Интегрированные уроки
методическая разработка (11 класс) по теме

Перепёлкина Вероника Михайловна

МПС важный метод в обучении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированные уроки. Часть 1 Перепелкина Вероника Михайловна Преподаватель высшей категории СПб ГБОУ СПО Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий 201 6

Слайд 2

Интегрированные уроки это… На наш взгляд, один из путей развития творчества в процессе обучения в СПО и школе Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук Уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения

Слайд 3

Преимущества и недостатки больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. не могут стать главной формой работы неизбежно возникает проблема недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов.

Слайд 4

Интегрированными являются и нетрадиционные типы уроков: Интегрированные 2-, 3-, 4-предметные уроки, урок-погружение, урок-экскурсия, урок-поход, урок-путешествие.

Слайд 5

2. Уроки в форме соревнований и игр: урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, урок - деловая или ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина.

Слайд 6

3. Уроки творчества: у рок – исследование урок – мозговая атака урок-интервью урок-проект

Слайд 7

4. Уроки на основе нетрадиционной ориентации учебного материала: Урок мудрости Урок любви Урок откровение Урок-презентация Урок «дублер начинает действовать»

Слайд 8

Интегрированными являются и нетрадиционные типы уроков: Уроки с имитацией публичных форм общения: урок – пресс-конференция, урок-аукцион, урок-семинар, урок-телепередача . Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, урок-следствие, урок-выборы. Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: урок КВН, урок - «Что? Где? Когда?», урок-концерт, урок-утренник.

Слайд 9

Использование в преподавании Учителя работали над проблемой использования интегрированных уроков в преподавании в течение нескольких лет . Первые интегрированные уроки были проведены в 1992 году . Сейчас можно подвести определенные итоги работы. Анализ проведенных и посещенных уроков, беседы с педагогами, практикующими применение интегрированных уроков, позволяют подойти к определению критериев эффективности применения таких уроков:

Слайд 10

Для этих уроков нужно Правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока; Высокие профессиональные качества педагогов , обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и студентов при подготовке урока; В ключение самообразования студентов в учебный процесс;

Слайд 11

Для этих уроков нужно Использование методов проблемного обучения , активизация мыслительной деятельности студентов на всех этапах урока; Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы; Обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся

Слайд 12

Структура Вступление ставится цель ставятся задачи урока актуализируются опорные знания О сновная часть раскрывается содержание учебного материала Заключение подведение итогов оценивание работы учащихся определение домашнего задания;

Слайд 13

Основная часть Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна Это обусловлено: разнообразием содержания изучаемых объектов, требующих различных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся уровнем педагогического мастерства личностным качествам учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примеры “Белое море”, “Природный комплекс озера Байкал”, “Человек и окружающая среда” – уроки географии , биологии и экологии “Экологический суд над химической промышленностью” – урок географии , биологии и химии ; “Вас приглашает Северная Америка” – урок географии и биологии ; “Остров Розовый в море Белом” – урок – экологический совет ( география , биология , экология ) “Происхождение Вселенной и жизни на Земле” – урок – “экскурсия” на передний край научной мысли ( астрономия , физика , биология ); “Электролиз. Применение электролиза” – урок химии и физики .

Слайд 2

Полезные эффекты Проводя подобные уроки, мы убедились, что: Творчество учащихся активизируется даже в период подготовки урока Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями Знания приобретают осознанность, гибкость Развиваются исследовательские навыки . Студенты учатся принимать самостоятельные решения , активно участвуя в обсуждении проблемы .

Слайд 3

Проблемное обучение Активизируется познавательная деятельность студентов, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения . Считается, что проблемный характер обучения формирует у студента противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса студентов к урокам.

Слайд 4

Требование Важнейшим требованием к обучению является осознанность знаний . Это качество выражается: в понимании учащимися связей между знаниями в умении выделять существенные и несущественные связи в познании способов и принципов получения знаний

Слайд 5

Критерии эффективности активизация познавательной творческой деятельности студентов, развитие познавательного интереса через проблемное обучение; вовлечение студентов в самостоятельную практическую деятельность; развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение; формирование у студентов современных представлений о целостности и развитии природы; формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий .

