Семинар - практикум для педагогов коррекционной школы "Формирование базовых учебных действий в урочной и внеурочной деятельности"
учебно-методическое пособие на тему

Бабкина Ольга Александровна

Цель семинара - практикума - повышение компетентности педагогов в вопросах формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллекта. В семинар включены задания, позволяющие педагогам понять, где, когда и как формировать БУД. Интересно, активно, полезно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_seminara.doc81 КБ
Office presentation icon seminar.ppt1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Разработала и провела: заместитель директора по воспитательной работе, руководитель Методического совета ГКОУ СО «Колчеданская школа – интернат» О.А.Бабкина

Семинар – практикум «Формирование базовых учебных действий в урочной и внеурочной деятельности»

 Эпиграф:

«Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трёх   демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается»

                                                                        Адольф Дистервег

- Здравствуйте, коллеги! Спасибо всем, кто нашёл время на посещение нашего семинара- практикума. надеемся, что наша встреча будет полезна и интересна всем присутствующим.

- Кто из вас работает в школе недавно, у кого-то богатый педагогический стаж. За эти годы менялись учебники, требования, технологии, программы. Если раньше стоял вопрос «сколько», то теперь это вопрос уходит в прошлое.

Теперь результат образования оценивается такими вопросами:

- каким стал обучающийся после наших уроков?

- какие умения у него появились?

- как он сможет применить их в жизни?

- Сейчас  результат образования складывается из сложного комплекса показателей и в нашу жизнь входит понятие базовых учебных действий (БУД)

- Давайте вспомним, сколько видов БУД мы будем формировать?

- Видно, что ещё есть сомнения, какая то боязнь, что говорим и делаем неправильно. Конечно, существует много вопросов:

- как разобраться в видах БУД?

- Что должен делать педагог, чтобы формировать БУД?

- Какими приёмами и методиками пользоваться?

- Готов ли я теоретически и практически к формированию БУД?

- Как построить урок с учётом новых требований?

- Как и чем измерить БУД?

- Я думаю, мы понемногу, маленькими шагами будем постигать эти непознанные истины и научимся всему. Тема нашего  семинара- практикума «Формирование БУД в урочной в внеурочной деятельности».

- Исходя из наших вопросов, которые мы поставили, давайте сформулируем задачи семинара:

Проблемные вопросы:

Задачи:

Как разобраться в видах БУД?

Рассмотреть виды БУД и разобраться в их содержании

Что должен  делать  педагог, чтобы развивать БУД?

Какими приёмами и методиками пользоваться?

Как построить урок с учётом новых требований?

Познакомиться с некоторыми приёмами и методами, способствующими формированию БУД

Как и чем измерить БУД?

Познакомиться с формами контроля БУД

Цель семинара – повышение компетентности педагогов в освоении приёмов формирования БУД.

- Если просто я сейчас начну вам читать теорию, будет ли от этого толк?

- Поэтому мы построим наш семинар по принципу не от  теории к практике, а от практики к теоретическому осмыслению.

План   семинара:

1. Виды БУД, их значение.

2. Приёмы, помогающие формировать БУД.

3. Урок, на примере которого мы рассмотрим формирование БУД

4. Задания рабочих групп, способствующие формированию БУД

5. Практическая работа по классификации БУД.

5. Результаты семинара.

  1. Виды БУД и их значение.

- Начнём мы с того, что будем разбираться в БУД. Перед вами информационная карта  с 4  блока  БУД.

Личностные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

- Попробуйте ответить на вопросы:

1. Какие БУД позволяют сделать учебный процесс более осмысленным, помогают ориентироваться в нравственных нормах? (Л)

2. Какие БУД позволяют эффективно решать конфликты и плодотворно сотрудничать? (К)

3. К какие УД относится умение наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности ? (Пз)

4. Какие БУД помогают обучающемуся принимать оценку его деятельности, оценивать деятельность  с учетом предложенных критериев? (Р)

- Как мы уже сказали в составе БУД выделяют четыре блока:   личностные,  регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:

mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\admin\Рабочий%20стол\УУД%20исследоват%20д-ть.mht!img1.gif

Овладение обучающимися базовыми учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида БУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, в одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов БУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов базовых учебных действий.

2. Урок, на примере которого мы рассмотрим формирование БУД

-Как построить урок с учётом новых требований? Рассмотрим отличия традиционного урока от урока по ФГОС.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Учитель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит их  к осознанию темы) – через загадки, ребус, кроссворд и т.д.

Сообщение целей и задач урока.

Учитель формулирует и сообщается обучающимся   чему они должны научиться.

Формулируют сами обучающиеся, определив границы своего знания и незнания (учитель подводит их  к осознанию цели и задач) -  проблемные вопросы, ситуации

Планирование

Учитель сообщает обучающимся какую  работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность обучающихся

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный метод)

 учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)

учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию.

учитель консультирует, советует, помогает.

Оценивание обучающихся

Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке (занятии)

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

 учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет то, что запомнили дети

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще -  задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из   предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

- Чтобы было понятнее,  я предлагаю вам рассмотреть урок грамматики в 7 классе.. (на слайдах)

(подробно рассматривается каждый этап уроки и БУД формируемые на нём)

3.Приёмы, для формирования БУД.        

