Роль мониторинга физиологического состояния организма школьников в системе работы по повышению качества обученности
статья ( класс) на тему

Ермилова Александра Юрьевна

В основе использования мониторинга физиологического состояния организма школьников лежит контроль уровня здоровья с целью реализации индивидуального подхода к обучения детей, имеющих определенные особенности развития. Актуальность данного направления работы подтверждается зависимостью уровня здоровья школьника  от его уровня работоспособности, непосредственно влияющей на качество образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1-  Роль мониторинга физиологического состояния организма школьников
в системе работы по  повышению качества обученности.

Cлайд 2.                                                                                                                     О Компании: 

Для того, чтобы не было сомнений в качестве услуг компании, просмотрите информацию на слайде

Ежегодно, два раза в год в нашей школе проводится диагностика физического здоровья обучающихся с 1 по 11 класс. Так как силами школы самостоятельно осуществить такую  работу невозможно, то мы пользуемся бесплатными услугами медицинской компании «Навигатор здоровья».

Слайд 3.                                                                                                        Цели и задачи:

 Комплексная программа обследования человека, в том числе и с использованием функционально-нагрузочных тестов, позволяет доказательно оценить состояние организма и его физиологических систем на основе сравнения с возрастными эталонами и отобразить это в компьютерном “Профиле (паспорте) здоровья. Показатели состояния организма, попавшие в зону низких оценок укажут на проблемные области - Слабые звенья”, которые при определенных условиях могут стать факторами риска постепенного развития соматических заболеваний.

 Контроль физического и физиологического развития юного организма является наиважнейшей задачей, поскольку на этом этапе онтогенеза “закладываются” морфофункциональные основы структур и потенциал человека.

Слайд4.                                                                                                  Работоспособность

Одной из важнейших характеристик физического здоровья является работоспособность,  (далее в компьютерном профиле здоровья обучающихся обратите внимание на эту графу)

мы рассматриваем работоспособность, как возможность длительно выполнять работу
(умственную или физическую) и  как основу школьной успешности.

Она обеспечивается деятельностью главных функциональных систем -  сердечно-сосудистой  и дыхательной

ее снижению способствуют:

  •  наличие острых и хронических отклонений в состоянии здоровья,
  •  переутомление (умственное или физическое),
  •  психо - эмоциональный настрой (нежелание выполнять работу или недостаточная мотивация)

Если первый пункт – в первую очередь работа медицинских учреждений, то на последние два мы можем повлиять!

Слайд 5                                                         с профилем ребенка (Ученик А)

Так выглядит компьютерный профиль здоровья предоставляемый «Навигатором Здоровья» на каждого обучающегося                    

В нем удобно расположены графы сверху вниз, демонстрирующие уровень развития систем организма (вес, рост, пульс, АД и др показатели ),другими словами то, что у ребенка есть физиологически   и функциональные возможности, то ,что он может выполнить -   (тесты на развитие мышц, зрительно - двигательной реакции, гибкости позвоночника, общей работоспособности и др.). Между собой эти графы отчерчены горизонтальной линией.

        В правом верхнем углу таблицы слева направо указаны значения в баллах от 1 - низкий уровень до 6 - высокий уровень соответственно (6 квадратиков, чем больше квадратиков зачерчено от 1 до 6,тем выше уровень), вертикальная линия разделяет таблицу на пополам и все, что слева - среднестатистический и ниже среднего, уровень, справа- выше среднего и высокий . Кроме результатов диагностики по каждому пункту, Навигатор дает рекомендации по повышению функциональных возможностей. Но и мы с вами можем дополнительно проанализировать личные данные интересующих нас школьников.

Представляю вам примеры такого анализа

Слайд 6 ( ученик 6 Б) - Если  результаты верхней части таблицы (уровень развития систем организма) – очень высокие, высокие, выше среднего – то это говорит о том, что есть плацдарм (основа) для формирования и развития всех функциональных возможностей организма (и это подтверждается в нижней часть таблицы)  

Слайд 7. (ученица 7Б). - Если результаты верхней части таблицы (уровень развития систем организма)- ниже среднего, низкие и очень низкие – это говорит о том, что изыскать  возможность для развития функциональных возможностей будет трудно (нижняя часть таблицы)

Слайд 8  и 9 - (ученица 7а, ученик 8А) Можно обнаружить сочетание хорошего плацдарма (уровня развития систем), но низкие функциональные возможности, что может быть обусловлено ленью, не желанием преодолеть себя.

Слайд 10  -На примере (ученик 6а) можно увидеть сочетание низкого уровня развития систем организма (плацдарма) и средний и выше -  функциональный уровень. Это говорит о том, что ребенок за счет стремления, упорства истощает и до того не высокий уровень здоровья. (в таком случае высока вероятность приобретения соматического расстройства - заболевания, можно иногда и до 11 класса дотянуть, но на выходе из школы иметь «букет хронический заболеваний»)

Рекомендуем, в случае вашего желания озвучить родителям информацию для правильной интерпретации результатов, направить их к специалистам школы.

Перейду к общешкольным  результатам диагностики

Слайд 11.

