Урок "Дворцовые перевороты"
план-конспект урока (10 класс) по теме
План-конспект и презентация урока на тему "Дворцовые перевороты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.89 КБ |
![]() | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока.
Класс: 10, профильный уровень.
Учебник: Буганов, Зырянов, Сахаров «История России XVII – XIX века».
Тема урока: «Эпоха дворцовых переворотов».
Цели урока: 1. воспитательная:
- воспитать в детях интерес к родной истории;
- попытаться привить чувство гордости и патриотизма за принадлежность к русскому народу.
2. образовательная:
- познакомить детей с причинами, обстоятельствами и последствиями дворцовых переворотов в России XVIII веке;
- показать детям смену правителей и особенности их внешней и внутренней политики;
- ознакомить детей с оценкой историками Эпохи дворцовых переворотов.
3. развивающая:
- развивать в детях навыки работы с источниками;
- учить детей давать объективную оценку прошедшей эпохи.
Тип урока: комбинированный.
Форма: лекция с элементами беседы.
Оборудование: - системный блок, мультипроектор, экран;
- схема династии Романовых;
- глоссарий по 18 веку;
- портреты императоров и их фаворитов;
- источники: Платонов «Курс русской истории»
Эйдельман « Твой 18 век»;
- карточки для игры в « Историческое лото».
Ход урока:
I. Организационный момент
а) приветствие класса;
б) организация внимания школьников;
в) отметка присутствующих.
II. Опрос домашнего задания.
Фронтальный опрос по теме.
Охарактеризуйте Петра I как личность:
1. Сведения о жизненном пути;
2. условия, повлиявшие на формирование личности;
3. Личные качества Петра I и степень их соответствия задачам, стоявшим перед страной;
4. Способы достижения целей;
5. Противоречия в деятельности;
6. Роль личности в истории, результат и значение деятельности.
III. Мотивационный (переходный этап от опроса к новой теме). ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Мотивация деятельности учащихся через неожиданную для начала урока фразу Ф. Прокоповича: «До чего же мы дожили, россияне!!! Кого погребаем?! Петра Великого!», которую он произнес на похоронах Петра I.
Формулирование цели урока вместе с учениками.
IV. Выяснение причин дворцовых переворотов по источникам.
Ученикам предлагается для внимания текст из «Курса русской истории» Платонова. Класс читает и выявляет позицию автора данного источника. Вместе с учителем формулируют основные причины дворцовых переворотов.
V. Правители эпохи дворцовых переворотов.
5.1. Теоретическая часть. Учитель с помощью презентации рассказывает в хронологическом порядке о правителях эпохи дворцовых переворотов, о характерных чертах их внутренней и внешней политики.
Перед этим он дает ученикам опережающее задание: чертит на доске таблицу, которую ученики перечерчивают себе в тетрадь и по ходу рассказа учителя заполняют её.
Таблица.
Правитель | Годы правления | Родство с Петром I | Опора власти (на кого опирался) | Внутренняя политика | Внешняя политика | Результаты правления |
Екатерина I | ||||||
Петр II | ||||||
Анна Ивановна | ||||||
Елизавета Петровна | ||||||
Петр III |
Во время рассказа учителя на доске должна висеть схема династии Романовых, для облегчения как рассказа, так и понимания.
5.2. Практическая часть. Опрос по личностям правителей.
На слайде выводится цитата, дети читают и пытаются узнать какого правителя она характеризует.
1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.» (Елизавета)
2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Ивановна)
3. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)
4. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I)
5. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». ( Петр II)
6. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов». (Анна Леопольдовна)
Затем на слайды выводятся портреты правителей и дети должны назвать их имена.
VI. Выяснение характерных черт и особенностей эпохи дворцовых переворотов на основе источников.
Чтение отрывков из « Курса лекций» Платонова. Обсуждение с классом особенностей и характерных черт, присущих дворцовым переворотам.
VII. Закрепление материала.
7.1. Работа с новыми понятиями.
