Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка"
учебно-методический материал на тему

Харченко Светлана Александровна

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка" представлена в рамках методического семинара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.odt29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка».

Пояснительная записка.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен обобщённый опыт деятельности в рамках методического семинара. Тема моего изыскания: «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка». (Слайд 1)

На современном этапе педагогический процесс ориентирован на личность ученика, развитие которой является основной целью школьного образования.

Не секрет, что современного ученика трудно мотивировать  в условиях обширного информационного пространства к познавательной деятельности, тем более к самостоятельной. В ходе наблюдений за деятельностью учащихся на уроках, было выявлено противоречие между недостаточным  уровнем сформированности мыслительных операций (не понимают прочитанного, не умеют выделять главное, определять тему прочитанного текста, его мысль и т.д.) и социальным заказом общества на человека логически мыслящего, сознающего, рефлексивного и способного отстаивать собственные позиции. Данные, полученные в ходе наблюдения за деятельностью учащихся, заставили меня задуматься над тем, как сделать процесс обучения более эффективным, чтобы дети были соучастниками учебного процесса, имели возможность вести сотруднический диалог с учителем и открыто высказывать своё мнение. Причём многие учащиеся испытывают эти же затруднения в восприятии учебного материала и по другим  школьным предметам. На мой взгляд,  причина этого в недостаточном уровне развития критического мышления. Поэтому развитие мыслительных способностей учащихся — это и есть актуальная проблема, которая может решаться на уроках русского языка путём использования приёмов технологии развития критического мышления.(слайд 2)

Сегодня в различных источниках можно найти разные определения критического мышления, но при всём их разнообразии можно увидеть близкий смысл – критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это мышление открытое, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом как раз отличие критического мышления от творческого, которое не предусматривает оценочности, предполагает продуцирование новых идей и очень часто выходит за рамки жизненного опыта, внешних правил и опыта, внешних правил и норм. В этой связи, критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. (слайд 3)

Суть данной технологии заключается в том, что развивая на уроках критическое мышление, мы достигаем при этом сразу несколько целей:

- создаём предпосылки для развития творческого (самостоятельного) мышления;

- развиваем мыслительные навыки, которые необходимы детям не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни;

- формируем информационную культуру, умение грамотно работать с обширным информационным пространством;

- развиваем качественные аналитические, рефлексивные возможности учащихся, которые напрямую связаны с умением принимать взвешенные решения и способностью к рефлексивному, обращённому на себя, творчеству.

То есть использование приёмов технологии развития критического мышления позволят так организовать учебный процесс, в котором ученик, встречаясь с новой информацией, сумеет рассмотреть её вдумчиво, критически, оценить новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. (слайд 4)

Технология развития критического мышления, как совокупность приёмов, применяемых как на уроке русского языка, так и на любом другом предмете,   представлена посредством трёх фаз (или стадий, этапов). Каждая стадия имеет свои цели и задачи, набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний. (слайд 5)

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На стадии вызова учитель только формулирует задания, не участвуя в процессе припоминания. Учащиеся вспоминают все, что знали по теме, затем объединяются в пары и обсуждают написанное. Учитель на доске составляет общий список знаний. В результате появляется первичный материал, с которым предстоит работать. Парная работа способствует лингвистической грамотности. Приемы, используемые на стадии вызова, - кластеры, ключевые слова, «корзина идей», « верные - неверные утверждения» -  позволяют учащимся увидеть собранную информацию, а структурирование высказанных идей выявит противоречия, неясные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска информации. (слайд 6)

На данной стадии я использую следующие приемы: «Верные-неверные утверждения», «Корзина идей», «Кластеры».

Прием №1 «Верные - неверные утверждения»

Вот как прием «Верные-неверные утверждения» работает на стадии вызова при изучении темы «Смысловые группы наречий»  в 7 классе.

Цель использования приема на данном этапе: повышение мотивации к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает.

На каждой парте распечатка с заданием.

Утверждения

Ответ

1. Наречие — это самостоятельная часть речи.

2. Наречие — служебная часть речи.

3. Наречие не имеет окончание.

4. Наречие — изменяемая часть речи.

5. Наречие обозначает признак предмета по действию.

6. Наречие обозначает признак действия.

7. В предложении наречие играет роль обстоятельства.

8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?

9. Наречие имеет форму слова.

10. Наречие можно разделить на смысловые группы.

Задание: установите, верны ли утверждения, обоснуйте свой ответ. (слайд 7)

Прием №2   «Корзина идей» и «Кластер».

Пример работы с данными приемами на уроке русского языка в 9 классе по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с».

Цель использования  приема на данном этапе: стимулирование и активизация мыслительной деятельности.   Прием приводит в действие все полученные ранее знания учащихся о данной орфограмме, способствует развитию устной речи, так как требуется произносить полные ответы.

В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к “Корзине идей” и «Кластеру», чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок.

