Технология подготовки к ЕГЭ
материал на тему

Екатерина Сергеевна Бибичева

Доклад на РМО учителей математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_podgotovki_k_ege.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Технология подготовки к ЕГЭ

 Учитель МОУ Ключанской СОШ

Бибичева Е.С.

 

Кораблино 2012

Проблема подготовки к ЕГЭ в настоящее время становится очень важной. Приложение с оценками в аттестате теряет свою значимость, его место занимает сертификат с результатами пресловутого экзамена. На этот результат и направлена работа учителей, детей и родителей.

Думаю, у каждого учителя-предметника существуют своя методика, своя технология, свои «секреты» подготовки школьников к ЕГЭ. Но основной секрет – это, конечно же, упорная работа. Хорошо, если работа учителя ложится на благодатную почву, если дети понимают, что результат экзамена нужен прежде всего им самим, и делают все, чтобы этот результат был максимально высоким. Но для начала, необходимо выделить основные трудности, с которыми сталкиваются ученики при подготовке к ЕГЭ по математике, хотя решения некоторых из них просты.

  • Нестандартность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ. В учебниках используются типичные формулировки. Слабых учеников незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются.
  • Непредсказуемость содержания заданий.
  • Насыщенность программы по математике новым материалом в 11-ом классе, который учителя вынуждены преподавать до марта, значит, подготовка к ЕГЭ в большом объеме идет во внеурочное время, что ведет к перегрузке ученика.
  • Невозможность проведения системного анализа результатов ЕГЭ. В различных вариантах ЕГЭ по математике одного года задания под одним и тем же номером могут быть из разных тем, поэтому трудно выяснить по результатам экзамена задачи какого типа вызвали наибольшее затруднение у выпускников.
  • Пятая проблема – выпускники общеобразовательной школы и школы с углубленным изучением математики имеют неравные возможности получить хорошую оценку за ЕГЭ, так как программы и количество часов на изучение математики в этих школах разные. В заданиях ЕГЭ встречаются задачи на такие темы, которые или не входят в программу математики общеобразовательной школы, или изучаются обзорно.
  • Демонстрационные материалы, предлагаемые Министерством науки и образования для тренировки учащихся, имеют большие расхождения с реальными вариантами ЕГЭ. Поэтому необходимо учитывать требования ЕГЭ предыдущих лет, надеясь, что они не сильно изменятся в нынешнем году.

Но решения только тестов – это самая большая ошибка. Учитель математики должен уделить внимание решению тестов, но это не заменит твердых базовых знаний по предмету. Натаскивание на тесты – это тренировка интуиции, совершенствование вычислительных навыков. Те дети, у которых хорошие базовые знания, обязательно хорошо сдадут ЕГЭ, что подтверждает мой опыт подготовки к ЕГЭ.

Подготовку к ЕГЭ я начинаю осуществлять уже с 10 класса.

К этому времени десятиклассникам уже доступны задания из блока «задачи с практическим содержанием». Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой – неумение раскрыть это практическое содержание задачи, неумение представить себя в той ситуации, которую предлагает задача. Привыкшие округлять 6,7 до семи, некоторые дети не понимают, что это не всегда возможно на практике. (Если денег нам хватает лишь на 6,7 шоколадки, то купим мы всего 6, округление идет в не совсем привычную сторону). Отлично понимая в жизни, что такое плата сверх абонентской, провести параллель между двумя ситуациями – реальной и вымышленной, учащиеся порой не могут.

Вторая проблема – невнимательность при чтении графика и задания. Школьники путают наибольшее и наименьшее значения, не вчитываются в дополнительные условия, такие, как необходимость найти минимальную температуру во втором полугодии, и находят ее за весь год, правильно найдя искомую точку, вместо ее абсциссы в ответе пишут ординату.

Третья трудность возникает при решении задач на вероятность, в том случае, когда целесообразно найти вероятность противоположного события, т.е. решить задачу в два действия. Это сложности, связанные именно с нестандартностью формулировки задания.

И наконец, самая большая проблема для этого блока – это задача В13, экономическая или физическая задача. Само осознание того, что задача из другой предметной области, ставит своеобразный «психологический блок» на ее решение.

Да и вообще, важнейшим аспектом подготовки к ЕГЭ является психологическая поддержка – это один из важнейших факторов определяющих успешность в сдаче экзамена. Поддержать ребенка – значит верить в него, создать у него установку «ты сможешь это сделать». Ученика можно поддержать словами «зная тебя, я уверена, что сделаешь правильно», « ты знаешь это и хорошо умеешь».

Вот некоторые психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к единому государственному экзамену:

• .Сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

• Помогите подростку поверить в себя и свои способности.