Каждой паре учеников дается по 1 термину и они должны сообща сформулировать его понятие. ( дворцовые перевороты, кондиции, Верховный Тайный совет, Абсолютная монархия, временщик, фаворит, регент, гвардия) Затем совместно обсуждают и дается правильный вариант из словаря на слайде.
- Работа с основными датами темы.
Закрепление знаний с помощью игры «Историческое лото». Дети играют в парах, делая ходы по очереди. Для выстрела выбирают номер клетки ( 5в), если клетка пустая – мимо, если в клетке дата, то стреляющий должен назвать событие этого года, если не назвал, то корабль остается целым. Побеждает тот, кто быстрее уничтожает противника.
Учитель раздает заранее заготовленные карточки с игрой.
Пример карточки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
а | 1725 | 1722 | |||
б | 1740 | 1741 | |||
в | 1762 | 1763 | |||
г | 1730 | 1756 |
VIII. Рефлексия.
Ученикам предлагается высказать собственное суждение на вопрос: « Какая из личностей дворцовых переворотов у Вас вызывает уважение или сочувствие? Кто из них и в какой степени повлиял на дальнейшую историю?»
XI. Домашнее задание.
Дополнить таблицу с помощью учебника и написать вывод по итогам дворцовых переворотов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока 1. воспитательная : - воспитать в детях интерес к родной истории; - попытаться привить чувство гордости и патриотизма за принадлежность к русскому народу. 2. образовательная: - познакомить детей с причинами, обстоятельствами и последствиями дворцовых переворотов в России XVIII веке; - показать детям смену правителей и особенности их внешней и внутренней политики; - ознакомить детей с оценкой историками Эпохи дворцовых переворотов. 3. развивающая: - учить детей анализировать исторические события по просмотренным эпизодам фильмов; - развивать в детях навыки работы с источниками; - учить детей давать объективную оценку прошедшей эпохи.
Тип урока : комбинированный. Форма : лекция с элементами беседы. Оборудование : - системный блок, мультипроектор , экран; - схема династии Романовых; - глоссарий по 18 веку; - портреты императоров и их фаворитов; - фильмы: - источники: Платонов «Курс русской истории» Эйдельман « Твой 18 век» - карточки для игры в « Историческое лото»
Ход урока 1 . Организационный а) приветствие класса; б) организация внимания школьников; в ) отметка присутствующих.
2. Опрос домашнего задания. Фронтальный опрос по теме. Охарактеризуйте Петра I как личность: 1. Сведения о жизненном пути; 2. условия, повлиявшие на формирование личности; 3. Личные качества Петра I и степень их соответствия задачам, стоявшим перед страной; 4. Способы достижения целей; 5. Противоречия в деятельности; 6. Роль личности в истории, результат и значение деятельности.
3. Переходный этап (от опроса к новой теме) Просмотр начального эпизода из фильма «Завещание императора». Моменты убийства царевича Алексея. Обсуждение с классом последствий казни царевича Алексея. Вопрос к классу: « Возможно ли бы было избежать последующих дворцовых переворотов, если бы Петр не приказал казнить сына?»
4. Выяснение причин дворцовых переворотов. 4.1. Просмотр эпизода из фильма «Завещание императора». Момент смерти Петра I и общей обстановки во дворце. Класс пытается самостоятельно определить причины последующих частых дворцовых переворотов. ( Это, в первую очередь, указ о престолонаследии 1722 года, потом существование различных политических группировок при дворе, а также большое количество претендентов на престол)
4.2. Выяснение причин по источникам. Ученикам предлагается для внимание текст из «Курса русской истории» Платонова. Класс читает и выявляет позицию автора данного источника.
5. Усвоение новых знаний 5 .1. Учитель с помощью презентации рассказывает в хронологическом порядке о правителях данной эпохи, о характерных чертах их внутренней и внешней политики. Перед этим он дает им опережающее задание: чертит на доске таблицу, которую ученики перечерчивают себе в тетрадь и по ходу рассказа учителя заполняют её. Во время рассказа учителя на доске должна висеть схема династии Романовых, для облегчения как рассказа, та и понимания.
