Учитель - навечно вызванный к доске ученик
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

В докладе рассматривается третья степень Учителя – «ученик». Учитель – вечный ученик. Ученик своего сердца, своих учеников, своих учителей, своего предмета… Ряд можно продолжить: ученик своей совести, своей эпохи, своего имени, своих ошибок… Учитель обречен на самовоспитание и самосовершенствование, восходя от одного качества к более высокому. Учитель и ученик растут вместе. И так непрестанно и всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ – ЭТО НАВЕЧНО

ВЫЗВАННЫЙ К ДОСКЕ УЧЕНИК

Чем славится Поэт?

Стихами, которые западают в сердце. 

Стихи – искорки Света Поэта.

Чем славится Художник?

Картинами, которые вселяют красоту. 

Картины – искорки Света Художника.

Чем славится Композитор?

Мелодиями, которые омывают душу. 

Мелодии – искорки Света Композитора.

Чем славится Учитель?

Уроками, которые воспитывают личность. 

Уроки – искорки Света Учителя.

На уроках рождается весь народ,

Вся страна, весь мир, вся планета.

                                                      Ш. А. Амонашвили

Это учитель, похожий на апостола Христа. Этого можно достичь, если будут соблюдены 3 требования: каждый сам должен быть таким, каким должен делать других; каждый должен владеть искусством делать других лучше; быть ревнителем своего дела. 

Учитель – направляющая сила общества, и путь, по которому он ведёт общество, черпает он… из глубинных внутренних истоков. Оттуда идут импульсы, которые питают наше чувствознание и убеждение, нашу совесть и преданность, нашу мудрость и веру… Мы ведём поколение Света не к лавкам, где торгуют совестью и нравственностью, а к вершинам Культуры и Света. Мы не работаем, мы несём великое служение, ибо мы есть соработники у Бога.         (Ш. А. Амонашвили)http://flatik.ru/flax/561/560609/560609_html_mc981e5.jpg

В докладе рассматривается третья степень Учителя – «ученик». Учитель – вечный ученик. Ученик своего сердца, своих учеников, своих учителей, своего предмета… Ряд можно продолжить: ученик своей совести, своей эпохи, своего имени, своих ошибок… Учитель обречен на самовоспитание и самосовершенствование, восходя от одного качества к более высокому. Учитель и ученик растут вместе. И так непрестанно и всю жизнь.

Как музыкальный аккорд тысячи лет назад прозвучала исповедь Конфуция: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. В 30 лет я имел прочную опору. В 40 лет у меня не осталось сомнений. В 50 лет я знал веленье Небес. В 60 лет я настроил свой слух. А теперь в свои 70 лет я следую зову сердца, не нарушая правил». Удивительно, что духовный рост Учителя сливается с ритмом биологических часов его жизни, что моменты внутренних прозрений отмерены признанными рубежами общественного мужания человека: 15 лет, 30, 40… По Конфуцию, человек умнеет, как идет в рост семя – неостановимо и нескончаемо: нет предела совершенству. Оно не знает ни драматических поворотов судьбы, ни «переломных моментов». Учитель – навечно вызванный к доске ученик…

Как ученик своего сердца. Вечна мысль Конфуция: «Будь мастером не ремёсел, а собственного сердца». Какое сердце учителя?! Опущу многое, о чем хотелось бы сказать: рассказ о той нейрохирургической операции, которую каждый учитель должен был бы претерпеть в некоем хирургическом лазарете прежде, чем восходить на тропу Любви и Служения детям. Об этой операции читаем в программном стихотворении «Пророк». Небесный хирург вырвал из уст будущего просветителя грешный и лукавый язык, вложив мудрое жало змеи, затем рассек грудь и водвигнул уголь пылающий. Это символ любви, которая, переполняя сердце учителя, делает его всем для всех.

Сердце учителя должно петь и слышать «горних ангелов полёт и дольней лозы прозябанье». Сердце учителя – особый камертон, чтобы, войдя в класс, как педагогический доктор Айболит, неслышно прикасаясь этим камертоном к сердцу ребенка, сразу ставить диагноз; чтобы выявить недуги душ своих питомцев; чтобы понять, каким путем идти к этим сердцам, какие меры профилактические употребить. Где применить прижигание – педагогическую строгость, а где всё смягчить бальзамом педагогической улыбки и утешения. Каждая струна сердца учителя – одна из 10 Заповедей человеческих, подлежащих вживлению в сердце учителя.