• Помогите избежать ошибок.

• Поддержите выпускника при неудачах.

• Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.

• Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку. Мои дети не знают отказа, если у них возникают какие-то вопросы, проблемы, они всегда, в любое время могут обратиться ко мне за помощью, и знают, что получат ее.

Преодолеть все эти немалые трудности помогает не что иное, как упорный тренинг. Решив более ста однотипных задач, ребенок волей-неволей разберется. Обычно разобрав несколько задач в классе, основную часть заданий даю ученикам на дом.

Также, важно во время тренировки по тестовым заданиям приучать ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять, что приведет к умению концентрироваться на протяжении всего экзамена, а значит, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

В своей работе много внимания уделяю устным вычислениям, начиная с пятого класса. Это развивает понимание, наблюдательность и смекалку у учащихся. Проведение устных вычислений помогает учителю дисциплинировать учащихся, восстановить у них навыки самостоятельности, умение ценить и экономить время. В целях выработки прочных навыков считаю целесообразным проводить устные вычисления на применение особых приемов не реже одного раза в неделю. Во время устного счета учитель вырабатывает у учащихся полезные навыки, определяет знания учащихся по той или иной теме, принимает меры для устранения замеченных недостатков. Прежде чем приступить к вычислениям, учащийся должен определить их самый рациональный путь, наметив при этом возможности применения устного счета. В целях эффективного использования времени на экзамене, нужно учить школьников приемам быстрого и рационального счета. 

Кроме того, на каждом уроке я провожу самостоятельную работу следующего типа. Все учащиеся должны ответить на пять вопросов, среди которых теоретические и несложные практические. По итогам нескольких работ ребята получают общую оценку. Тем самым обеспечивается мотивация: у детей появляется стимул выучить теорию, чтобы получить хорошую оценку, а если многократно повторять одно и то же, навыки отточатся до автоматизма.

Я регулярно провожу тренировочные и диагностические работы в старших классах. Это позволяет учащимся привыкнуть и к экзаменационным заданиям, и к бланкам, и ограничению времени.

Огромную часть заданий учащиеся выполняют дома.

Необходимо разворачивать перед учащимися всю картину поиска в трудных заданиях. Не нужно стесняться показывать школьникам свои черновые записи в трудных примерах, где отражены этапы тупиковых вариантов. Можно инсценировать свой «тупик» в процессе решения задачи. Тогда школьники пытаются самостоятельно выйти из «тупикового варианта» и, пробуют свои варианты решения. Этому нас учит древнее индийское изречение « Знай куда идешь. Знай, зачем идешь. Если не знаешь, остановись и подумай. Иногда полезнее вернуться».

ЕГЭ не должен быть «головной болью» только учителей математики. В этом процессе важно задействовать всех педагогов и все предметные методические объединения, независимо от того, вынесен тот или иной предмет на единый государственный экзамен или нет. В противном случае проблемы ЕГЭ останутся проблемами отдельных учителей, что сделает невозможным решение перспективных задач, поставленных перед школой. К примеру, существенную помощь в подготовке к ЕГЭ по математике могут оказать учителя химии, отработав методы и способы решения задач на смеси, сплавы. Учителя физики могут помочь не столько в решении задач В13 сколько в пояснении физического смысла задачи.

А каждый ученик должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».

ЕГЭ и ГИА сегодня - объективная реальность, с которой необходимо считаться. Проблемы, возникающие при сдаче этих экзаменов, подчас связаны ни с содержанием заданий, а с умением правильно понять содержание задачи и с умением правильно на поставленный вопрос ответить. Для достижения хороших результатов важна техническая и методическая подготовка учащихся. Необходимо совершенствовать процесс преподавания активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения (дифференциация требований в процессе обучения, разноуровневый контроль); использовать практические разработки по индивидуализации обучения (создание индивидуальных модулей обучения), учитывать рекомендации психологов по организации усвоения и пр.).

При подготовке к ЕГЭ и ГИА необходимо научить школьников технике сдачи теста. Для этого уже с пятого класса нужно внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты.

Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ и ГИА - одна из важнейших задач педагогических коллективов. Для ее реализации требуется:

  • взаимодействие всех участников образовательного процесса; 
  • внедрение разнообразных технологий тестирования школьников;
  • деловой диалог учителей и учеников; 
  • индивидуализация и дифференциация обучения. 

ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь тематических зачетов, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями. Тест на ЕГЭ должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо помогать учащимся правильно ориентироваться во времени. С этой целью могут применяться так называемые диагностические замеры - небольшие проверочные работы, требующие выполнения всех промежуточных действий "в уме" и фиксирования только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной и групповой работе, слабые учащиеся могут записывать решение полностью.

