Сообщение "Технология поэтапного формирования умственных действий. Реализация теории П.Я. Гальперина в рамках организации и проведения общешкольного проекта"Неделя детской книги".
статья по теме

Петушкова Надежда Дмитриевна

В сообщении представлены этапы формирования умственных действий, показано использование метода проекта как пример применения данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_poetapnoe_formirovanie_umstv._deyst.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ "Школа 2124 "Центр развития и коррекции" (СП 30)

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Петушкова Н.Д.

Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе соответствующей теории П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Н. Ф. Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как поэтапного формирования умственных действий.

Согласно данной теории технология обучения строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения состоит из ряда этапов.

Шесть этапов формирования действия

1 этап. Создание мотивационной основы действия.

2 этап. Ориентировочный: становление схемы ООД.

3 этап. Этап материализации действия.

4 этап. Внешнеречевое описание действия.

5 этап. Перенос содержания действия в умственный план

(беззвучная устная речь).

6 этап. Умственный этап: совершение действия в скрытой речи.


Рассмотрим более подробно каждый этап.


Первый этап предполагает актуализацию соответствующей мотивации учащегося.

I этап – мотивационный. В идеальном варианте мотивация должна строиться на познавательном интересе, так как он (познавательный интерес) обладает таким свойством, как ненасыщаемость. Такого вида мотивация чаще всего зарождается в ходе проблемного обучения. Если у учащегося уже заранее есть сформированный мотив, то никакой работы на этом этапе не проводится. К сожалению, в практике мы сталкиваемся с тем, что у учащегося отсутствует мотивация или она настолько незначительна, что на данном этапе вместо выявления мотива приходится заниматься его формированием.

II этап – ориентировочный.

Второй этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы деятельности (ООД) (действия). Учащиеся предварительно знакомятся с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентировочных, исполнительных и контрольных действий. Ключевым моментом данного этапа является понимание. От того, насколько учащийся полно и глубоко поймет предлагаемую ему задачу, зависит дальнейшая работа по ее решению.

Уровень обобщенности действий, а значит, и возможность переноса их в другие условия зависят от полноты ориентировочной основы этих действий. Выделяют три типа ориентировок:

● конкретный образец (например, показ) или описание действия без указаний о методике его выполнения (неполная система ориентировок);

● полные и подробные указания о правильном выполнении действия;

● ориентировочная основа действия создается обучаемыми самостоятельно на основе полученного знания.

III этап – материальный (материализованный). Название этого этапа и всех последующих будет совпадать с выполняемой деятельностью на этих этапах. Суть этого этапа заключается в усвоении учащимся содержания действия. На этом же этапе преподавателем осуществляется контроль за выполнением действий. Если на этом этапе учащиеся хорошо освоят все операции по выполнению действия, то можно сказать, что данный этап прошел успешно и учащиеся справятся с овладением данным действием.

Третий этап - выполнение действия во внешней форме, материальной или материализованной, т. е. с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и т. п. Эти действия включают исполнительные и контрольные функции, а не только ориентационные. На этом этапе от учащихся требуется рассказывать о совершаемых ими операциях и их особенностях.


IV этап – внешнеречевой. Данный этап заключается в обобщении, т. е. все проделанные операции учащийся должен воспроизвести в виде речи, как устной, так и письменной.


На четвертом этапе  происходит дальнейшее обобщение, автоматизация действий. Необходимость в ориентировочной основе действия (инструкции) отпадает, так как ее роль выполняет внешняя речь обучаемого.


V этап – беззвучной устной речи (другими словами, речь про себя). Этот этап, как и предыдущий, посвящен обобщению. Учащиеся должны «прокрутить» данные операции «про себя».
Установлено, что в процессе внутренней речи обобщение и свертывание действия идет наиболее интенсивно.

VI этап – умственного или внутриречевого действия. Этот этап заключается в автоматизации действия.
Шестой этап связан с переходом действия во внутренний (умственный) план (интериоризация действия).

Управление процессом обучения согласно данной теории происходит путем смены названных этапов и осуществления контроля со стороны учителя.

Технология поэтапного формирования умственных действий имеет как позитивные, так и негативные стороны. Достоинствами данной технологии являются: создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе; сокращение времени формирования умений и навыков за счет показа образцового выполнения разучиваемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации.

Недостатками технологии поэтапного формирования умственных действий являются ограничение возможностей усвоения теоретических знаний, сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческого потенциала.

Значение теории П.Я. Гальперина состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной основы.

Уважаемые коллеги! Я хочу представить вам один из способов воплощения теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий в жизнь. Это самый популярный в настоящее время метод обучения – метод проектов.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.

Метод проектов, как вам известно, включает в себя несколько этапов:

·     мотивационный;

·      планирующий;

·      продуктивный;

·      результативный:

- подготовка к защите проекта,

- презентация (отчёт),

- оценка результатов и процесса (рефлексия).

Давайте посмотрим, как эти этапы согласуются с  этапами теории формирования умственных действий. Это сравнение представлено в таблице.

п/п

Этап

Технология поэтапного формирования умственных действий

Метод проекта

1

I

Создание мотивационной основы действия.

Мотивационный -формулирование целей и задач проекта,

 изучение литературы по теме проекта,

 изучение Интернет-ресурсов по теме проекта,

 анализ предметной среды классов.

2

II

Ориентировочный: становление схемы ориентировочной основы деятельности.

Планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации, поисковая деятельность детей и взрослых.

3

III

IV

Этап материализации действий (этап формирования действий в материальной форме).

Суть этого этапа заключается в усвоении учащимся содержания действия.

Внешнеречевое описание действий.

Данный этап заключается в обобщении, т. е. все проделанные операции учащийся должен воспроизвести в виде речи, как устной, так и письменной.

Продуктивный - включает в себя основные мероприятия по реализации проекта.

4

V

VI

Перенос содержания в умственный план(беззвучная устная речь) .

Этап умственного действия.

Подготовка к защите проекта.

Презентация продукта проектной деятельности.

Оценка результатов и процесса (рефлексия).

Я думаю, что данное сравнение позволяет считать, что метод проектов является одной из возможностей использования теории поэтапного формирования умственных действий.

Теперь  я предлагаю вам вспомнить Неделю детской книги и познакомится с данным  мероприятием, оформленным в виде проекта.  Это практическое воплощение теории поэтапного формирования умственных действий.

См. презентацию "Неделя детской книги "По страницам любимых книг".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая н...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КСО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ .

В статье представлен опыт многолетней работы по внедрению в учебный процесс двух важнейших технологий обучения – работы в парах сменного состава и теории поэтапного формирования умственных дейст...

Из опыта работы "Реализация теории поэтапного формирования умственных действий"

Особенности содержания и  методики I Вычленив, некоторую порцию материала, математическое содержание которого, дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы ...

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ...

Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий: теория и практика

Цель данной работы:-         изучить метод поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.-...

Проект "Технология поэтапного формирования умственных действий" в рамках недели детской книги "По страницам любимых книг"

Метод проектов является одной из возможностей использования теории поэтапного формирования умственных действий. Данный проект это практическое воплощение теории поэтапного формирования умственных дейс...