Использование современных технологий на уроках русского языка
статья ( класс) на тему

Киселева Наталья Александровна

  Эти современные технологии я использую на своих уроках русского языка  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных технологий

на уроках русского языка

(1 слайд) Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Нельзя забывать о том, что ребёнок в своём развитии индивидуален. И чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика. Главная задача педагогического процесса - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность.

В этом помогут универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Формирование познавательных действий - умение добывать нужную и полезную информацию самостоятельно, выделять главное, логически связывать с ранее изученным, уметь объяснять свои решения, анализировать полученный результат, учиться высказывать суждения.

Как же формировать УУД на уроках русского языка? Через различные современные педагогические технологии. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки, которыми бы я хотела поделиться. Приведу пример некоторых из них, которыми пользуюсь сама.

(2 слайд) Один из основных этапов современного урока - это целеполагание, т.е. учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. Моя задача при этом - подвести их к пониманию того, что же станет объектом нашего рассмотрения на занятии. Так, например, урок по именам прилагательным в 6 классе я могу начать следующим стихотворением:

(3 слайд) Сегодняшний урок будет посвящен одной из самостоятельных частей речи. Тему формулировать я не буду – о ней вы догадаетесь сами, потому что тема спряталась в стихотворении:

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё …

Рифмованная строка, безусловно, содержит подсказку для учеников, однако элемент поиска, самостоятельности будет способствовать повышению познавательного интереса учащихся, активизации их будущей работы на уроке в целом.

На вводном уроке, открывающем раздел «Имя прилагательное» мы вспоминаем все его постоянные и непостоянные признаки: род, число, падеж, роль в предложении и т.д. Задача учащихся – отметить, с какими морфологическими признаками они уже знакомы, а какие им предстоит освоить. Работа подобной направленности делает процесс изучения части речи более осмысленным и целенаправленным.

(4 слайд) При изучении темы «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа» в 5 классе, урок начинаю с разгадывания загадок, ответами на которые являются имена существительные имеющие форму только множественного числа, но учащиеся еще об этом не знают. Далее задаю вопрос, определите часть речи отгаданных вами слов, попробуйте образовать форму единственного числа. Это им не удается. Ребята делают вывод, это существительные, имеющие форму только множественного числа. Это и есть тема урока.

Также на своих уроках я использую игровые технологии. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) тренируют память, помогают учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) стимулируют умственную деятельность учащихся, развивают внимание и познавательный интерес к предмету;

3) преодолевают пассивность учеников.

           Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

(5 слайд)

  • Игра «Продолжить ряд». При изучении темы «Приставки пре- и при-« (6 кл). Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Пр…шить, пр…бежать, пр…школьный…..? Ответ: (даны слова со значением приставки ПРИ, не хватает ещё одного значения, нужно добавить слово с данным значением, угадав и объяснив почему).

(6,7,8 слайд)

  • Игра «Найди лишнее слово». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний, аргументируя ответ: «тебе, твой, вы, у него» (5 кл. «Местоимение»), «Сущ., имеющие форму только мн.ч).

(10 слайд)

  • Игра «Магазин». Сначала я знакомлю учащихся с текстом. Предлагаю найти имена существительные только множественного числа. Затем, представляю эти магазины на слайде и предлагаю ребятам самим отправиться за покупками.

На мой взгляд, управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся, самостоятельности (могут сами создавать презентации, таблицы, схемы).

(11 слайд) 

Также на уроках в 6б классе можно использовать технологию проблемного обучения

При изучении темы: «Правописание приставок при – пре» ребята учатся высказывать свои собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения.

Например, на доске даны слова: Безвкусный, бесшумный, прибежать, пришкольный, издавать, предобрый.

  •  Дается задание выписать слова с приставками, оканчивающимися на з-с, обозначить орфограмму, сформулировать правило.
  • Затем я спрашиваю: «А какие слова остались? Сможем ли мы их сейчас написать? Почему?» Ребята отвечают, что нет, так как не знают правило правописания.
  •  Обращаемся к материалу наблюдения и анализа.
  • На доске написаны слова: Приехать, прилететь приплыть.

-Какие гласные «е или и» напишете в приставках? Почему? (Выслушиваю мнение ребят)

  • Затем приглашаю ребят подумать над значением каждого слова и постараться определить  это значение.
  • В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске создается опорная таблица.

ПРИ

ПРЕ

Приближение= близко

Пре=очень

Присоединение=друг к другу

Пре=пере

Расположение вблизи=около

Неполное действие= чуть-чуть

  • Обращаемся к учебнику, знакомимся с правилом.
  • Таким образом, приходим к выводу правописания приставок при- пре.

(12 слайд) Не менее важной и интересной является работа творческого характера, например, составление синквейна. Это хороший приём активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного (Имя Прилагательное).

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Безусловно, данные задания и упражнения очень продуктивны, главным образом, за счет эффекта новизны и широкого спектра различных видов работ, которые не утомляют ребенка, а, наоборот, за счет постоянной смены деятельности, активизируют его познавательные процессы. Между тем учитель не должен ими ограничиваться, обязательно сочетая их с упражнениями традиционными, в том числе представленными в учебниках.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, то есть познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования...

Сообщение "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"

Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е....

Презентация "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"

Презентация об использовании современных технологий на уроках русского языка и литературы....

Использование современных технологий на уроках русского языка в период адаптации учащихся 5-х классов

Аннатация + разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сколько лексических значений имеет слово"...

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы".

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"....