Вашему вниманию Таблица Качественного распределения по шкале Индекса физического здоровья на октябрь 2013г.

В таблице представлены 4 уровня распределения

 

Уровень баллов

Качественная оценка уровня здоровья

Чел.

%

5,1 и выше

Отличный уровень резервов здоровья и работоспособности, близкий к эталону своего возраста. Поддерживайте активный и здоровый образ жизни.

4

1

4,0 – 5,0

Хорошее функциональное состояние, высокий резервов здоровья и работоспособности надёжно защищает от стрессов и негативных воздействий  окружающей среды.

75

18

2,6 - 3,9

Средне-статистический (Удовлетворительный) уровень резервов здоровья и работоспособности. Наличие отдельных «слабых» звеньев в системе жизнеобеспечения требует активизации жизненного стиля.

266

64

0,5 - 2,5

Ниже средне-статистического уровня, неудовлетворительное общее состояние организма, наличие нескольких слабых систем жизнеобеспечения ограничивают работоспособность и сказываются на самочувствии, плохая защищённость от стресса, утомление, негативных воздействий окружающей среды. Явная недооценка собственного здоровья.

68

16

Слайд 12.  Детализированный отчет о результатах мониторинга здоровья

 обучающихся с 1 – 11 класс

Слева направо напротив каждого класса указаны: кол-во протестированных, средний индекс на класс, кол-во и процент от общего числа обучающихся  с индексом  характерным четырем уровням физического здоровья.

Классные руководители, обратите внимание на свой класс.

Слайд 13

Сравнительная диаграмма

 распределения по шкале индекса физического здоровья обучающихся

 с 1-11 класс за май и октябрь 2013года

По вертикали  от 0 до 70 - процент обучающихся,

По горизонтали От 0 до 6 – балл индекса физического здоровья обучающихся

Синим цветом в диаграмме представлены результаты за май, за октябрь голубым. Средний ИФЗ всех обучающихся на май - 3,5 балла, на октябрь - 3,2 балла.

         В диаграмме видно, что уменьшилось кол-во обучающихся с индексом здоровья меньше 2,5 балла, и детей, имеющих хороший уровень развития( от 4 до 5 баллов),а значительно увеличилось   количество обучающихся с индексом удовлетворительным.

Таким образом ИФЗ снизился на октябрь, причины могут быть различны, давайте каждый поразмыслит о них! Вероятно, за лето дети не восполнили силы, а за сентябрь мы снова использовали большую часть резервов их организма (в большинстве своем родители не организовывают детям летний период, дети брошены, и здесь опять важное место занимает наша работа с родителями, задание на лето мы не даем, но рекомендовать имеем полное право, как умственную, так и физическую тренировку)

Слайд 14.  Таблица «НЗ» и «»ДЗ»

В данной таблице объединены посещаемость диагностики «Навигатора»  и  недавно проведенного дня здоровья и их результаты

Классные руководители обратите внимание каждый на свой класс. Красным выделены самые низкие значения, синим самые высокие относительно других классов

к

л

а

с

с

кол-во

чел-к в

классе

количество человек

на диагностике

в %

ИФЗ

в баллах

количество человек

на дне здоровья

в %

баллы

за

участие

в дне здоровья

5A

21

90

2,7

60

14

25

72

3,4

72

24

25

84

2,7

60

18

22

86

3

79

23

26

96

3

60

20

27

70

2,9

68

17

24

92

3,6

67

24

17

70

2,9

53

13

24

75

3,1

74

20

22

68

3,4

65

17

10А

16

62

3,5

37

-

11А

27

78

3,4

33

-

В посещаемости (по «НЗ»  - не учтены попуски по болезни, на дне здоровья - процент выявлен относительно здоровых  учеников на данный день)

Самое низкая посещаемость диагностики в рамках урока физической культуры у 9б и 10а класса, в данном случае это указывает на прогулы урока физической культуры, либо дети не были мотивированы или вовсе демотивированы к мероприятиям такого рода, в обоих случаях роль педагога очень высока. По Посещаемости дня здоровья самые низкие результаты у 10, 11 класса, 8Б, 5А,7а. Результаты индекса ФЗ и дня здоровья в баллах самые высокие у одного класса, и видимо это не случайное совпадение ( 8а), а самые низкие в обеих категориях у 5 А, 8 Б.

Слайд 15

Подытожить хочется тем, что обозначить еще раз наши с вами задачи для достижения общей цели- повышения качества образования

Вернуться к средовому подходу, к понятию : «Школа культуры здоровья»

- Способствовать, если можно так сказать, повышению уровня потребления и усвоения обучающимися продуктов образовательной среды (знаний), создавая и поддерживая оздоровительную среду (рациональный режим умственного труда, отдыха и движения),

- Мало предоставить среду, надо сформировать по отношению к ней нашу с вами общую позицию. Так как мнение и отношение классного руководителя, других педагогов, администрации, специалистов к среде и её наполнению должно быть единым!

- Организовать хорошую посещаемость для средней и старшей школы уроков фк, общешкольных оздоровительно - воспитательных мероприятий, для начальной  школы, посещение  секций  и дополнительных занятий.