БУД

Приёмы

Личностные

Задание массивом. Дай себе помочь.

Выход за пределы.

Отсроченная реакция.

Лови ошибку.

Театрализация. Идеальное задание.

Регулятивные

«Лист защиты».

Обсуждаем домашнее задание.

Резюме.

Вход в урок.

Идеальный опрос.

Рейтинг.

Вопрос к тексту.

Отсроченная реакция. Лови ошибку.

Организация работы в группах.

Светофор

Коммуникативные

Свои примеры.

Удивляй.

Пересечение тем.

Дай себе помочь

Повторяем с контролем.

«Да» и «Нет» говорите.

Опрос «по цепочке».

Опрос-итог.

Тренировочная контрольная работа.

Блицконтрольная

Познавательные

Взаимоопрос.

Организация работы в группах.

«Да» и «Нет» говорите.

Советуйтесь.

(1-3 приёма рассказать)

- В течение двух недель рабочие группы каждого МО готовили задания, которые, по их мнению, способствовали бы формированию БУД на их уроках. Мы рассмотрим эти задания с позиции современного урока.

(выступление рабочих групп, обсуждение)

5. Практическая работа по классификации БУД.

- Перед вами таблица БУД. Ваша задача распределить БУД по группам. Запишите только номера ответов. (5 минут)

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

4

2

3

1

11

6

8

5

12

9

7

10

1. Умет выполнять инструкцию (р)

2. Понимает и принимает личную ответственность за свои поступки (л)

3. Изменяет своё поведение с учётом поведения других (к)

4. пользуется знаками, символами, предметами – заместителями. (п)

5. Работать по предложенному плану (р)

6. Способность к осмыслению социального окружения и своего места в нём (л)

7.  Корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (р)

8. Обращаться за помощью и принимать помощь (к)

9. Использовать различные источники получения информации (к)

10. Ставить учебные задачи    в сотрудничестве с учителем (р)

11. Осуществлять сравнение, классификацию (п)

12. Принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли (л)

- Проверьте с помощью слайда.

6. Итог семинара.

Вернёмся к целям и задачам нашего семинара.

Какие задачи мы решали:

Как разобраться в видах БУД?

Рассмотреть виды БУД и разобраться в их содержании

Что должен  делать  педагог, чтобы развивать БУД?

Какими приёмами и методиками пользоваться?

Как построить урок с учётом новых требований?

Познакомиться с некоторыми приёмами и методами, способствующими формированию БУД

Как и чем измерить БУД?

Познакомиться с формами контроля БУД

Как вы считаете, выполнены ли данные задачи?

Цель – повышение компетентности педагогов в освоении приёмов формирования БУД – достигнута.

В заключении нашей встречи я хочу рассказать вам одну притчу.

Проводился международный чемпионат лесорубов, и к финалу осталось только двое рубщиков. Их задача была повалить за определенное время как можно больше деревьев.

В восемь часов утра по свистку лесорубы заняли свои позиции. Примерно через час лесоруб под номером один услышал, как его соперник на время остановился. Это был шанс его обогнать, и номер первый удвоил усилия.

Через какое-то время по звукам лесоруб услышал, что номер второй снова решил передохнуть, и тогда первый, наоборот, поднажал еще больше.

Так продолжалось целый день, пока лесорубы не услышали сигнал к окончанию соревнования. Каково же было удивление первого лесоруба, когда он узнал, что его соперник срубил за это время гораздо больше деревьев.

- Как так могло получиться? — удивился он. — Каждый час я слышал, что ты на десять минут прекращал работу. Как ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно, ты же все время останавливался.

Все очень просто, — ответил второй лесоруб. — Каждый час я действительно останавливался минут на десять, чтобы наточить свой топор.

         Уважаемые коллеги! Наш коллектив благодарит вас за работу в семинаре и желает вам быть всегда в роли второго лесоруба, который находит в себе силы оставить на некоторое время учебную деятельность и заточить топор знаний, чтобы плодотворно работать дальше и совершать каждодневный подвиг – учить будущее поколение!!!

Рефлексия (последний слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар - практикум для педагогов логопедических групп Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»

Семинар - практикум познакомит педагогов с психолого - педагогическими аспектами   развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней....

Формирование универсальных учебных компетенций в урочной и внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных компетенций в урочной и внеурочной деятельности...

Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку

Система универсальных учебных действий напревлена превратить обучение в процесс саморазвития ученика и расширить горизонт его познания.Поскольку главный результат образования на сегодняшний день ...

учебные проекты в урочной и внеурочной деятельности.

обобщен опыт использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Английский язык ещё недавно воспринимался как иностранный. Сегодня он считается во всём мире международным. Многочисленные политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходящ...

Семинар-практикум для учителей "Развитие универсальных учебных действий"

Семинар-практикум включает как теоретическое повторение, так и внедрение на практике (отработка) подборки упражнений для развития УУД. Предполагается работа в творческих группах, наличие учебников по ...

Практикум для родителей "Формирование базовых учебных действий на занятиях по логопедии".

Цель практикума: познакомить родителей с понятием «базовые учебные действия», продемонстрировать  способы формирования  БУД на занятиях по логопедии....