Слайд 6

Следует учесть ИНТЕГРАЦИЯ – это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Слайд 7

Отличие от обычного урока Отличие интегрированного урока от обычного - в специфике учебного материала Предмет анализа - многоплановые объекты, информация о которых содержится в различных учебных дисциплинах. Учителям необходимо уметь находить точки соприкосновения между предметами. Требуется кропотливая работа по отбору содержания материала урока

Слайд 8

Требования к педагогу В ладеть содержанием своего предмета, чтобы целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённой теме. Х орошо знать материал учебного предмета, с которым предполагается интеграция У меть создавать для себя единую картину мира: это даёт свободу и вариативность в использовании учебного материала Иметь широкий кругозор Развивать способности и устремлённости к поиску более совершенных приемов обучения

Слайд 9

Студентам, в процессе обучения, необходимо О владеть рядом сложных умений : анализировать исходную ситуацию, выделять проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы. Умение самостоятельно обнаружить проблему позволяет глубже проникать в сущность явлений Перечисленные умения необходимо последовательно развивать Ш ирокие возможности для этого предоставляют интегрированные уроки .

Слайд 10

Что получают студенты? На интегрированных уроках групповая форма работы является главной = > студенты приобретают навыки конструктивного общения стремятся проявить индивидуальные способности к аждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения . у ченик - руководитель группы приобретает и развивает навыки организатора деятельности коллектива . в классе развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи

Слайд 11

Психологические особенности детей Ученики среднего школьного возраста: повышение уровня самостоятельности в поиске и усвоении знаний неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом специфическая избирательность внимания : могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении лёгкая возбудимость часто становится причиной непроизвольного переключения внимания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности детей Особенность старшеклассников: стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни пытаются объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости учащиеся стараются выработать свою точку зрения стараются дать свою оценку происходящим событиям

Слайд 2

«Учебные программы и методы не дадут должного результата, если не будут ориентированы на возрастные возможности учащихся, на уровень их личностной зрелости» Р.С.Немов

Слайд 3

Предварительные итоги Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия: правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока; высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока; включение самообразования студентов в учебный процесс; использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности студентов на всех этапах урока; продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы; обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.

Слайд 4

Интеграция в современной школе Интеграция в современной школе идет "по нескольким направлениям и на разных уровнях. Уровни : внутрипредметный межпредметный .

Слайд 5

Интеграция – одно из направлений Интеграция предметов в современном образовании – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на студентов. Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Прежде всего многие школьные предметы издавна имеют интегрированный характер.

Слайд 6

Пример интеграции Интеграция внутрипредметного уровня: школьный курс литературы всегда являлся интеграцией науки о литературе читательской практики опытов сочинительства то есть явлений разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания. То же самое применительно к курсу музыки, ИЗО, МХК, только с иным соотношением указанных выше компонентов.

Слайд 7

Новый этап В географии , биологии, физике, математике и других предметах школе не пришлось резко менять курс, так как основой для нынешнего процесса интеграции был длительный период установления межпредметных связей, давшей школе новый взгляд на связь предметов, единение в содержании образования. Наступил новый этап подхода к единству школьных предметов: ОТ стадии допускавшей независимое , «параллельное» существование предметов К интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей.

Слайд 8

Внутрипредметная интеграция Внутрипредметная интеграция включает в себя: фрагментарную интеграцию включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; узловую интеграцию на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов

Слайд 9

Межпредметная интеграция Межпредметная или синтезированная интеграция объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса. На перекрестке этих подходов могут быть и разные результаты: Рождение абсолютно новых предметов (курсов); Рождение новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов; Рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования; Разовые интегрированные уроки разного уровня и характера как проба сил учителя в новом направлении.

Слайд 10

Повысить эффективность Одно из требований - повышать эффективность учебной деятельности студентов. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность студентов . Репродуктивная деятельность: заучивание и воспроизведение знаний и умений. Творческая познавательная деятельность: процесс преобразования усвоенных знаний оперирование умениями в новой ситуации поиск ответа на поставленную проблему.

Слайд 11

Задача учителя Самый высокий уровень творчества учащихся тогда , когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути её решения. Задача учителя – научить учащихся учебной деятельности вначале по образцу, а затем применению умений в новой ситуации. Следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества, перехода от репродуктивной к творческой деятельности, находить их оптимальное соотношение .

Слайд 12

Переход от репродукции к творчеству На первых этапах обучения предметам естественного цикла преобладает репродуктивный характер познавательной деятельности студентов. По мере овладения понятиями, создания необходимой базы знаний для их дальнейшего использования, вооружения студентов учебными умениями возрастают возможности для включения их в творческую деятельность.

Слайд 13

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....