Программа работы объединения дополнительного образования "Художник - оформитель".
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Кравченко Марина Павловна

Объединение дополнительного образования "Худдожник-оформитель" способствует привлечению учащихся к участию в школьных и классных делах, т.к. особенность декоративно-оформительского искусства - его агитационных характер, благодаря которому оно всегда находится в центре общественной жизни. Актуальность программы также определяется ее направленностью на создание условий для профессионального самоопределения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Программа

работы объединения

дополнительного образования

«Художник – оформитель»

Автор: педагог дополнительного образования

Кравченко Марина Павловна

г.о. Балашиха


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Актуальность программы.

Художественно-оформительские работы отличаются многообразием отображения школьной жизни. Художественное оформление в школе отображает процессы, события, праздники. На занятиях учащиеся организованно и заинтересованно выполняют самые разные виды работ: шрифтовых надписей с помощью плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов, шрифтовых композиций заголовок, текстов, эскизы плакатов, эмблем, проектов, макетов, размещения экспонатов на выставках, которые становятся традициями в школе. Сближает учащихся, позволяет ощутить себя непосредственными участниками событий, увидеть себя как бы со стороны.

Содержание программы по обучению художника-оформителя направлено на привлечение ребят к решению школьных проблем, развитие у них чувства патриотизма, желание участвовать в делах школы и класса.

Художественно оформленная идея, событие, факт приучает школьников вырабатывать и конструировать собственную точку зрения, отношение к происходящим событиям, воспитывает эстетический вкус, историческую память, мировоззрение.

История декоративно-оформительского искусства свидетельствует о его большом воспитывающем воздействии на окружающих, и этим оформительское искусство отличается от других видов (живописи, графики).

Декоративно-оформительского искусство существует вполне самостоятельно, от таких видов искусства, как живопись или графика, оно отличается своим агитационным характером. Оно всегда находится в центре общественной жизни, взаимоотношений людей, отражает основные исторические вехи становления общества, государства, призвано поддерживать полнокровную духовную жизнь.

2. Цель:

  • познакомить с профессией художник-оформитель;
  • обучить основным приемам художественно-оформительскому искусству;
  • воспитывать художественно-эстетическое восприятие мира.

3. Задачи:

  • научить восприятию различных видов искусства, художественных приемы;
  • познакомить с художественно-оформительским искусством, областями его применения;
  • научить основным приемам, техникам и технологиям оформительских работ;
  • научить выполнять шрифтовые надписи (плакатными перьями, кистью, с помощью трафарета);
  • научить разрабатывать свои проекты, анализировать их;
  • сформировать представления в области рисунка и живописи применительно к основам декоративно-прикладного искусства (художественное конструирование, проектирование интерьеров, цветоведение);
  • развивать художественно – творческие способности учащихся;
  • развивать художественный вкус, общую культуру;
  • воспитывать положительное восприятие искусства и культуры Родного края и народов мира;
  • подготовить детей к осознанному выбору профессии.

4. Воспитательные аспекты.

Реализация программы художник-оформитель способствует формированию художественной культуры обучающихся. Программа направлена на профориентацию обучающихся и развитие их творческих способностей, коммуникабельности и социализации.

5. Возраст, возрастные особенности.

Программа рассчитана на 1 год обучения на детей среднего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Программа учитывает возрастные особенности школьников, в неё включены экскурсии, проекты и творческие работы.

6. Формы работы.

Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: экскурсии, учебное занятие, выставки детского творчества: проекты, размещение экспонатов на школьной выставке, выпуск школьной газеты, изготовление макетов школьного интерьера.

По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.

7. Методы работы.

При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: экскурсия, беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций, плакатов, объявлений, проектов, макетов, эмблем, заставок; наблюдения; конкурсы, объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.

Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы детей и работы группами, а также деятельность всего объединения.

8. Условия реализации программы – 1 год

В реализации программы участвует 1 группа обучающихся 5-7кл., 15 человек.