- Формировать мотивацию и позитивное отношение ко всем видам двигательной оздоровительной нагрузки, в том числе представленной в школе; общешкольным мероприятиям, вне зависимости от личности и специальности его организаторов.

Слайд 16 спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль мониторинга физиологического состояния организма школьников в системе работы по повышению качества обученности Специалист АФК Ермилова А.Ю. Педагогический совет от 26.11.2013г.

Слайд 2

о компании «Навигатор Здоровья»: - основана в 2002 году в Москве, лицензирована, использует инновационные разработки ученых ГНЦ РФ Института медико-биологических проблем РАН, НИИ нормальной физиологии им.П.К. Анохина РАМН технология сертифицирована Росздравнадзором.

Слайд 3

цели и задачи: доказательно оценить состояние организма и его физиологических систем на основе сравнения с возрастными эталонами выявить «слабые звенья» и дать рекомендации. так как на этапе развития юного организма “закладываются” морфофункциональные основы структур и потенциал будущих возможностей человека

Слайд 5

сравнительная диаграмма распределения по шкале ИФЗ обучающихся с 1-11 класс за май и октябрь 2013года Кол - во обучающихся в школе на май 2013 года – 482 человека, исследованы- 365 обучающихся (75,5%). Средний ИФЗ всех обучающихся на май - 3,5 балла . Кол - во обучающихся в школе на октябрь 2013 года – 501 человек, исследованы- 413 обучающихся (82,5%) Средний ИФЗ всех обучающихся на октябрь - 3,2 балла. от 0 до 70 - процент обучающихся от 0 до 6 – балл ИФЗ обучающихся

Слайд 6

Уровень баллов Качественная оценка уровня здоровья Чел. % 5,1 и выше Отличный уровень резервов здоровья и работоспособности, близкий к эталону своего возраста. Поддерживайте активный и здоровый образ жизни. 4 1 4,0 – 5,0 Хорошее функциональное состояние , высокий резервов здоровья и работоспособности надёжно защищает от стрессов и негативных воздействий окружающей среды. 75 18 2,6 - 3,9 Средне-статистический (удовлетворительный) уровень резервов здоровья и работоспособности. Наличие отдельных «слабых» звеньев в системе жизнеобеспечения требует активизации жизненного стиля. 266 64 0,5 - 2,5 Ниже средне-статистического уровня, неудовлетворительное общее состояние организма , наличие нескольких слабых систем жизнеобеспечения ограничивают работоспособность и сказываются на самочувствии, плохая защищённость от стресса, утомление, негативных воздействий окружающей среды. Явная недооценка собственного здоровья. 68 16

Слайд 7

к л а с с кол-во чел-к в классе количество человек на диагностике в % ИФЗ в баллах количество человек на дне здоровья в % баллы за участие в дне здоровья 5A 21 90 2,7 60 14 5Б 25 72 3,4 72 24 6А 25 84 2,7 60 18 6Б 22 86 3 79 23 7А 26 96 3 60 20 7Б 27 70 2,9 68 17 8А 24 92 3,6 67 24 8Б 17 70 2,9 53 13 9А 24 75 3,1 74 20 9Б 22 68 3,4 65 17 10А 16 62 3,5 - 11А 27 78 3,4 -

Слайд 8

Работоспособность, как возможность длительно выполнять работу (умственную или физическую) в основе деятельность основных жизнеобеспечивающих систем - сердечно-сосудистой и дыхательной ее снижению способствуют: наличие острых и хронических отклонений в состоянии здоровья, переутомление (умственное или физическое), психо - эмоциональный настрой (нежелание выполнять работу или недостаточная мотивация) ее повышению способствуют: рациональный режим труда (умств.,физич.), отдыха и движения

Слайд 9

качество образования - продолжать создавать оздоровительную среду - сформировать по отношению к среде и ее наполнению общую позицию всего педагог.коллектива - Организовать хорошую посещаемость для ср. и ст. школы уроков фк, общешкольных оздоровительно - воспитательных мероприятий, секций и доп занятий (особенно нач.шк) - рациональный режим умств.труда, отдыха и движения. - формировать мотивацию и позитивное отношение ко всем видам двигательной оздоровительной нагрузки, в том числе представленной в школе, и опять-таки общешкольным мероприятиям, вне зависимости от личности и специальности его организаторов. Уровень работоспособности Уровень здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя"

Содержание доклада по теме "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя" основано на личном опыте работы. Выступление подготовлено дл...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

Доклад по самообразованию «Система работы по дифференциации обучения на уроках английского языка».

Одной из актуальных проблем  преподавания иностранных языков в школе, как и всего образования, является дифференцированный подход в обучении...

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...

Изучение влияния громкой музыки на слух, работоспособность и физиологические состояние организма учащихся среднего звена.

Была проведена работа по выявлению влияния громкой музыки на работоспособность и физиологическое состояние человека....

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов шко...


 

Комментарии

Ермилова Александра Юрьевна

В презентации удалены слайды с результатами обучающихся, чтобы не допустить распространения личной информации.