ТАБЛИЦА Правитель Годы правления Родство с Петром I На кого опирался Внутренняя политика Внешняя политика Результаты правления Екатерина I Петр II Анна Ивановна Елизавета Петровна Петр III
Екатерина I ( 1725-1727) Вторая жена Петра I , до принятия православия Марта Скавронская . Вступила на престол благодаря поддержке Меншикова А.Д. При Екатерине I : Создан Верховный Тайный Совет; снаряжена экспедиция Беринга; открыта Академия Наук; издано объяснение закона о наследствах; Россия вступила в союз с Австрией
Петр II (1727-1730) Внук Петра I , сын царевича Алексея; Отказался от всех начинаний Петра I , в первую очередь, от флота ; Реальная власть находилась в руках Долгоруковых и Голицыных (судьба Меншикова - сослан) Переехал в Москву; Большую часть времени проводил на охотах и пирах.
Анна иоановна ( 1730-1740) племянница Петра I ( дочь Ивана V) ; герцогиня Курляндская; вступила на престол, подписав условия (кондиции); период ее правления получил название бироновщины
бироновщина Фаворит императрицы Анны Иоанновны; правитель-регент при малолетнем Иване VI Антоновиче (17 октября — 9 ноября 1740). предпринял обновление гвардии за счет выходцев из податных сословий. снизил подушную подать, амнистировал осужденных по ряду дел. Запретил ношение придворных платьев из дорогих тканей.
кондиции … Наикрепчайше обещаем… по принятии короны российской в во всю супружество мою жизнь не вступать и наследника… никого не определять. Еще обещаемся, что… мы ныне учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного … совета согласия: Ни с кем войны не всчинять . Миру не заключать. Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать. В знатные чины… выше полковничьего ранга не жаловать, и гвардии, и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать. Вотчины и деревни и деревни не жаловать. В придворные чины… не производить Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных подданных в… милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской. Вопросы к классу: Кто подписал документ и был ли он исполнен? Кто обладал реальной властью по этому документу? Как можно назвать систему правления, которая установилась бы в России, если бы проект был бы осуществлен?
Иван VI ( 1740-1741) Регентшей при Иване VI после ареста Э.Бирона стала племянница Анны Иоанновны – Анна Леопольдовна; судьба его самого и его семьи была очень трагичной;
Елизавета Петровна ( 1741- 1761) Дочь Петра I и Екатерины I ; Пришла к власти с помощью гвардейских войск; Восстановлена роль Сената; 23 марта 1743 г. подписала указ об отмене смертной казни и пыток детей, а в 1757 г. было запрещено клеймение женщин; Под непосредственным надзором Елизаветы Петровны основывались инвалидные дома и богадельни; Основаны два заемных банка (для дворянства и купечества); Уничтожены внутренние таможни и увеличены пошлины на ввозимые товары
Петр III ( 1761-1762) Немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и Анны Петровны, внук Петра I. С 1742 в России. В 1761 заключил мир с Пруссией, что свело на нет результаты побед русских войск в Семилетней войне . Ввел в армии немецкие порядки. Свергнут в результате переворота, организованного его женой Екатериной, убит.
ОЦЕНКИ ПЕТРА III крайне противоречивы (186 дней царствования) Манифест о вольности дворянства, Освобождавший дворян от обязательной службы Ликвидация Тайной канцелярии Прекращение преследования раскольников Секуляризация (передача в государственную собственность) церковно-монастырских земель Указ об уравнении всех религий Презрение ко всему русскому Расчет перевести население России в лютеранство Унизительное для русского народа прекращение победоносной Семилетней войны в угоду прусскому императору Фридриху II Готовность вступить в войну с Данией за чуждые России голштинские интересы План вывести гвардейские части из столицы
ЕКАТЕРИНА ii (1762-1796) Переворот 28 июня 1762 г., совершенный Екатериной II при поддержке гвардии и активном участии Григория и Алексея Орловых, в результате которого был свергнут Петр III , был последним в череде дворцовых переворотов Х VIII в. После нее императорская власть в России передавалась строго по принципу старшинства, по мужской линии.