Учитель как ученик своих учеников. «Учитель и ученик растут вместе»  вечная педагогическая истина Конфуция. Вот как ученики стали моими учителями. Расскажу одну историю из жизни моей коллеги – учителя русского языка. После раздачи тетрадей пятиклассница Тома вдруг заплакала: «Всё красное… Не люблю русский язык…» Ребёнок был унижен обилием  пометок красными чернилами. С того урока учительница отказалась от красных чернил в рабочих тетрадях. Слёзы Томы помогли понять, что дети не только воспитываются и учатся у тебя, но всеми усилиями воспитывают и учат тебя, делают из тебя достойного для себя учителя. Красные чернила пришлось заменить цветными карандашами – так родилась любимая рабочая тетрадь «Светофор моей грамотности». Вот так открылась истина Л.Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».

Учитель как ученик своих Учителей. В учебниках педагогики не найти ответов на вопросы, что такое Педагогическая Любовь и Учительская Мудрость. Но есть более возвышенная Педагогика – это учения классиков. Как манифест, много раз можно перечитывать, например, книги Я.Корчака «Как любить ребёнка» и В.А.Сухомлинского «Как любить детей». Размышляя над идеями этих мыслителей, заглядываешь в свой внутренний мир и создаёшь свои «правила жизни»:

дело человека – стараться очистить себя, чтобы светить;

самое важное – духовно пробудить ребёнка;

чтобы заново родиться, нужно летать навстречу Солнцу;

чтобы дать ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать

в себя море света;

наполни Храмину свою Светом.

Учителя учителей – все они люди разных эпох, но строители одного Храма души Учителя. Смотрите, кем заложены камни Храма и что на них высечено: «Учитель»  Конфуций; «Человек»  Сократ, Платон, Аристотель; «Душа»  Квинтилиан; «Мудрость»  Коменский; «Любовь»  Песталоцци; «Народность»  Ушинский; «Оптимизм»  Макаренко; «Преданность»  Корчак; «Сердце»  Сухомлинский. Радость и гордость  быть учениками таких учителей. Счастье, если они постоянно сопровождают нас: к уроку готовимся – они советуют; на уроке мы – они подсказывают; ошибаемся – они помогают разобраться; мы бессильны перед Ребёнком – они шепнут мудрость; нас покидает терпение – они вселяют Веру, Надежду, Любовь.

Учитель как ученик своего Предмета. Основательно, легко, с любовью можно преподавать русский язык. Словесники должны заглядывать в глубину слова.

Словесник=слово+весы – слово на весах совести учителя.

Словесник=слово+весна – учитель – проводник к рождению.

Словесник=слово+вестник. Добрая весть!

Можно осуществить нравственное воспитание, например, на уроке русского языка, тема которого: «Написание букв на стыке корня и приставки». Например. Для сохранения твёрдого произношения последнего согласного у приставки и йотированного произношения начальных гласных корня Е, Ё, Ю, Я на стыке ставится разделительная граница в виде твёрдого знака (ъ): съезд, объём, предъюбилейный, объяснить.

Это своеобразный развод сильного и слабого, но при сохранении их единства. Ссоры, вражды, войны в языке нет. В нём – мир, гармония и согласие.

Дан толчок к размышлению по поводу того, что глубоко спрятано в душе. У каждого ребёнка существуют проблемы отношений с другими людьми, и он получает представление о вариантах таких отношений. Пусть он сам решает, сильный он или слабый: уступил – сильный, стал враждовать – слабый.

Есть ещё один удивительный вариант союза морфем – слово вынуть. В нем нет корня! Сильная морфема корень уступила место другим. Как не вспомнить слова апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится… Любовь никогда не перестаёт».

