Методический семинар
учебно-методический материал на тему

Евграфова Надежда Анатольевна

Определить и опробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно  активизировать познавательную  деятельность учащихся на уроках истории и обществознания в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы для успешной сдачи ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_na_temu.docx56.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар на тему

«Описание приемов профессиональной деятельности, используемых технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС»

Краткая аннотация проекта

Уровень образования

Основное общее образование

Возрастная группа учащихся

6 – 11 класс

Предмет

История и обществознание

Тип проекта

Практико-ориентированный проект

Краткое описание

Инновационный проект, описывающий приемы проектирования процесса обучения с применением технологии развития критического мышления и проблемной технологии в комплексе, технологии дебатов направленных на достижение запланированных результатов, способствующих формированию активной жизненной позиции, позволяющей легко ориентироваться в современном мире.

Автор

Евграфова Надежда Анатольевна

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

         

Актуальность данного педагогического проекта состоит в том ,что необходимо развивать познавательную  активность учащихся на уроках истории. Традиционные формы уроков формируют у учащихся потребительский характер деятельности. Они  перегружены однотипной работой.

Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.

Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. Ведь  успешная познавательная  деятельность способствует формированию личности, которая

- стремится к максимальной реализации своих возможностей,

-  открыта для восприятия нового опыта,

-  способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,

Предлагаемый проект является результатом исследования и практической апробации подходов к активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания как  один из способов подготовки к ЕГЭ.

Сущность проекта  заключается в повышении качества образования учащихся на основе активизации учебно-познавательного процесса, которая обеспечивается:

•  внедрением эффективных педагогических технологий и средств обучения;

• постоянным использованием межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;

•  организацией самостоятельной работы учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности;

•    использованием информационно-коммуникационных технологий для созданий проектов.

Новизна педагогического проекта

Новизна проекта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий, проектной деятельности и  создании условий для формирования  активности познавательной деятельности   учащихся.

        Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое  мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач, формировать учебно-исследовательские навыки у учащихся.  

Цель проекта:

- Определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории и обществознания  в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы для успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи проекта:

- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии активизации познавательной деятельности учащихся;

- повысить  интерес к истории и обществознанию и развивать  мотивацию учебной деятельности;

- повысить  результативность обучения (ЕГЭ);

- включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;

- активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах

Объект исследования: образовательный процесс.

Ученик – субъект обучения, учитель – партнёр, создающий условия.

Предмет исследования: познавательная  деятельность школьников на уроке истории и обществознания

Гипотеза:

Если целенаправленно и систематически использовать возможности истории и обществознания  для формирования у обучающихся познавательной деятельности, то это позволит им

- значительно повысить качество знаний по истории  и обществознанию,

- адекватно,  корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми,

- выражать свои  чувства и представления о мире различными способами,

- свободно  направлять творческие возможности на  решение различных  задач

Приемы и методы технологии критического мышления, применяемые в процессе обучения:

1. Кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Ученики легко используют этот прием.  Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Советы по работе с «гроздьями»:

1.Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

2.Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.

3.Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

4.Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

5.Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.                                

Ниже приведён пример кластера, используемый при изучении темы «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», История России, 6 класс.  

2. Маркировочная таблицы «ЗУХ». Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

З

У

Х

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

3. Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.  Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:

“V” - уже знал

«+»- новое

«-»- думал иначе

«?»- не понял, есть вопросы.                                                         

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.                

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

4.«Корзина» идей, понятий, имен…» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

- Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. 

- Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

-  Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

-   Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

- Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

-  Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

5.  «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Один из вариантов - Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

6. «Верные и неверные утверждения», данный прием предполагает ответить учащемуся либо утвердительно, или нет. Возможно, применение этого приема на этапе осмысления и рефлексии. Например, использование на уроках обществознания, 6 класс, по теме «Человек – личность»:

Верные и неверные утверждения

Начало

урока

Конец

урока

1.

«Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота», - считал изобретатель Т. Эдисон.

 

 

2.

Самооценка может быть только правильной.

 

 

3.

Биологические потребности нужны, чтобы жить, они есть и у животных.

 

 

7. Дебаты как эффективный интерактивный метод познания, нахождения истины издавна применяется в России. В переводе с французского «дебаты» означают прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании.

Особенности содержания состоят в том, что образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и применение ее на уроках и внеурочной деятельности детей.

Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса.).

При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна: провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы; быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов; стимулировать исследовательскую работу;

Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывания противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Государство должно заботиться о своих бедных», то одна команда будет доказывать этот тезис, а вторая антитезис: «Государство не должно заботиться о своих бедных».

Под учебными дебатами понимается такая форма организации проблемного обучения, в основе которой лежит обсуждение вопросов, способствующих более глубокому осмыслению материала, развитию аргументативных умений, умений понимать и принимать другую точку зрения, умения оценивать проблему с разных сторон.

Технология «Дебаты» представляет собой интеллектуальную игру, которая позволяет значительно повысить уровень развития детей, приобрести навыки ораторского искусства, научиться свободно общаться и повысить интерес к получению новых знаний.

Предполагаемые образовательные результаты проекта и

социальный эффект.

Обобщая работу по использованию проблемной и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания, можно сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету меняется в лучшую сторону:

– для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;

– у многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;

– на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;

– ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Работа по теме проекта будет продолжена по следующим направлениям:

 внедрение в практику работы новых приемов используемых технологий на основе системно – деятельностного подхода;

– формирование ключевых компетенций школьников посредством наработанной системы преподавания;

– расширение банка методических разработок к урокам истории и обществознания и банка лично – значимых и проблемных, способствующих активизации умственной и творческой деятельности учащихся;

– освещение опыта работы по проблеме «Построение процесса обучения на основе современных образовательных технологий» в рамках педагогических форумов и публикаций.


Заключение

Возникает вопрос: как часто можно использовать данные технологии? Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт – не могут существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Опыт работы показывает, что можно использовать практически все «старые приемы». Суть не в них, а в принципах и в модели «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использование данных технологий позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и таблицы. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения. Главный вопрос для рефлексивного анализа: достигнуты ли поставленные цели обучения? Утвердительный ответ означает, что выбранная технология обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска.

Моя задача - воспитать у ученика социальную ответственность, а для этого учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...