Занятия группы проходят 2 раза в неделю по 1,5 ч., в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.

9. Результативность.

После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:

  • оформительское искусство;
  • цвет и свет в оформительском искусстве;
  • виды шрифтовых надписей, шрифтовых композиций;
  • виды и свойства красок и других материалов, инструментов применение в оформительском искусстве;
  • создание проектов художественного оформления, интерьера, экстерьера, костюмов к спектаклям;
  • изготовление макетов школьного интерьера;
  • правила безопасности труда и личной гигиены.

учащиеся должны уметь:

  • выделять и реализовывать конкретную изобразительную задачу;
  • понимать и выражать ведущую идею выполняемого оформления, предназначенное для школы;
  • отображать художественно-изобразительные средства, позволяющие акцентировать смысл оформительской работы в доступной форме;
  • находить лаконичную форму для оформления;
  • применять художественные средства, чтобы оформления каждый раз создавало впечатление новизны.

10. Связь с другими объединениями основным образованием и будущей деятельностью.

К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении (2 года обучения) или могут продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего возрасту.

11. Тематический план (организационно-массовая работа).

  1. Оформления праздника - День Учителя.
  2. Оформления праздника – Нового года.
  3. Оформления праздника ко Дню Защитника Отечества.
  4. Оформления праздника 8 Марта.
  5. Оформления праздника ко Дню Победы.
  6. Оформления школьных выставок.

12. Содержание программы.

  1. Профессия и применение оформительских работ в жизни, правила безопасности труда и личной гигиены.
  2. Экскурсия.
  3. Знакомство с цветом и светом в оформительском искусстве, материалами, инструментами и оборудованием, техникой оформительской работы, видами шрифтов, способами выполнения шрифтовых надписей при помощи плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов.
  4. Выполнение эскизов по написанию плаката, объявления, информационной таблицы.
  5. Знакомство с модульным принципом оформления, эмблем, пиктограмм.
  6. Создание эскизов проектов, макетов визуальной коммуникации.
  7. Знакомство с шрифтовой композицией в плакате, заголовке, тексте, заставках.
  8. Знакомство с интерьером и экстерьером.
  9. Создание проектов художественного оформления школьных выставок, костюмов к спектаклям, выступлениям на праздниках.
  10. Изготовление макетов школьного оформления интерьера, игровой площадки, детского городка, школьной сцены.

13. Список литературы

  1. Борисов В.П. Как оформить выставку в городе. - М.,1978.
  2. Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. - М.,1986.
  3. Глинкин В.А. Искусство современного интерьера – школьнику. - М.,1984.
  4. Циглер Б.В. художественное оформление наглядных средств агитации и пропаганды. - М., 1979.
  5. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. - М., 2001.
  6. Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. - М., 1978.
  7. Кликушин Г.Ф. Шрифты: для художников-оформителей. Минск, 1980.
  8. Ковешникова Е.Н., Ковешников А.И. Основы теории дизайна. - М.,1999.
  9. Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя. - М., 1982.
  10. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М., 1988.
  11. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства. - М., 1980
  12. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. - М., 1996.
  13. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. - М., 1990.
  14. Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных школ. - М., 1973.
  15. Титова Е.П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе. - М., 1984.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первый год обучения

№ темы

Разделы и темы

Практика

Общее количество часов

1

Введение. Оформительское искусство в школе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Беседа

1,5

2

Урок-экскурсия.

Экскурсия

1,5

3

Цвет и свет в оформительском искусстве.

Выполнение цветового гармонизатора.

1,5

4

Материалы

Отбор материалов, их гигиеническое качество и изобразительные свойства, способы художественной обработки.

1,5

5

Инструменты и оборудования.

Применение инструментов, выработка собственной манеры их сочетания и использование в зависимости от творческого замысла.

1,5

6

Техника оформительской работы.

