Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики
материал на тему

Дьякова Вера Ивановна

Выступление на МО с темой: «Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование новых педагогических и образовательных

технологий при подготовке учащихся к итоговой

аттестации на уроках математики».

Учитель математики Дьякова В. И..

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Приживаются те технологии, которые обладают изменяемым потенциалом, обновляются в массовой практике, имеют связь с предыдущим опытом. Сегодняшняя инновационная активность порождает много нововведений, целесогласность и современность, которые оперативно выделяются образовательной практикой.

Современные образовательные технологии применяемые на уроках в школах по различным предметам позволяют существенно повысить восприятие материала урока учениками. 

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в свете модернизации системы образования и введения ОГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам.

Технология интерактивного обучения оказалась для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, создания педагогических условий для развития способностей учащихся, повышения качества знаний, которое,  безусловно, ведёт к успешной подготовке и сдаче итоговой аттестации учащимися. Данную технологию можно определить как совокупность способов целенаправленно - усиленных межсубъективных взаимодействий педагога и учащихся, последовательная реализация которых создаёт оптимальные условия для их развития.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером, книгой) или кем-либо (человеком). Педагогическое взаимодействие – это обмен деятельности между педагогом и учащимися. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

   Интерактивное обучение – это обучение через  общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса обусловливает деятельность другого (других).

Традиционно выделяется три стороны общения:

  • информативную (обмен информацией);
  • интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);
  • перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга)

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

      Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Что представляют собой формы интерактивного обучения?

Технологии интерактивного обучения.

  • Работа в парах.
  • Ротационные (сменные) тройки.
  • Работа в малых группах.
  • Незаконченное предложение.
  • Мозговой штурм.
  • Дерево решений.
  • Суд от своего имени.
  • Гражданские слушания.
  • Займи позицию.
  • Дискуссия.
  • Дебаты.

Изначально перед классом ставятся цели  и задачи работы по подготовке к экзаменам. Каждому ученику  класса необходимо за определённый промежуток времени (год) самостоятельно выполнить запланированное мною количество работ (15 вариантов). Работы представляют собой варианты базового уровня итоговой аттестации. Данный процесс проходит следующим образом: выбрав вариант учащиеся приступают к решению, самостоятельно выполняя поиск необходимой информации (теории, формул, правил, и т.д.). С одинаковым вариантом в классе оказываются как минимум два человека. При защите работ в случае возникновения разногласий вступают в дискуссию и пытаются выявить верное решение и ответ. Вся процедура проходит под руководством учителя, который в случае необходимости может вмешаться в диспут. Такая форма проведения подготовки к экзаменам самоорганизует учащихся.

Самым важным при подготовке к  итоговой  аттестации  являются вычислительные навыки, в связи с этим необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, поскольку на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Поэтому можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень простые) преобразования устно. Для этого требуется организовать отработку такого навыка до автоматизма. Устные упражнения – наиболее приемлемый способ для решения этой задачи. В этом мне помогают учащиеся. К уроку каждый должен подготовить не менее трёх заданий на определённую тему по повторению материала. Таким образом на уроке по очереди слушается каждый учащийся, который представляет задачу со своим ходом решения. При этом остальные учащиеся могут предложить своё решение и выбрать наиболее лаконичный  и понятный для себя вариант.

На урока очень распространена в моей практике такая форма работы, как работа в парах, когда учащимся предлагается выполнить задание, используя любые источники информации6 учебники, образцы решений подобных заданий, конспекты, справочники, и т.д. В процессе поиска решений в паре со  своим одноклассником у слабого учащегося появляется надежда выполнить это задание верно, а у сильного – повторить и закрепить свои знания.

На элективных занятиях использую групповую форму работы. Здесь разделение учащихся на группы происходит различными способами: либо группы делятся по уровню обученности учащихся и быстроте усвоения материала, либо за каждым руководителем группы (сильным учеником) закрепляются менее подготовленные учащиеся класса. Задача любой группы заключается в том, чтобы при переходе к решению следующего задания каждое предыдущее было понятно и усвоено любым членом группы.

По причине того, что для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять много однотипных заданий по теме и что иногда не хватает заданий из тестовых тетрадей, я решаю эту проблему следующим образом. После изучения нового материала и учащимся дается домашнее задание: составить набор однотипных заданий с решением задания, составленные другими ребятами, обсуждают с ними пути и способы их выполнения. Особенно интересна эта работа при составлении задач. При составлении задач и примеров знания школьников, приобретенные в процессе учебы, обогащаются. Это происходит потому, что задачи могут содержать новую для ученика информацию, имеющую связь с его жизненным опытом или информацию, в которой таковая связь будет отсутствовать.

В современной школе на уроках широко применяются мультимедийное оборудование, то есть обучение проходит по средством информационно коммуникационных технологий. Более подготовленные учащиеся самостоятельно разрабатывают и составляют интерактивные тесты, презентации.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования  получаемой информации. Следует обратить внимание, что интерактивные средства обучения в сочетании со стандартными методами обучения в школе дают высокий коэффициент эффективности по подготовке к итоговой аттестации.

Ещё одной формой интерактивного обучения учащихся является индивидуальная работа с компьютером. Это становится возможным, когда класс делится на две мобильные группы: учащиеся с низкими базовыми знаниями по математике и группа сильных учеников. В ходе этой работы учитель, используя ЭОРы и ЦОРы, заранее готовит компьютеры, то есть загружает задания для индивидуальной работы учащихся. Либо это может быть он-лайн тест на сайтах matege.ru или reshuege.ru. Работая один на один с компьютером учащийся погружается в такую работу, где  сразу может увидеть ошибки, ознакомиться с набранным количеством баллов и посмотреть комментарии к заданиям, в которых допущены ошибки. Если у ученика не происходит процесс осмысления ошибки самостоятельно, то на помощь ему прихожу я.

Применяемая мною технология интерактивного обучения позволяет включить в работу каждого ученика, не принуждая его, убеждая принять то содержание, которое заложено наукой. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, в какой мере соответствуют не только научному знанию, но и личностно значимым ценностям. Построение технологии обучения математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей современного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ареско А.Р., Праго А.Д. Инновации. – К.: Инфо., – 2008. – 465 с.
  2. Малашов Г.Р. Инновационные технологии современности. – К., – 2010. – 465 с.
  3. Гузеев В.В., Методы организации и формы обучения. – М.: Народное образование, 2010.- 128с.
  4. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
  5. Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. – 2007. – №2. – с. 4 – 13.
  6. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2010г.– с. 492.
  7. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2009.– с. 198.
  8. Учебно-методический комплекс: Модульная технология обучения. – А.В. Макаров, З.П. Трофимова, В.С. Вязовкин, Ю.Ю. Гафарова.
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Технология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Основные методические аспекты подготовки учащихся к итоговой аттестации"

Современное математическое образование в системе среднего общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развити...

Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике.

В этой статье говорится о том, как подготовить учащихся 9 и 11 классов к успешной сдаче экзаменов с помощью дистанционных образовательных технологий....

Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий

Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий...

Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике

Развитие образовательной информационной среды, распространение дистанционных образовательных технологий становятся в последние годы одним из эффективных инструментов решения задач модерниза...

Доклад по самообразованию «Подготовка учащихся к итоговой аттестации на уроках биологии 2023-2024 учебный год»

Доклад по теме самообразования:«Подготовка учащихся к итоговой аттестации на уроках биологии 2023-2024 учебный год»   Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, пл...