В центре листа записывается тема «Правописание приставок на з-с», затем в течение 1-2 минут записывается в тетрадь все, что известно по этой теме. Затем предлагается обсудить записанное  в группе и обменяться мнениями в паре (2 – 3 минуты). Далее в форме аукциона знаний называются записанные сведения, факты (правильные и неправильные). Все фиксируется учителем на доске. Так составляется список идей. Далее идеи компонуются по категориям (в форме «созвездия» или «пучка»), оформляется кластер. К кластеру можно вернуться и на второй стадии урока ,чтобы дети могли осмыслить свои ошибки, и  в конце урока ,чтоб дополнить его новой информацией об изученной орфограмме. (слайд 8)

Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление  содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе учитель предлагает познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. Стратегии "ИДЕАЛ", "ФИШБОУН", «Мозаика проблем», «Уголки», «Ромашка Блума», «Тонкие и толстые вопросы» - приёмы, используемые на данной стадии. Наиболее популярным  является прием «Инсерт». Прием осуществляется в несколько этапов. Знакомясь с новым материалом, учащиеся читают текст и маркируют его: «V» - уже знал; «+» - новое;   "-" «думал иначе»; «?» - есть вопросы. После прочтения заполняется таблица, где значки станут заголовками таблиц. Учащиеся распределяют информацию по категориям. Для заполнения таблицы ребята снова возвращаются к тексту, что обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. На этом этапе важно не забывать о поставленных учениками целях на стадии вызова, заданных вопросах, так как изучение нового материала накладывается на знания, опыт и вопросы, вызванные на первом этапе урока.(слайд 9)

Приём №3 «Инсерт»

Цель использования приема:  сделать зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

Предлагаю каждому ученику прочитать справочную информацию по теме «Образование слов сложением»  на странице  учебника авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и в справочном материале, подготовленном учителем,  и сделать в тексте пометки (10 минут). Далее предлагаю продолжить работу с маркировочной таблицей   индивидуально.

“V” - уже знал

 «+» - новое

"-" «думал иначе

«?» - есть вопросы

Сложносокращённые слова образуются путём соединения усечённых слогов, начальных букв.

Слова, полученные путём сложения начальных звуков и букв, называются аббревиатурой;

- аббревиатура бывает буквенной и звуковой;

- процесс создания аббревиатур называется аббревиацией

Колобок — не сложное слово, оно образовалось от слова «колоб», которое означало «круг», с помощью суффикаса — ок.

-Как определить род и число сложносокращённых слов?

(слайд 10)

Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят  в третью стадию урока – стадию рефлексии (размышления). Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей.  Педагог должен вернуть учащегося к первоначальным записям-предложениям, а также организовать работу по дополнению к пройденному. Учитель дает творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию. Популярными приемами на этом этапе являются синквейн (пятистишие), кластер, 10-минутное эссе, дискуссия, круглый стол, "РАФТ». (слайд 11)

Приём №4 «Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.

 Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два

прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Целью написания синквейнов является отработатка понятий и рефлексивная оценка пройденного на уроке.

Пример синквейна, составленного учащимися  5 класса совместно с учителем (обучающая задача) после изучения темы «Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения».

1.ПРЕДЛОЖЕНИЕ (одно существительное)

2.Законченное, выразительное. (два прилагательных)

3.Повествует, спрашивает, побуждает. (три глагола)

4.Из них составляется текст. (выражение отношения к предмету с помощью 4 слов)

5.ЕДИНИЦА ЯЗЫКА. (один синоним, обобщающее понятие). (слайд 12)

Обобщая вышесказанное, хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка,  вырабатывает у учащихся, в первую очередь, уважение к собственным мыслям, что положительно сказывается на  познавательной мотивации. Работа в парах и в малых группах удваивает потенциал детей, значительно расширяет их словарный запас, способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста. Но реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно-урочной системы сложно, лучше уроки сдваивать, если есть возможность. Также не все дети готовы работать с большим объёмом информации синхронно, так как техника чтения у всех разная. Но при всех недостатках данной технологии, даже в классах со  слабоуспевающими детьми наблюдается  повышение познавательная активности и заинтересованности, что, несомненно, качественно отражается на успеваемости класса в целом. (слайд 13)

Список используемых источников и литературы

1. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб. :КАРО,2009.

2. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. -  2009 .

3.  http://metodisty.ru/download_file/7756.doc

4. http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D04.pdf

5. .http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161301/657333


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка"

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка" представлена в рамках методического семинара....

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цель: • познакомить обзорно с технологией развития критического мышлен...

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Использование методов критического мышления на уроках русского языка позволяет формировать у учеников  такую   междисиплинарную   компетентность, как коммуникативная...

Статья "Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данная статья познакомит с некоторыми приёмами ТРКМ, поможет учителю по-новому организовать  учебный процесс, а ученику - осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, ...

"Ромашка Блума" как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке русского языка

Семинар«Работа с одарёнными детьми в условиях ФГОС ООО: новые подходы, новые решения. Диссеминация опыта работы с одарёнными детьми»...