Выступление на ШМО учителей иностранного языка на тему "Развитие познавательной компетенции учащихся в условиях введения ФГОС" 2019
статья

Меняйлова Галина Ивановна

Данный материал предназначен для учителей английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_poznavat_kompetentsii.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной компетенции учащихся в условиях

введения ФГОС

В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение. Её  составляющими являются речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции. Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Я хочу, чтобы мои ученики хорошо учились, занимались с интересом и желанием.  Несформированность у многих учащихся потребности в знаниях, отсутствие интереса к учению заставляет меня обратить особое внимание на эту проблему.

На современном уроке учитель может использовать  разные формы работы, вносящие разнообразие в учебный процесс, вызывающие неподдельный интерес учащихся  к предмету, расширяющие их познания в области английского языка, подводящие учащихся к выводу о пользе   его изучения и  способствующие возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся:

К активным формам обучения можно отнести

  • Использование игр и игровых ситуаций
  • Введение проблемной ситуации
  • Информационно-компьютерные технологии
  • Метод проектов 
  • Нетрадиционные формы уроков 
  • Межпредметные связи 

Без игровых действий закрепление в памяти учащихся иностранной лексики происходит, на мой взгляд, менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения. Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала.
В зависимости от целей урока я использую «грамматические, лексические, фонетические, орфографические игры». На уроке эффективными являются такие игры как snowball (снежный ком), touch the colour (коснись цвета), change your places (поменяйтесь местами) и многие другие.

Введение проблемной ситуации побуждает учащихся искать новый способ объяснения или способ действия. Я использую такие проблемные задания как:

  • закрытые тесты (close tests);
  • задание на исправление ошибок в словах и предложениях;
  • упражнения на сопоставление (Read and compare (Прочитай и сравни).)
  • решение и составление кроссвордов
  • задания на перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признаками;
  • метод драматизации диалогов;
  • пересказ от лица неодушевленного героя или животного (переработка диалога в монолог и наоборот);
  • вопросы о недостающей информации;
  • личностно значимые вопросы (профессия вашей мечты).

Также одним из условий формирования познавательной активности учащихся является внедрение современных информационных технологий, которые прекрасно вплетаются в различные темы урока.

Используя на уроке информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решаю целый ряд дидактических задач на уроке:

- совершенствуется умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет; ·

- пополняется  словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка; ·

-  формируется устойчивая мотивация иноязычной деятельности.

      Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в исследовательских и  творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности учащихся.
  Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном        языке.
В отличие от других предметов в английском языке проектом (т.е. конечным продуктом) может быть всё:
открытка, постер, стенгазета, журнал, сочинение пьесы, приглашение.

Залогом успешной познавательной активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.  На уроке учащиеся получают не только определенную сумму знаний, но формируют представления  об изучаемом языке;

         Методически высокоэффективными являются:

  • урок-спектакль – «Alice in Wonderland»;
  • урок-праздник – «St.Valentine’s day»;
  • видео-урок – «Aladdin»;
  • урок-экскурсия «In and around St. Petersburg»,
  • урок-интервью – «At the travel agency»
  • урок-игра – «Who will be the last?»
  • урок-дискуссия – «Why is it interesting to live in a big city?»
  • урок-путешествие «Visiting London»;
    Уроки английского языка - это благодатная почва для реализации меж- предметных связей. Русский язык, литература, история, география, ИЗО, музыка, краеведение - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по английскому языку.

Заключение

В заключение хочется сказать, что новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи.
Приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка много. Мастерство учителя и заключается в умении подобрать нужный способ или метод в зависимости от возраста и интересов детей, изучаемого материала и сформированности тех или иных умений у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Обучение иноязычному чтению с использованием разных стратегий в условиях ФГОС»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Обучение иноязычному чтению с использованием разных стратегий в условиях ФГОС»...

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"

Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"...

Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)

Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)...