Урок продолжается, жизненная философия переводится в рамки грамматических правил, согласно которым ученики овладевают умением записывать нужные буквы на стыке корня и приставки. Главное – зажечь своим горением сердце ученика…

Нам, учителям, «дано предугадать, как слово наше отзовется». «Нерукотворный памятник» воздвигает себе тот учитель, который исподволь прививает Ребёнку вкус к учению. Как завершение – слова Льва Толстого: «Вот и всё, что имел сказать».

Но разве этого мало?

И разве это всё?

Литература

Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. М.,2008.

Амонашвили Ш.А. Как любить детей. Артемовск, 2010.

Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света. М., 2009.

Ильин. М., 2005. Антология гуманной педагогики.

Лебеденко А.А. Философия сердца в концепции гуманной педагогики. М., 2005.

Леонардо да Винчи. М., 2005.- Антология гуманной педагогики.

Коменский.- М., 2002. Антология гуманной педагогики.

Конфуций.- М., 2002. Антология гуманной педагогики.



Предварительный просмотр:

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы 

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Телефон: (499) 248-44-17                               Факс: (499) 248-46-62                           E-mail: sk30@edu.mos.ru

           (499) 248-42-42                                                (499) 248-50-51

                ОКПО  45399347,              ОГРН  1037739409960,                ИНН/КПП          7704234760/770401001        

Структурное подразделение №28

105066, г. Москва, Денисовский пер.,  дом 6

Телефон/факс:(499) 261-76-78

Выступление на  МО учителей гуманитарного цикла

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

в условиях перехода на ФГОС ООН

Подготовила

Забурдаева И.В.,

 учитель русского языка

 и литературы

Москва, 2016

      В предстоящем  2015-2016 учебном году  перед каждым учителем–предметником, который будет работать в 5 классе,  возникает необходимость перейти на стандарт нового поколения. В нашей школе, так же как и в других школах,  по новым стандартам  работала начальная школа, а учителям среднего звена  только предстоит эта работа. Однако, я и мои коллеги среднего звена также стали  строить некоторые рабочие и открытые  уроки или отдельные их  фрагменты по-новому,  в соответствии со стандартами ФГОС, которые требуют, чтобы вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании вышли системно-деятельностный подход,  формирование у обучающихся умения учиться.  И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД). 

      Развитие универсальных учебных действий “строится по формуле: от действия – к мысли”. (Слайд 2)  Ученик  обучается умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения  новых задач.  (слайд 3) На уроке должны преобладать такие действия, как: создание проблемной ситуации,  поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами, при которых  знание дается не в готовом виде, а ребенок  под руководством учителя конструирует свое знание.

    Перед учителем при планировании уроков встают вопросы (Слайд 4):

- Каким образом включить ученика в образовательный процесс по ФГОС?

- Как помочь его самоопределению?

Ответ один:

-Только с помощью действия.

 Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться:

личностные и метапредметные трех видов: регулятивные, познавательные и  

коммуникативные. (Слайд 5)

Формирование УУД на моих уроках  происходит при  использовании ИКТ,  при  применении проектных технологий, при  использовании нестандартных уроков и заданий, при организации самостоятельной работы учащихся, при  словарной работе, работе с текстом, групповых формах и др. видов  работ.

Формирование познавательных  и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без  использования новых информационных технологий: деловых игр, составления кроссвордов, тестовых заданий, работы с наглядными пособиями.

 Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором  при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, при демонстрации презентаций, видеороликов и видеофильмов, в том числе и собственных, сделанных по моему заданию самостоятельно или под моим руководством, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности. Уже в пятом классе учащимися были созданы презентации:  «Лексические головоломки»,  « Почему так говорят?», «Занимательная морфология». В старших классах: «Этимология фамилий и имен», «Поэты - фронтовики ВОВ», «Прямая и косвенная речь», «Неполные предложения» и др. (Слайд №6)

      Я убедилась, что использование  ИКТ  на уроках  и во внеурочной деятельности  дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации,  развивает у учащихся логическое мышление.

На уроках словесности и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.

     Учебные проекты и исследовательские работы способствуют формированию  личностных, регулятивных, познавательных действий. Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

   (Слайд №8)   Формирование коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД происходит при  использовании игровых технологий: урока -путешествия, урока-игры, викторины, урока-КВН.

