Трудовое воспитание учащихся среднего звена коррекционной школы
материал на тему

Куликова Светлана Владимировна

Материалы методических объединений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_trud._vospit.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Трудовое воспитание учащихся среднего звена коррекционной школы

   Учебный процесс – важнейшая составная часть системы трудового воспитания школьников, а учеба – основной вид их деятельности.

     Независимо от содержания учебного материала решаются задачи трудового воспитания: приучение детей к сознательной дисциплине, старательности, настойчивости в достижении поставленной цели, рациональному использованию учебного времени, формирование у них бережного отношения к ученическим принадлежностям и школьному имуществу. Однако в трудовом воспитании каждый учебный предмет имеет свою специфику, обусловленную его содержанием.

     Например, уроки физкультуры призваны укреплять здоровье, преодолевать недостатки физического развития учащихся, развивать у них силу, ловкость, координированность движений, выносливость и другие двигательные качества, повышать работоспособность при физических нагрузках.

     Иная специфика трудового воспитания на уроках пения и музыки. Их возможности не ограничиваются проведением бесед перед прослушиванием и разучиванием песен о труде. Развивая у детей эмоциональное восприятие общественной жизни, трудовой деятельности людей, воплощенных в музыкальных произведениях, эти уроки являются средством нравственной и эмоциональной подготовки к труду.

     Особое содержание имеет трудовое воспитание на уроках русского языка, математики, истории, географии, естествознания, в процессе обязательного общественно полезного, производительного труда. Задачи трудового воспитания по-разному реализуются и в зависимости от периода обучения.

     Трудовое воспитание учащихся среднего звена на уроках труда осуществляется непосредственно в процессе Учебно-трудовой деятельности. Ее результаты находятся в прямой зависимости не только от состояния необходимых знаний, умений, навыков, но также от уровня мотивации и проявления личностных качеств. Поэтому нужно добиваться понимания учащимися того, что результаты работы зависят от желания выполнить ее качественно, от организованности, дисциплинированности, аккуратности, настойчивости. Для этого важно быть не только быть требовательным к детям, но и стимулировать проявление данных качеств словесной оценкой, похвалой, наградой-символом. Причиной ошибок часто являются невнимательность, неаккуратность, спешка. В процессе анализа выполненных изделий наряду с выявленными ошибками указываются и вызвавшие их причины.

     Важно умело использовать силу примера. Ученик не относившийся к сильным, проявляет определенное усердие и добивается хороших результатов. Ставя этого ученика в пример другим, мы укрепляем у него веру в свои возможности, а других учеников убеждаем в важности проявления в труде положительных личностных качеств.

     Обсуждаться должны не только положительные примеры, но и проявления отрицательных качеств. Дети достаточно хорошо выполняют изделие, но неэкономно расходуют материалы, не следят за порядком на рабочем месте, разбрасывают остатки материалов, закончив свою работу, мешают товарищам. Такие случаи нельзя оставлять без внимания.

     В качестве воспитательных средств здесь используются педагогическое требование, беседы об экономии и бережливости, правилах рабочего человека. Лучшее средство предупреждения нарушений дисциплины учащимися, раньше других справившихся с работой, - дополнительное задание. Оно может заключаться в украшении или усложнении выполненного изделия, в уборке рабочих мест, оборудования и инструментов, в оказании помощи слабым учащимся. Последнее особенно ценно для воспитания у детей чувств взаимовыручки, взаимопомощи.

Воспитание положительных качеств у учащихся осуществляется и в процессе ознакомления с профессиями. Внимание детей обращается на то, что и столяр, и швея, и слесарь трудятся в коллективе и должны соблюдать дисциплину, бережно расходовать материалы и т.д.

     Трудовое воспитание на уроках профессионально-трудового обучения во многом определяется его связью с ориентацией учащихся на профессии соответствующего профиля. Школьникам объясняется значение в будущей самостоятельной профессиональной деятельности приобретаемых знаний, умений, навыков. У них формируются мотивы Учебно-трудовой деятельности, связанные с выбором профессии и последующим трудоустройством. Этому способствуют экскурсии на производство, а в старших классах и труд на производстве.

     Профессионально-трудовое обучение готовит учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Поэтому должно не только обеспечиваться овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и формироваться положительные качества личности. Развитие этих качеств прямо зависит от организации уроков профессионально-трудового обучения – соблюдения правил поведения и работы учащихся в мастерской, рационального использования учебного времени, культуры труда, требований к качеству изделий, взаимодействия учащихся в процессе труда.

     Деятельность учащихся на уроках профессионально-трудового обучения по содержанию и организации нужно постепенно приближать к деятельности взрослого. Для этого следует использовать работу с пооперационным разделением труда (или выполнение заказов базовых предприятий).

Работа с пооперационным разделением труда не только развивает общение и коллективистские качества, но и моделирует реальные производственные условия, с которыми учащиеся столкнутся работая на производстве.

     Целесообразно в школе вовлекать учащихся в различные соревнования, конкурсы. При подведении итогов нужно учитывать не только результаты труда, но и состояние дисциплины, соблюдение требований техники безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание в среднем звене коррекционной школы

В данном материале показано, как проводят патриотическое воспитание в коррекционной  школе, какие задачи ставим мы , чтобы достичь цели. На примере своей семьи показала связь трёх поколений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ)

Структура воспитательной программы: 1.                Пояснительная записка.2....

отчет по самообразованию педагога «Особенности адаптации пятиклассников при переходе из младшего звена в среднее звено коррекционной школы-интерната VIII вида»

«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.» Д.И. Писарев ...

«Способы организации трудового обучения учащихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида в рамках ФГОС»

Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности является актуальной проблемой для России и требует постоянного совершенствования. Очень мало пишется и говор...

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...