Выступление на совещание на тему "Одарённость"
статья на тему

Дубовая Ирина Вячеславовна

"Одарённость" Презентация

Сообщение "Подходы к организации современного урока на основе метапредметного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на совещание на  тему: «Что такое одарённость». 12.01.11 г.

 Слайд №3 ОДАРЕННОСТЬ

        1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

        2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

        3) умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

        4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

        5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.   (Словарь по психологии)

         Слайд №4 Одаренность — это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.

 Слайд №5  Признаками одарённости являются: 

        - раннее проявление способностей к какой-либо деятельности;

        - быстрый темп усвоения знаний, умений и навыков в этой деятельности;

        - а также элементы оригинальности, нестандартности решений в этой деятельности – и даже выхода за пределы исходной ситуации.

 Слайд №6   Всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

        - дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

        - дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

        - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;

        - дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Слайд №7 Интеллектуальная одаренность характеризуется тем, что

  •  дети быстро овладевают основополагающими понятиями,
  • легко запоминают и сохраняют информацию.
  • Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

 Слайд №8  Особо выделена творческая одаренность. Дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые выделяют их и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

  • отсутствие внимания к условностям и авторитетам,
  • большая независимость в суждениях,
  • тонкое чувство юмора,
  • отсутствие внимания к порядку и организации работы,
  • яркий темперамент.

Слайд №9

Талантливые дети - особая категория одаренных.

Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления.

 Слайд №10 Академическая одаренность проявляется

  •  в успешности обучения по отдельным предметам
  • Такие дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения в каком-либо предмете или ряде предметов
  •  и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам.

Слайд № 11 Общая характеристика одарённых детей:

  • У одаренных детей отличная память,
  • раннее языковое развитие.
  •  Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли,
  • они могут долго концентрировать внимание,
  • решать задачи, не имеющие практического значения.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое одарённость?

Слайд 2

Френсис Гальтон Впервые понятие было сформулировано в середине 19 века английским психологом Френсисом Гальтоном

Слайд 3

ОДАРЕННОСТЬ 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Слайд 4

Одаренность — это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.

Слайд 5

Признаками одарённости являются : - раннее проявление способностей к какой-либо деятельности; - быстрый темп усвоения знаний, умений и навыков в этой деятельности; - а также элементы оригинальности, нестандартности решений в этой деятельности – и даже выхода за пределы исходной ситуации.

Слайд 6

В сего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными: - дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность); - дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность); - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми; - дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Слайд 7

И нтеллектуальная одаренность характеризуется тем, что дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Слайд 8

Особо выделена творческая одаренность. Дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые выделяют их и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: отсутствие внимания к условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и организации работы, яркий темперамент.

Слайд 9

Талантливые дети - особая категория одаренных.. Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления.

Слайд 10

Академическая одаренность проявляется в успешности обучения по отдельным предметам Такие дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения в каком-либо предмете или ряде предметов и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам.

Слайд 11

У одаренных детей отличная память, раннее языковое развитие. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли, они могут долго концентрировать внимание, решать задачи, не имеющие практического значения . Общая характеристика одарённых детей:

Слайд 12

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Методические чтения

Тема: Подходы  к организации современного урока русского языка на основе  метапредметного подхода.

Учитель: Дубовая Ирина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №17»

Обоснование выбора. Тема актуальна в рамках внедрения ФГОС в общеобразовательный процесс.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

В.А.Сухомлинский.

Современный урок – урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, ее активного умственного роста, формирования ее нравственных основ.

Три постулата современного урока: 1) урок должен стать открытием истины, поиском истины и осмыслением истины в совместной деятельности детей и учителя. 2) урок – часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. 3) ученик должен выступить в качестве субъекта.

Одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений становится метапредметный подход к обучению,  формирование метазнаний, метаумений.

"Мета "– («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).Это называют универсальными знаниями и способами (мыследеятельностью).

Реализация метапредметного подхода актуализирует ряд педагогических проблем, так как требует особых усилий со стороны педагогов, как при разработке содержания образования, так и при отборе и применении образовательных технологий.

Метапредметность - это направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования.

Метазнания – это знания о том, как оно устроено и структурировано, о приемах и методах познания, о возможностях работы.

Метаспособы, метаумения, методы и умения, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач. Они универсальны по сути, то есть междисциплинарные, используются не только в науке, но и в повседневной жизнедеятельности.

        Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов.

Метапредметный урок- это урок, целью которого является      обучение переносу  теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося .

Метапредметный урок- это урок, на котором 

происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. 

Метапредметный урок- это урок, с помощью которого  происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной

системы мировоззрения.

Таблица отличий традиционного и метапредметного подходов

Предмет

Метапредмет

Базовые сведения по 1 науке

Сведения из разных наук

Узконаправленность

Смысловое поле объектов познания выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне

Знания разрознены

Формирование целостной картины мира

Недостаточно философское осмысление мира обучающимися

Философское осмысление мира обучающимися

Нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем

Формируется осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем

Предметоцентризм

Интегративность

Предметность

Предметность + надпредметность

Схема метапредметного урока

Целеполагание

Это метапредметная учебная деятельность ученика по выявлению и фиксации образовательных целей

Образовательная ситуация

Ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем и разрешаемая через общую совместную деятельность

Личный продукт ученика

Схема, алгоритм, план, тексты (сочинение, стихотворение), рисунок, графический планшет и т.д.