выбор проектов, помещений.

1,5

7

Изготовление щитов, планшетов, конструкций

Подготовка основы (планшетов) к работе.

1,5

8

Виды шрифтов.

Творческая работа

1,5

9

10

11

12

Способы выполнения шрифтовых надписей:

-выполнение шрифта плакатными перьями;

- выполнение шрифта кистью;

-выполнение шрифта с помощью накладных букв (аппликативный шрифт);

-виды трафаретов;

Выполнение шрифтовой композиции.

1,5

1,5

1,5

1,5

13

- выполнение шрифта с помощью трафарета.

Выполнение шрифтовой композиции.

1,5

14

Выполнение эскиза по написанию плаката.

Творческая работа

1,5

15

Выполнение эскиза по написанию объявления.

Творческая работа

3

16

Выполнение эскиза по написанию информационной таблицы.

Творческая работа

1,5

17

Модульный принцип оформления. Цветовое решение.

Творческая работа

3

18

Эмблемы в школьном оформлении.

Творческая работа

3

19

Пиктограммы визуальных коммуникаций (для столовой, истории, акт. зала и др.)

Выполнение пиктограмм

6

20

21

Проект:

-создание памятного приза для награждения;

-разработка эскизов проекта и макета знаков визуальной коммуникации;

Выполнение проекта изделия

Выполнение проекта

3

3

22

23

24

Шрифтовая композиция:

-шрифт в плакате, заголовке, тексте;

-шрифт в художественных заставках;

-художественное оформление этажей школы.

Творческая работа

1,5

1,5

1,5

25

Интерьер и экстерьер.

Творческая работа

1,5

26

Эскиз проекта художественного оформления школьной выставки (интерьер школьного помещения)

Выполнение проекта

4,5

27

Проект оформления выставки костюма к спектаклю «Гамлет»

Выполнение проекта

6

28

Размещения экспонатов на школьной выставке.

Выполнение проекта

6

29

Художественное решение подставок и витрин на школьной выставке.

Выполнение проекта

6

30

Размещение объектов в эскизном проекте.

Выполнение проекта

6

31

Повседневная школьная газета.

Выполнение проекта

3

32

Эскиз художественного оформления стенной газеты.

Творческая работа

3

33

Выполнение орнамента

Творческая работа

3

34

Изготовление макета школьного интерьера.

Выполнение проекта

6

35

Эскиз проекта оформления школьного праздника

Выполнение проекта

6

36

Эскиз проекта детской игровой площадки.

Выполнение проекта

6

37

Эскиз проекта детского городка

Выполнение проекта

6

38

Эскиз проекта оформления школьной сцены.

Выполнение проекта.

6

Итого117 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Гимнастика» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет

Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Баскетбол» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет

Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...

конспект мастер-класса "Увлекательная пластилинография" в рамках работы объединения дополнительного образования "Изостудия"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Шаховская гимназия»            Конспект мастер-класса «Увлекательная пластилиног...

Календарно – тематический план работы объединения дополнительного образования детей «Судомоделирование»

Судомоделироваиие — один из видов технического творчества. Судомоделизм – это проектирование и постройка моделей и макетов судов и кораблей. Организация обучения детей судомоделированию – одна  и...

Дистанционное обучение в работе объединения дополнительного образования «Исследовательская станция «Владения Нептуна»

Дистанционное обучение является одним из современных технологических подходов, который учитывает последние требования («вызов времени») и новейшие открытия науки. При подготовке презентаций и подготов...

Программа работы объединения дополнительного образования "Театр кукол"

Программа представляет собой оригинальный взгляд на возможности взаимодействия различных художественно-эстетической деятельности школников. Составлена с  интеграцией с другими видами искусства и ...

Статья "Опыт работы объединения дополнительного образования "В стране рукоделия"

В данной статье описывается опыт работы объединени дополнительного образования детей "В стране рукоделия" (бисероплетение)...