На уроках русского языка используются самые различные  приемы педагогической техники,  помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи,  лингвистические сказки,  фантастическая добавка, театрализация, проблемная ситуация, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания, нестандартные задания и т.д.  Приглашаю  учащихся понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового.

      Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку. Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

  • Различные виды  диктантов;
  • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
  • подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;
  • упражнения с выборочным ответом,  «третий лишний» 

 Также интерактивные методы и приёмы используются мной  и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметной недели,  конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности, сформировать личностные и метапредметные УУД.

(Слайд 9)  Групповая форма работы и работа в парах обеспечивает также формирование коммуникативных и других видов УУД. Учащиеся в группе учатся  искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.

В  процессе работы ребята учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Часто на уроках использую  словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске. Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач.

     Формированию  коммуникативных и познавательных УУД   способствует работа с текстом.  Тексты  предлагаю интересные с точки зрения орфографии, отличающиеся стилем, типом речи, лексикой, содержащие различные синтаксические конструкции,  тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову.

(Слайд 10) На стадии рефлексии  использую задания: написание лингвистических сказок по изученному материалу, составление телеграммы, памятки, теста,  инструкции, стихотворения, письма, синквейна. Такие задания помогают творчески интерпретировать информацию,  формируют умение учиться.

Можно использовать вопросы с целью: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

  • Целью урока, было, научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель?
  • Что осталось непонятным?
  •  Что нужно сделать ещё?
  • Что понравилось больше всего?
  • Что показалось самым трудным? -
  • Где можно применить новое знание?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?

       Безусловно, необходимость формирования УУД очевидна, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.



Предварительный просмотр:

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы 

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Телефон: (499) 248-44-17                               Факс: (499) 248-46-62                           E-mail: sk30@edu.mos.ru

           (499) 248-42-42                                                (499) 248-50-51

                ОКПО  45399347,              ОГРН  1037739409960,                ИНН/КПП          7704234760/770401001        

Структурное подразделение №28

105066, г. Москва, Денисовский пер.,  дом 6

Телефон/факс:(499) 261-76-78

Выступление на МО учителей гуманитарного цикла

на тему:

«Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся»

                                                                                             

                                                                                           

                                                                     Подготовила: Забурдаева И.В.,

 учитель русского языка

и литературы

        

Москва, 2016

Где мало слов,
Там вес они имеют.
В. Шекспир

Пиши скорей, не медли, слышишь,
Весь мир, весь путь, весь опыт свой,
Пойми, ведь то, что ты напишешь,
Не может написать другой.
М. И. Айгер

     Педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса. Известный психолог А. Г. Асмолов назвал этот этап «непройденным путём: от культуры полезности – к культуре достоинства». В связи с этим роль занятий, которые способствуют формированию у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовности к взаимодействию, взаимопомощи, трудно переоценить.

     Проблема общения - одна из самых важных сегодня проблем в различных областях развития общества: это и менеджмент, и социальная и возрастная психология, и теория воспитания… Данная проблема актуальна была всегда, но особое значение она приобретает сегодня. В мире, постоянно меняющемся, необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую ситуацию.  

     Современные условия, сама жизнь, общая картина того, что происходит сегодня с русским языком, требуют коренного пересмотра отношения к нему. Причиной, вызвавшей эту необходимость, стал общий кризис в стране, кризисное состояние русского языка, снижение речевой культуры общества. Крайнее обеднение разговорного языка, подмена его просторечием и жаргоном, снижение культуры печатного слова, использование варваризмов без особой необходимости, появление целых сфер жизни, где русский язык заменён английским, резкое снижение культуры деловой речи, правила общения посредством Интернета и предельно кратких SMS, почти полное исчезновение личной переписки. И таких, объективных причин изменений, происходящих с русским языком, в наше время много.

     К сожалению, не является образцом к подражанию и речь тех, кто в силу своей профессии обязан говорить правильным выразительным литературным языком, а именно работников радио и телевидения. Сейчас, когда к микрофонам, вещающим на всю страну, прорвались люди, «говорящие от себя», «без бумажки», становится заметно, что в России разучились говорить по-русски! Фантастические ударения, невероятно корявые сочетания слов… – язык из «поддержки и опоры», как когда-то писал И.С.Тургенев, превратился в злейшего врага!

