Стратегия смыслового чтения в основной школе
статья (5 класс) на тему

На уроках литературного чтения начальная школа использует технологию продуктивного чтения, основная школа, в рамках преемственности, предлагает использовать стратегию смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стратегия смыслового чтения в основной школе.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота

. Цели изучения литературы в основной школе следующие:

  • Формирование духовно развитой личности.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы; их чтение и анализ.
  • Последовательное формирование умений читать , комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
  • Использование опыта общения с произведениями мировой художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Одним из метапредметных умений, которыми должен владеть ученик, пришедший в основную школу, является работа с разными источниками информации, поиск необходимых сведений в литературном произведении с целью использования её в самостоятельной деятельности

К сожалению, всё большее число современных школьников читать не любит, а если и читает, то не воспринимает текст художественного произведения как источник информации. Таким образом, основными задачами в изучении литературы являются:

  1. Привить школьникам любовь к книгам, заинтересовать процессом чтения.
  2. Научить находить в тексте информацию, анализировать её.
  3. Использовать полученную информацию в дальнейшей самостоятельной работе.

Для решения этих задач на уроках литературного чтения начальная школа использует технологию продуктивного чтения, основная школа, продолжая и углубляя тему, предлагает использовать стратегию смыслового чтения.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.   Цель смыслового чтения – максимально полно и точно понять содержание текста, уловить все детали и  практически осмыслить полученную информацию. Это внимательное чтение и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Стратегия включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной).

Использование стратегии смыслового чтения предполагает работу с тремя уровнями понимания текста:

  1. Поверхностный, который выявляет понимание фактов, того, о чем говорится в тексте.
  2. Работа с подтекстом. На этом этапе выявляется понимание мыслей, связей, причин, отношений, скрытых за словами текста.
  3. Осознание читателем общего настроения текста, отношение автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к прочитанному.

I этап. Работа с текстом до чтения.

На этапе подготовки к чтению используются следующие приемы:

-создание ассоциативного ряда

-составление таблицы «Выглядит, как…, звучит, как…»

-мозговой штурм

-корзина идей

-прогнозирование содержания по заголовку или по иллюстрациям к тексту

-доклады об авторе, истории создания произведения.

II этап. Работа с текстом во время чтения

На этом этапе учащимся можно предложить следующие задания:

-чтение с остановками

-море вопросов

-составление плана фрагмента текста или всего текста

-пересказ по созданному плану

-поиск ключевых эпизодов и выявление их роли в тексте

-определение изо средств

-составление словаря незнакомых слов.

III этап. Работа с текстом после чтения

На этапе послечтения происходит обсуждение прочитанного текста

-определение темы, идеи произведения

-учитель выясняет, что нового узнали ученики, прочитав текст.

-как оценивают поступки героев

На этом этапе целесообразно давать ученикам творческие задания:

-составить кроссворд по произведению

- нарисовать иллюстрацию , используя для этого информацию, полученную в тексте

-создание виртуальной экскурсии по местам, описанным в произведении.

-написать письмо понравившемуся герою

-создать синквейн

-создание графической истории

-написание эссе, мини-сочинений.

Результатами стратегии смыслового чтения являются:

-расширение кругозора учащихся

-овладение навыками самостоятельного поиска информации в тексте

-дети обучаются работе с разнообразными текстами, содержащими различную информацию.

Пример использования стратегии смыслового чтения при изучении рассказа Тургенева «МУМУ».

На этапе подготовки к чтению учащимся предлагается выполнить задания:

  1. Содать ассоциаивный ряд (Какие ассоциации вызывает у вас это слво?)
  2. Можно предложить им спрогнозировать содержание текста по заголовку.
  3. Прием «Корзина идей». Преполагает работу в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем их мнения совпали, в чем выявились разногласия.
  4. Доклад об авторе произведения, истории создания, прототипах. После сообщения можно предложить докладчика задать вопросы классу по содержанию сообщения, и наиболее активным и внимательным одноклассникам поставить оценки.

На 2-м этапе (собственно чтение) можно использовать следующие приемы:

  1. Чтение с остановками.

Ученики по цепочке читают вслух текст до слво: «Так прошел год…», дальше учитель задает вопросы

  • где и когда происходит действие рассказа?
  •  можно ли уже судить об отношении автора об этой героине?
  •  что означает фраза: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?
  •  какими средствами художественной выразительности описывает Герасима автор?
  •  какими словами передаёт автор своё отношение к герою?
  •  какое значение имеет немота Герасима для его характеристики?
  •  чем выделяется Герасим среди крестьян?
  •  как Герасим оказался в Москве?
  •  понравилось ли ему в Москве? И т.д.

Обязателен вопрос: «Что же будет дальше и почему?»

На этом этапе целесообразно обучать детей составлению плана текста или его эпизода, можно с использованием цитат или полностью цитатного плана.

2. Определение изобразительно-выразительных средств, используемых Тургеневым для создания портретов героев (контраст, эпитеты, метафоры, сравнение, эмоционально окрашенная лексика).

3. Составление словаря незнакомых слов (дворня, вершок, аршин, цеп, соха, тягловый мужик, челядь, околоток, каморка и т.д.)

На этапе послечтения необходимо

  1. Обсудить прочитанное с учениками, предложить им ответить на вопросы:
  • Почему Герасим, такой большой и сильный, смог убить беззащитное существо, которое любил всем сердцем?

     

  •  Почему образцовый слуга самовольно ушёл от барыни?
  •  С кем сравнивает автор Герасима, возвращающегося в деревню? Для чего нужно это сравнение?

2.  Предложить им написать письмо понравившемуся герою, в котором можно будет поддержать героя или дать ему совет, выразить свое отношение к его поступку.

3. Создание синквейна.

Герасим.

Надёжный, степенный,

Работает, любит, страдает,

«…как лев, выступает сильно и бодро…»

Богатырь.

  1. Можно разделить класс на группы и дать задания:

1-я группа: составить кроссворд по рассказу «Муму».

2-я группа: создать виртуальную экскурсию по местам, описанным в рассказе.

3-я группа: нарисовать иллюстрации к рассказу, используя описания, данные в тексте (нарисовать графическую историю по произведению).

Таким образом, стратегия смыслового чтения способствует формированию личности вдумчивого читателя с развитым воображением, способного самостоятельно устанавливать отношения между собой, текстом и окружающим миром. Овладение смысловым чтением развивает устную речь и, как следствие, речь письменную.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются вопросы работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения...

Обучение стратегиям смыслового чтения учащихся основного звена

Данная работа является педагогической творческой разработкой....

Реализация стратегий смыслового чтения на уроках в основной школе.

...осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентац...

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Основное общее образование. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Выделяют четыре основных способа осмысления текста: • постановка вопросов (о незнаемом) к тексту; • построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д); • создани...