На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе подготовки к ЕГЭ 

Подготовка к ГИА и ЕГЭ по математике должна проводиться на протяжении всего периода изучения математики в школе. Потому что, в первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса, и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Учеников с 5 класса нужно учить приёмам самоконтроля, самопроверки, прикидки границ результата, разумного выбора ответа, сравнения, угадывания, различным «хитростям» быстрых вычислений. У учащихся должны быть выработано умение работать с тестами. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для 5-11 классов. Это и тематические тесты, и тесты для промежуточного и итогового контроля. По таким сборникам нужно работать в течение нескольких лет. В 9 и 11 классах подготовка к ЕГЭ по математике строится по тематическому принципу.

При работе с выпускниками не следует забывать о системе дополнительного образования. Система дополнительного образования включает в себя:

• Индивидуально – групповые занятия.

• Проведение индивидуально – групповых занятий для учащихся из группы риска.

• Часы подготовки к ЕГЭ и ГИА.

• Факультативы и проектная деятельность, элективные курсы

Для того, чтобы успешно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА, необходимо создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся не только по освоению и закреплению знаний, но и для повторения ранее изученного материала. Для качественной подготовки обучающихся к ЕГЭ мы должны в системе вести целенаправленную работу как на уроках, так и на дополнительных занятиях по формированию и развитию умений и навыков выполнения заданий ЕГЭ. Школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:

• эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил; 

• избежать обидных технических ошибок;

• узнать об особенностях ЕГЭ; 

• узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов. 

При подготовке к ЕГЭ необходимо учитывать и то, что большие трудности у учащихся вызывает заполнение экзаменационных бланков, и отработке этих навыков необходимо уделять особое внимание.

Необходима база данных тестовых заданий, которые могут использовать учителя – предметники для систематизации и контроля знаний обучающихся. Но, самое главное, на что преподавателям надо обратить внимание, это на моральную сторону вопроса. Необходимо объяснить учащимся, что после неудачной сдачи экзамена жизнь не заканчивается, что вся наша жизнь - сплошные экзамены, и все они разрешимы. Надо только верить в себя.

Подготовка к ЕГЭ по математике должна проводиться на протяжении всего периода изучения математики в школе, дети должны овладеть не только содержанием курса, но и общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. С начальной школы ребят нужно учить приёмам самоконтроля, самопроверки, прикидки границ результата, разумного выбора ответа, сравнения, угадывания, различным «хитростям» быстрых вычислений. У учащихся должно быть выработано умение работать с тестами. 

Моя работа предполагает проектирование содержания учебного процесса по математике с учётом заданий ЕГЭ. Таким образом, подготовка к ЕГЭ осуществляется без отрыва от учебного процесса. Содержания материалов ЕГЭ и учебной программы по математике для 10-11 на 80% совпадают и включают следующие темы: «Тригонометрические функции», «Тригонометрические уравнения», «Преобразования тригонометрических выражений», «Производная», «Первообразная и интеграл», «Степени и корни. Степенные функции», «Показательная функция», «Логарифмическая функция», «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств».

Поэтому подготовку к ЕГЭ по математике целесообразно начинать в 10 классе. По окончании прошлого учебного года мои десятиклассники уже были готовы сдать ЕГЭ, набрав необходимый минимум баллов, в этом году нам предстоит работать на максимум, а не на преодоление минимального порога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

Выступления на ШМО "Технология подготовки к ЕГЭ "

Технология подготовки к ЕГЭ. Выступление на семинаре руководителей ШМО учителей математики Поскольку контроль является неотъемлемой частью учебного процесса, то все происходящее в организации госуда...

Технологии подготовки учащихся к сдаче ГИА по чтению.

Эта работа содержит технологии по обучению речевой компетенции-чтение. Здесь описаны требования к уровню подготовки  учащихся-КОДИФИКАТОР и СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольно- измерительных материалов для п...

Доклад по теме: « Технология подготовки и проведения классного часа»

Доклад по теме:« Технология подготовки и проведения классного часа»...

Технологии подготовки учащихся к сдаче ГИА по английскому языку.Раздел "Чтение".

Данное учебно-методическое пособие предлагает систему упражнений, формирующих ключевые умения, проверяемые в разделе "Чтение" с использованием стратегий, рекомендуемых для выполнения различных типов з...

Элективный курс " Технология подготовки к ГИА по математике"

Данный элективный курс  «Технология подготовки к ГИА по математике» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 7-9 классах средней школы, а также на расши...