     Особое беспокойство общественности вызывает язык молодежи: словарный запас ее часто беден, насыщен штампами, искажениями исконно русских слов, просторечиями и жаргонизмами. В последнее время многие дети стали мало читать, их увлекает телевизор, компьютер, Интернет. Большие произведения учащихся просто раздражают, школьники пытаются заменить их кинофильмом или рассказом товарища, прочитавшего книгу. Скучные большие по объёму программные сочинения не могут способствовать пробуждению интереса к предмету, а зачастую вызывают излишнюю напряжённость и тревожность.

     Обучение в школе предполагает всестороннее развитие ребёнка, в том числе, немаловажно и развитие связной речи. Однако формированию умения правильно, чётко и логически обоснованно построить свою речь, преподнести её аудитории на должном уровне, максимально использовать все способы воздействия на слушателей в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи мало внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений.

Сегодня (ни для кого не секрет) школа уделяет большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, а потому практически всё время и все силы затрачивают учителя на проведение работы по усвоению детьми определённой информации. Неоправданно мало затронутыми при этом оказываются проблемы развития устной и письменной речи их воспитанников.

А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом. Для школьников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, потому подростки испытывают огромную потребность в общении друг с другом, у них велик интерес к жизни, к миру – им хочется об этом думать, говорить… И кто, как ни школа, учитель должны тщательно организовывать коммуникативное обучение, помогать ученику преодолевать коммуникативный барьер и комплекс неполноценности, решать вопрос о снижении дефицита общения учащихся в социальной среде.

     Для того чтобы ученик сумел создать оригинальный текст, иногда не требуется обучение. Отдельные учащиеся тонко чувствуют язык, впечатлительны и способны передать свои ощущения в словесном высказывании…. Школьные «поэтические жемчужинки» рождаются порой очень неожиданно. Истинное наслаждение доставляет чтение «маленьких шедевров» этих ребят. Какой красивый, «чистый» язык в них звучит!

Но чаще, на практике, такого опыта у детей нет, они не готовы к сотрудничеству, к диалогу. Большинство учащихся признается в том, что в области общения они испытывают проблемы: школьникам трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, формулировать самостоятельный вывод. Учащиеся отмечают затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать собственное мнение, считаться с мнением своих одноклассников. Именно эти проблемы мешают большинству учащихся показать уровень своих знаний, презентовать свои способности, а многим и утвердить свое лидерство.

     Как же в условиях общего кризиса в стране сохранить наш великий и могучий язык? Как сформировать у учащихся чувство уважения и бережного отношения к нему? Как научиться пользоваться несметными богатствами русского языка? Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых (но искренних!) рассказов, сказок, стихов? Как сделать, чтобы дети чаще встречались с праздником души – собственным творческим вдохновением? Наконец, какими приемами, методами работы со словом побудить наших девчонок и мальчишек пойти навстречу этому творческому вдохновению? Как это сделать в жёстких  рамках учебной программы? Ведь обращение к тексту большого объёма в рамках реального учебного времени затрудняет организацию изучения конкретных тем программы, поэтому большие тексты используются на этапах контроля. Преимущество же малых текстов форм состоит и в том, что они могут быть использованы оперативно и в соответствии с грамматическими темами. Учащимся часто трудно соотнести разделы лингвистики и нормы, у них достаточно сложно формируется системный взгляд на различные языковые понятия. Использование текстов малых форм позволяет учителю быстро и доступно «донести» до ученика самые сложные теоретические понятия, а детям усвоить эти сведения и успешно применять в процессе свободного письма.

    Тексты малой формы таят в себе неограниченные возможности для развития речи учащихся. Они относятся к типу тех упражнений, которые помогают комплексно решать многие задачи обучения, развивать духовные возможности, стремление к творчеству.  