5.2. ОПРОС ПО ЛИЧНОСТЯМ ПРАВИТЕЛЕЙ. На слайде выводятся цитата, дети читают и пытаются узнать какого правителя она характеризует. 1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.» (Елизавета) 2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Ивановна) 3. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)
4. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I) 5. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». ( Петр II ) 6. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов». (Анна Леопольдовна) Затем на слайды выводятся портреты правителей и дети должны назвать их имена.
6 . ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ 6.1. Просмотр отрывков из фильма. После подведения промежуточного контроля ученикам предлагается просмотреть эпизоды из фильмов: « Завещание императора», « Смерть императора» с опережающим заданием: подумать какие общие особенности эпохи дворцовых переворотов можно выделить на примере этих частных эпизодов? ( большая роль фаворитов, борьба различных политических группировок при дворе, особая роль гвардии и т.д.)
6.2. Выявление особенностей эпохи на основе источников. Чтение отрывков из « Курса лекций» Платонова. Обсуждение с классом особенностей и характерных черт, присущих дворцовым переворотам.
7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА 7.1. Работа с новыми понятиями. Каждой паре учеников дается по 1 термину и они должны сообща сформулировать его понятие. ( дворцовые перевороты, кондиции, Верховный Тайный совет, Абсолютная монархия, временщик, фаворит, регент, гвардия) Затем совместно обсуждают и дается правильный вариант из словаря на слайде.
глоссарий Эпоха дворцовых переворотов - принятое в отечественной историографии название периода 1725—62, когда в Российской империи смена власти происходила главным образом путём дворцовых переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков. III. Временщик - человек случайный, нечаянно достигший почестей и знатности; любимец, жалуемый (из словаря В.И.Даля). Фаворит - любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства. Регент - правитель который, правит страной, в виде опекуна, при малолетнем или недееспособном государе. Гвардия - ( итал . guardia ), отборная привилегированная часть войск, отличающаяся лучшим вооружением, обмундированием и обучением и выполняющая, кроме боевых задач, функции охраны монарха. Играла значительную роль в политической жизни и неоднократно совершала дворцовые перевороты. Кондиции - уговор, условия, сделка.
7.2. работа с основными датами темы Закрепление знаний с помощью игры «Историческое лото». Дети играют в парах, делая ходы по очереди. Для выстрела выбирают номер клетки ( 5в), если клетка пустая – мимо, если в клетке дата, то стреляющий должен назвать событие этого года, если не назвал, то корабль остается целым. Побеждает тот, кто быстрее уничтожает противника. Учитель раздает заранее заготовленные карточки с игрой.
Пример карточки 1 2 3 4 5 а 1725 1722 б 1740 1741 в 1727 1763 г 1762 д 1730 1756
рефлексия Ученикам предлагается высказать собственное суждение на вопрос: « Какая из личностей дворцовых переворотов у Вас вызывает уважение или сочувствие? Кто из них и в какой степени повлиял на дальнейшую историю?»
ДомашнЕе задание Дополнить таблицу с помощью учебника и написать вывод по итогам дворцовых переворотов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Октябрьский переворот
Презентация по истории России начала 20 века(9 класс)...
Презентация к уроку истории "Дворцовые перевороты"
Презентация поможет при проведении урока истории в 7 класса по теме "Дворцовые перевороты"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/14/picture-59191.jpg)
Дворцовые перевороты
Презентация по истории России по теме: "Дворцовые перевороты". В презентации отражены причины дворцовых переворотов в России, а так же исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов....
тест "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"
Проверочный тест по истории России "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/09/picture-65791.jpg)
Эпоха дворцовых переворотов
Это мероприятие разрабатывалось к аттестации на 12 разряд. Основной посыл в том, чтобы облегчить запоминание довольно запутанного материала. Чередование правителей на троне показывается "в лицах".Мину...
Дворцовые перевороты
Конспект урока по истории для 7 класса...
Разработка урока и методические рекомендации учителю по теме: "Дворцовые перевороты"
Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, так как школьник получает доступ к любой информации и точка...