография.

  1. Е.И.Пасов. Урок иностранного языка в школе. 1988 г. Просвещение.
  2. Е.И.Пассов. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. 1991 г. Просвещение.
  3. Е.И.Соловова. Методика обучения иностранным языкам. 2005 г. Просвещение.
  4. Основы педагогики: учебн. Пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. - М., 1999.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Прогимназия №1753. Формирование коммуникативной компетенции, как цель обучения ИЯ. Преподаватель английского языка Рязанова Н.С. 2013 - 2014

Слайд 2

Коммуникативная компетенция; Формирование коммуникативной компетенции, как цель обучения ИЯ; Общие принципы обучения иностранным языкам. Анализ литературы по темам:

Слайд 3

Коммуникативная компетенция

Слайд 4

Формирование компетенций Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы: от бытовых, до производственных и социальных.

Слайд 5

Образовательная компетенция

Слайд 6

Компетентность Компетентность определяется, как интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальной и профессиональной жизнедеятельности личности, основанный на компетенциях. Компетентность признак социально зрелой, сформированной личности.

Слайд 7

Характерные признаки базовых ключевых компетенций: многофункциональные, надпредметные, междисциплинарные, требуют значительного интеллектуального развития, многомерны (включают аналитические, коммуникативные, прогностические и другие процессы).

Слайд 8

Коммуникативная компетенция Коммуникативная компетенция - компетентность в обучении иностранным языкам. Коммуникативная компетенция - это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Слайд 9

Структура коммуникативной компетенции включает: языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.

Слайд 10

Социокультурная составляющая иноязычной коммуникативной компетенции Большое значение придается формированию у школьников социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, что позволяет учащимся включиться в диалог культур.

Слайд 11

В состав социокультурной компетенции включают: социолингвистическую, предметную/тематическую, общекультурную, страноведческую компетенции.

Слайд 12

Коммуникативная цель Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании.

Слайд 13

Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой - в соответствии с социальными нормами речевого поведения.

Слайд 14

Общие принципы обучения иностранным языкам. 1. Коммуникативная (речевая) направленность обучения иностранному языку; 2. Учёт особенностей родного языка; 3. Доминирующая роль упражнения на всех уровнях и во всех сферах овладения иностранным языком.

Слайд 15

Принцип коммуникативной (речевой) направленности обучения означает: учащиеся должны овладеть необходимым минимумом умений и навыков для пользования иностранным языком как средством общения в рамках тематики, предложенной программой; обязательно должна завершаться показом, как изучаемый языковой материал используется для достижения актуального общения на изучаемом иностранном языке.

Слайд 16

Для достижения такой цели необходима практическая деятельность на изучаемом языке в устной иноязычной речи, чтение иностранного текста, выполнение речевых (коммуникативных) упражнений.

Слайд 17

Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе, так как речь — это средство общения с учителем, средство приобретения знаний, средство формирования и совершенствования психических функций.

Слайд 18

Согласно коммуникативной модели, акт речевого общения включает: восприятие речи; иерархически организованное внутри -речевое звено, где оформляется семантика и языковая реализация высказывания; произнесение речи.

Слайд 19

Внутри-речевое звено включает несколько иерархических уровней: уровень базовых элементов, связанных с номинативной функцией слова, уровень семантических полей, или “вербальных сетей” — ассоциативные соединения базовых элементов, уровень динамических образований на структурах “вербальных сетей”, реализующих синтаксические структуры, текстообразующий уровень.

Слайд 20

Заключение. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. Образовательная компетенция - совокупность знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика. Компетентность признак социально зрелой, сформированной личности.

Слайд 21

Коммуникативная компетенция - это компетентность в обучении иностранным языкам. способность человека решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку на начальном этапе

В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранного языка и определения ведущих целей, задач, а также средс...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Доклад "Развитие рецептивных умений аудирования как цель и средство формирования коммуникативной компетенции"

Выступление на городском методическом объединении учителей английского языка, содержит анализ трудностей, возникающих при формировании и  развитии навыков аудирования, примеры упражнений, направл...

Развивающие игры на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции

Тема самообразования "Развивающие игры на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции".Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического пр...

Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку

Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...