     Данный факт определил, что необходимо создать методическую систему развития правописных и речевых умений и навыков через формирование лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций учащихся, их творческих способностей на уроках русского языка, адекватную современному уровню развития методической науки и требованиям школьной практики. Если в конце ХХ века от учащегося требовалось осознание излагаемого учителем материала, проникновение в суть явлений и усвоение закономерностей, то в настоящее время этого недостаточно, сегодня важно научить ребенка «добывать» знания, проводить самостоятельные исследования. На мой взгляд, наиболее эффективными являются следующие методы и приемы: разрешение проблемных ситуаций, творческие работы: сочинения - миниатюры, изложения - миниатюры, сочинения – этюды, портретная зарисовка, сочинение – письмо, сочинение – интервью, различные виды языкового анализа с элементами исследования, построение алгоритмов разрешения орфографических и грамматических задач, различные текстовые упражнения, работа со словарями и иной справочной литературой, совершенствование (редактирование) текста и т.д. При использовании текстов малых форм может быть повышена активность учащихся и их самостоятельность. Таким образом, использование текстов малых форм крайне необходимо для подготовки успешной коммуникативной деятельности ребенка.

     В методике работы над созданием сочинений-миниатюр можно выделить несколько этапов: настрой на творческую работу – продуцирование текста – его прочтение («выступление на публику» - презентация) - слушание миниатюр товарищей – прочтение сочинения соседа по парте и рецензирование его работы. Восприятие текста на слух, зрительно, путём взаимооценки помогает осмыслить значение разных признаков и средств выразительности текста. Активность учащихся в порождении творческих текстов – показатель интеллектуального развития детей. Несомненно,  сочинения – миниатюры способствуют формированию лингвистической компетенции, когда ученикам предлагается составить небольшой рассказ, сказку, описать иллюстрацию, используя в качестве сюжета орфографическое правило.

     Сочинения – миниатюры играют важную роль в обучении учащихся. При изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» предлагаю учащимся списать предложения, вставляя тире, выделить грамматические основы, составить схемы. Затем надо выразительно прочитать предложения великих мыслителей, обращая внимание на паузы на месте тире. После этого предлагаю доказать, что данные высказывания являются афоризмами, по толковому словарю уточнить значение этого слова, письменно объяснить смысл одного из афоризмов. Таким образом, такие задания формируют навыки пунктуационной грамотности, что относится к лингвистической компетенции, и умение связно излагать свое мнение, что является прерогативой коммуникативной компетенции.

     В процессе создания готового письменного текста в зависимости от предложенной темы применяются различные формы работы со словом: индивидуальная, коллективная, парная и групповая, что способствует проведению факультативных занятий «в духе соревнования и сотрудничества». Такая организация взаимодействия совместной деятельности приводит к тому, что практически все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания, в котором знания добываются в совместной деятельности, через диалог, полилог. В условиях множества мнений дети учатся мыслить и рефлексировать по поводу того, что они знают и не знают, востребован субъективный опыт учащихся, формируется их личностная оценка. Обычно учащиеся охотно читают, слушают, пересказывают, записывают, создают сами малые тексты. Небольшой объем не отягощает школьников. Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение).      

     Для результативности подобных работ учителю следует учитывать мотивацию создания текста – желание детей высказаться, поделиться своими впечатлениями. Поэтому темы необходимо предлагать такие, которые были бы интересны для них, вызывали бы у детей эмоциональный отклик, давали бы возможность содержательного выбора: могу написать об этом, а могу о другом, но во всех случаях о том, о чём мне хочется сказать.      

     Предлагаются темы, ориентированные на то, чтобы помочь учителю-словеснику раскрыть ученикам красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить детей вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ. Создавая мини-текст, ученики, как правило, начинают лучше ориентироваться в теоретическом материале, учатся грамматически правильно строить предложения и четко излагать свои мысли. Такие задания, как показывает практика, формируют не только орфографическую зоркость, но и умение создавать текст. Это комплексный подход к формированию коммуникативной, языковой (лингвистической), культуроведческой компетенций.