Сопоставление с культурно-историческим аналогом (КИА)

КИА - продукты, созданные специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности и содержащие в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми или создаваемыми образовательными продуктами учеников

Диагностика и оценка

Степень личного образовательного приращения ученика

Рефлексия

Осознание достигнутого (нерешенного), целеполагание

Рекомендации по разработке метапредметного учебного занятия 

1.Не стоит пытаться сделать метапредметными сразу все уроки. Экспериментировать лучше в рамках уроков обобщающего типа. К ним учащиеся приходят уже с определенным знанием, которое можно развивать, интерпретировать, проецировать на себя.

2.Удобно проводить метапредметное учебное занятие с опорой на темы, предполагающие межпредметную интеграцию. Чем больше «связываний» узкопредметного знания с зонами его приложения (в других научных областях и в повседневной жизни), тем интереснее и продуктивнее урок.

3.Не всегда легко найти взаимосвязь между метапредметной по своему характеру категорией и предметной составляющей урока, но взаимосвязь с универсальным способом деятельности можно найти всегда.

Метапредметный подход  на уроках русского языка – способ эффективного формирования УУД (универсальных учебных действий). Развития исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из словарей, анализировать, систематизировать, уметь представлять её);  осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; - оперировать понятиями.

Таким образом, способ всесторонней работы на уроках русского языка приводит к пониманию внутренней логики изучаемого предмета и многообразию внешних связей. Создается мощное интеллектуальное поле, нахождение внутри которого и выводит ребенка на тот мировоззренческий, ценностный уровень, который позволяет быть компетентным.

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Верим Сухомлинскому: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в собственном творчестве, в красоте, в стремлении делать добро людям».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы: Дубовая И.В. , «МБОУ «СОШ №17» Методические чтения. Тема: Подходы к организации современного урока русского языка на основе метапредметного подхода.

Слайд 2

" Мета "– («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ ).Это называют универсальными знаниями и способами (мыследеятельностью).

Слайд 4

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов.

Слайд 5

Метапредметный урок- это урок , целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося . Метапредметный урок- это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире . Метапредметный урок- это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения.

Слайд 6

Предмет Метапредмет Базовые сведения по 1 науке Сведения из разных наук Узконаправленность Смысловое поле объектов познания выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне Знания разрознены Формирование целостной картины мира Недостаточно философское осмысление мира обучающимися Философское осмысление мира обучающимися Нет осознания личной связи с окружающим миром, понимание своего значения, места и роли в нём Формируется осознание личной связи с окружающими миром, понимание своего значения, места и роли в нём Предметоцентризм Интегративность Предметность Предметность + надпредметность Таблица отличий традиционного и метапредметного подходов

Слайд 7

Целеполагание Это метапредметная учебная деятельность ученика по выявлению и фиксации образовательных целей Образовательная ситуация Ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем и разрешаемая через общую совместную деятельность Личный продукт ученика Схема, алгоритм, план, тексты (сочинение, стихотворение), рисунок, графический планшет и т.д. Сопоставление с культурно-историческим аналогом (КИА) КИА - продукты, созданные специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности и содержащие в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми или создаваемыми образовательными продуктами учеников Диагностика и оценка Степень личного образовательного приращения ученика Рефлексия Осознание достигнутого (нерешенного), целеполагание Схема метапредметного урока

Слайд 8

Рекомендации по разработке метапредметного учебного занятия 1.Не стоит пытаться сделать метапредметными сразу все уроки. Экспериментировать лучше в рамках уроков обобщающего типа . К ним учащиеся приходят уже с определенным знанием, которое можно развивать, интерпретировать, проецировать на себя. 2.Удобно проводить метапредметное учебное занятие с опорой на темы, предполагающие межпредметную интеграцию . Чем больше «связываний» узкопредметного знания с зонами его приложения (в других научных областях и в повседневной жизни), тем интереснее и продуктивнее урок. 3.Не всегда легко найти взаимосвязь между метапредметной по своему характеру категорией и предметной составляющей урока, но взаимосвязь с универсальным способом деятельности можно найти всегда.

Слайд 9

Таксономия мыслительных умений Бенжамина Блума (глаголы действия). Конструктор задач (Л.С. Илюшин)

Слайд 10

«Ромашка Блума »

Слайд 11

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на совещании заместителей директоров по УВР.

Роль школьной администрации в предупреждении школьной неуспешности      Об одаренных детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство...

Выступление на совещании

Формирование предметных компитенций....

Выступления на совещаниях.

Выступления на совещаниях....

Проект выступления на совещании-семинаре по теме: Психологическая подготовка лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ

Материал содержит проект выступления на совещании-семинаре по ЕГЭ, брошюру "Учимся улыбаться" и позитивные мотиваторы...

Выступление на совещание директоров "Анализ учебной деятельности МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №2"

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. С...

Выступления на совещаниях

Выступление на совещании :        https://www.youtube.com/watch?v=TsUzzkF3usE              ...

Выступление на совещание директоров по обсуждению послания Главы РМ февраль 2016г

Выступление на совещании директоровзам. директора по УВР Инсарская СОШ №2Авдонькиной И.П. Уважаемые присутствующие!12 февраля 2016 года состоялось обращение Главы РМ Владимира Дмитриевича Волкова...