     Для уроков литературы мы разработали презентацию «Русская литература 18 века», в которой сжато изложили необходимые сведения по теории литературы. Важной частью презентации стали материалы о выдающихся русских писателях 18 века, их роль в истории русской литературы, обзор и анализ наиболее важных произведений этого периода. Ученики, готовя эту работу, показали способность четко, кратко и емко излагать мысли, формулировать их в виде тезисов. А при представлении этой работы на уроке ребята продемонстрировали умение конкретизировать сведения по данному вопросу, грамотно излагать свои мысли. Анализ работ учащихся показывает, что школьники, используя жанровое многообразие нашей речи, действительно стремятся к поиску выразительных средств, к яркой, образной речи, ищут творческую форму самовыражения,  выбирают её в соответствии со своей внутренней потребностью, миропониманием и мироощущением в данный момент. Некоторые пробуют свои силы в жанре письма, странички из дневника, путевого очерка, путешествия, строгого сочинения-рассуждения, описания, а для кого-то самым благодатным и любимым становится жанр эссе, при написании которого главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

     Эссе – художественная форма размышления, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы, одним словом, «свободное письмо». В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесенного на бумагу». Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице…», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые…». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Эссе - способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. Синонимы:
 раздумья, авторская проза, наброски, записки, очерк,   зарисовка.                                                                                              

     Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала». Сочинение - литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка. Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. Очень близким к литературному портрету может быть сочинение-этюд.

     В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвященное какому - либо отдельному вопросу». Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие. Сочинение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.           

    Сочинение - письмо - это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает («Письмо Аркадия отцу» -  о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» -  автор высказывает свое отношение к прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из  XXI века» - об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»). Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения - письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

     Сочинение - интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении - интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью.                           При работе над текстом сочинений - миниатюр дети часто меняются ролями: пишут свою работу творцы - писатели; слушают сочинение товарища слушатели; читают произведение писателя читатели; рецензируют творческую работу одноклассника критики, излагающие свою оценку.                                                                                                                    

Мини – изложения – ещё один тип работы над развитием речи, который провожу регулярно. В 6 – 7 – 8 –ых классах предлагаю следующие виды мини – изложений:                                                                                                              

1) изложения – миниатюры с передачей авторского отношения к описываемому предмету;                  

2) изложения – миниатюры по прослушанному тексту с творческим заданием;                                

 3) изложения – миниатюры с сохранением особенностей построения текста;                                

 4) изложения – миниатюры с формулировкой темы текста (сформулировать узкую и широкую тему);

  5) свободные изложения  –  миниатюры по сложному для запоминания текста.

     Изложения – миниатюры можно использовать в качестве упражнений по грамматической стилистике для формирования правописных умений, а также как средство контроля за их сформированностью, что в целом представляет несомненный практический интерес для учителя – словесника.                                                                    

     Выполнение таких заданий – важный шаг на пути к свободному владению речью в естественных условиях общения. Эти упражнения помогут детям проникнуться творческим настроением, испытать муки речевого творчества, станут для ребят праздником открытий, удивления и радости. В качестве источников для диктантов, сочинений и изложений (мини-текстов) использую художественные публицистические тексты, в основном не входящие в школьную учебную программу. Тем самым расширяется круг произведений, с текстами которых будут работать учащиеся. Хорошо известно, что разного рода афоризмы, изречения, цитаты, высказывания – полезный и необходимый материал для сочинений, важное средство аргументации, подтверждения своей мысли. Таким образом, систематическая работа с текстами малых форм активно способствует формированию правописных и речевых умений учащихся средней школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

Эссе "Чему учитель может научиться у своих учеников"

Размышления о вечерней школе в исправительной колонии строгого режима, о ее буднях и праздниках....

Рекомендации учителю в случаях агрессивных проявлений учеников. Экстренное вмешательство учителя

Сегодня в школах среди учеников все чаще возникают агрессивные конфликты. Не всегда учитель может быстро и конструктвно сориентироваться в ситуации и принять грамотные меры. В данной статье описан алг...

Конкурс Учитель года 2014 Беседа с учениками

Беседа под названием "Дорогою добра...."...

Миссия учителя в формировании социокультурной компетенции ученика

Человек, уважающий себя и других, правильно оценивающий свои поступки будет достойным членом современного общества и патриотом своей страны....

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...

Мастер-класс на районном семинаре учителей математики «Использование интерактивной доски на уроках математики»

laquo;Использование интерактивной доски на уроках математики» Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал...