Формы методической работы методических объединений
материал на тему

Людмила Абросимова

Формы методической работы.

Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого потенциала.

Выделяют две группы форм методической работы:

1)    коллективные (групповые)

2)    индивидуальные

К коллективным (групповым) относятся:

активная лекция;

деловая игра;

защита авторских проектов;

«круглый стол»;

мастер-класс;

методический консилиум;

методическая оперативка;

методическая мастерская;

методический КВН;

методический тренинг;

«мозговой штурм»;

научно-практические конференции;

семинары (дидактические, проблемные, психолого-педагогические, пр.);

панорама педагогических достижений;

педагогическая дискуссия;

педагогические чтения;

практикумы;

проблемно-ситуационная игра;

ролевая игра;

творческий диалог;

творческий отчет;

читательские и зрительские конференции;

школа передового опыта;

ярмарка методических идей;

фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков;

рекламная акция.

К индивидуальным относятся:

индивидуальная консультация;

накопление информации по педагогике, психологии, мето­дике, предметному содержанию;

наставничество;

проведение мониторинговых замеров в режиме само­контроля за процессом и результатом обучения;

постоянная работа над методической темой, представляю­щей

профессиональный интерес;

работа над личной творческой темой;

работа с наставником;

разработка собственных средств наглядности;

разработка диагностических процедур, заданий и тестов;

разработка собственной программы самообразования;

разработка авторского курса и учебного пособия;

рефлексия и анализ собственной деятельности;

самостоятельное проведение исследований.

   Значительное место в работе методических объединений занимают обзоры литературы, педагогических журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и воспитания, опубликованных в периодической печати. Желательно делать такие обзоры на каждом заседании методического объединения. Своевременная информация о новой литературе оказывает педагогам существенную помощь в работе по самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в практику достижений педагогической и психологической науки.

Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение педагогических чтений или научно-практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные педагогами, принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педагогическим чтениям и научно-практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педагогического коллектива и отдельных педагогов.

Методическая работа будет по-настоящему эффективной, окажет действенное влияние на качество обучения и воспитания только тогда, когда ее коллективные формы будут органически связаны с систематическими занятиями, самообразованием.

Эффективной формой методической работы являются тематические семинары и семинары-практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д.

Семинар — форма групповых занятий по предмету или теме, какая проходит при активном участии всех педагогов.

На семинарах освящаются актуальные вопросы учебно- воспитательного процесса, содержание новых технологий, методов и приемов обучения.

Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и действенного педагогического опыта.

Характерными чертами семинара являются:

·        обязательная работа педагогов по самообразованию;

·        коллективное обсуждение ее результатов.

При проведении семинара происходит переход информативной функции от руководителя методического объединения до участников семинара. В деятельности руководителя методического объединения на первое место выступает регулятивная и организаторская функции.

Эффективность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении. Эти организационные меры включают:

v выделение специального времени для подготовки участников;

v обеспечение участников списком литературы;

v скрупулезный отбор вопросов по количеству и качеству для обсуждения;

v при формулировании вопросов для обсуждения на занятиях методических объединений необходимо придерживаться следующих требований: опора на внутреннюю логику изучаемого материала; проблемность; учет запросов аудитории.

Практикум — вид учебной деятельности, основанной на применении знаний, умений и навыков в решении практических задач. На первом плане развитие умений пользоваться теорией на практике. Однако практические занятия в перспективе способствуют приобретению новых теоретических знаний.

Практикум включает следующие этапы:

§  организационный;

§  постановка цели;

§  актуализация знаний;

§  инструктаж;

§  деятельность, направленная на практику работы;

§  подведение итогов.

Теоретический семинар. Эта форма занятий является необходимой для ознакомления учителей с современными достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом. Она требует от выступающих (ученых, специалистов органов управления образованием, руководителей учреждения образования, педагогов) доступного освещения в сообщениях, лекциях, докладах актуальных вопросов учебно- воспитательного процесса, содержания современных образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения.

Проведение подобных семинаров следует планировать не более двух-трех раз в год во избежание перегрузки педагогов.

Разновидностью теоретического семинара является психолого-педагогический семинар. На нем в первую очередь рассматриваются вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. И руководит работой такого семинара специалист-психолог.

Семинар-практикум. Данная форма работы требует очень серьезной подготовки, так как на таком семинаре педагоги знакомят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, исследовательской, поисковой).

В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня педагогов.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.

Мастер-класс урок, который проводит мастер - эксперт в конкретном виде педагогических технологий и направлений деятельности.

Отличие от обычного класса заключается в методике: мастер-класс дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других, при этом находясь в роли ученика.

Мастер-класс - на сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.

Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Мастер-классы похожи на компактные курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс - это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. Часто на мастер-классе предоставляется возможность попрактиковаться под контролем преподавателя. Мастер-класс

это двусторонний процесс, с непрерывным контактом «преподаватель-слушатель».

Научно-практическая конференция - это форма совместной деятельности ученых, педагогов. Главная ее цель обобщение, ознакомление и пропаганда лучшего опыта работы, формирование собственной, исследовательской позиции, навыков ведения, рекомендации по совершенствованию данного направления деятельности педагогического коллектива, проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Определяющими чертами конференции являются: многочисленный состав участников; наличие участников, приглашенных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, научных учреждений); всестороннее освещение проблемы.

Практическая часть конференции реализуется в секциях и состоит из просмотра фрагментов учебных занятий «вживую», на видео, моделирования занятий, демонстрации приемов, методов, средств, технологий обучения. Как правило, тематика научно-практических конференций определяется наиболее актуальными проблемами педагогики, психологии и связана с практической деятельностью учреждения образования.

Методический фестиваль. Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Как правило, фестиваль - это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива.

Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: открытых уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую лабораторию педагога и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавшим высокие результаты методической работы за год, а также подведением итогов рейтинговой оценки методической деятельности и определением победителей.

Методический мост является разновидностью дискуссии и проводится с участием педагогических коллективов других учебных заведений, сотрудников управления (отдела) образования, родителей.

Цель данной работы - обмен идеями, опытом практической деятельности, обсуждение типичных трудностей в осуществлении учебно-воспитательного процесса и определение путей их успешного разрешения.

Итогом работы методического моста могут быть методические рекомендации по преодолению негативных явлений в повышении квалификации и по улучшению, совершенствованию профессиональной подготовки педагогов, по преодолению сложностей в решении задач учебно-воспитательного процесса.

Методический ринг как групповая форма работы проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их педагогической и общекультурной эрудиции.

Существует несколько вариантов проведения методического ринга. Наиболее распространенными являются: ринг как разновидность дискуссии и ринг как соревнование. Ринг как разновидность дискуссии проводится в том случае, когда в педагогическом коллективе формируются разные взгляды на один и тот же вопрос или проблему. Желательно количество разных взглядов, точек зрения свести к минимуму – до двух. Тогда заранее готовятся оппоненты. Каждый из них формирует необходимую группу поддержки, которая оказывает помощь своему лидеру в случае необходимости.

Лидеры поочередно «вызываются на ринг» со своими идеями, предложениями, вариантами решения проблемы. По ходу выступления зрители задают им вопросы на конкретизацию, уточнение, выяснение позиции оппонента.

Специально созданная группа анализа оценивает уровень подготовки лидеров, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

В паузах между рингами зрителям предлагаются различные игровые задания, решение педагогических ситуаций, задач.

Второй вариант проведения методического ринга сводится к соревнованию методических идей в реализации одной и той же проблемы. Творческие группы по защите методических идей формируются заранее.

В этом варианте, как и в предыдущем, создается группа анализа (экспертная группа), которая оценивает уровень подготовленности участников и мастерство подачи материала.

Соревнование методических идей завершается обобщающими выводами.

Тренинг - форма работы, направленная на отработку определенных профессиональных умений и навыков.

Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, технические средства обучения, раздаточный материал. Тренировку целесообразно проводить в небольших группах (от 5 до 10 человек).

Основные принципы работы тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, взаимоуважение, искренность, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.

Видеотренинг — «тренинг с применением видеозаписи решения педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия».

Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видеотехнического средства при обучении педагогов.

Метод заключается в расчленении педагогического акта на отдельные технические приемы и педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены, восприняты. Инструментом в данном случае является видеомаг­нитофон, с помощью которого детально изучаются шаги, этапы модели педагогического процесса, отрабатываются умения и навыки, осуществляется обратная связь.

Видеотренинг - незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов.

Дискуссия — целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами методических формирований с целью поиска истины.

Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. А для того чтобы каждый педагог мог быть активным участником процесса обсуждения вопроса, необходимо комплектовать небольшие по составу группы до 10 человек. Позитивным моментом в работе будет являться подбор состава участников.

Виды дискуссий: круглый стол, заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), форум, симпозиум, дебаты, техника аквариума, мозговой штурм, метод Дельфи, метод Мыслерешето.

Круглый стол - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.

Предполагает совместное обсуждение и обмен мнениями по определённой проблеме. Например, «Имидж современного учителя», «Портфолио учащегося - папка его личностных достижений».

Заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои по­зиции всей аудитории.

Форум - обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа выступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой).

Симпозиум более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), - и опровержений. Вариантом этого обсуждения являются парламентские дебаты («британские дебаты»).

Техника аквариума (Clark L.H., Staff I.S., 1991) - особый вариант организации обсуждения, при котором, после непродолжительного группового обмена мнениями, по одному представителю от команды участвуют в публичной дискус­сии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках или во время тайм-аута.

Мозговой штурм (Brainstorming, мозговая атака). Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма —15- 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Метод Дельфи (Дельфийская процедура). Метод предложен О. Хелмером. Предусматривает индивидуальное генерирование идей и их публичную защиту.

Метод Мыслерешето (Калдер Х.Я., Руттас В.П., 1989). В соответствии с этим методом процедура начинается с письменного оформления индивидуальных предложений, желаний, идей каждого участника. Затем следует их «просеивание» в малых группах, то есть фиксация и генерация предложений, представляющих общий интерес для всех членов группы, оформление сводных предложений, их представление на общее обсуждение, комментирование и дополнение, сравнительное оценивание с целью выработки наилучшего варианта и, наконец, дополнение этого варианта наиболее ценными дополнениями других групп.

Проведение педагогических чтений в учреждения образования требует привлечения к их подготовке всех звеньев методической службы, так как эти чтения являются своеобразным подведением итогов работы методических подструктур. Как правило, педагогические чтения проводятся по определенной теме, связанной непосредственно с обще годовой методической темой. Они не носят случайный характер, а отражают опыт работы педагогов, их достижения, успехи, фиксируют те трудности, которые пришлось преодолевать на пути к намеченному результату.

Выступления педагогов сопровождаются видеоматериалами, таблицами, схемами, графиками, фотографиями.

Все выступления обсуждаются присутствующими, часто в дискуссионной форме, поскольку оптимально определенная тема педагогических чтений никого не оставляет равнодушным.

Желательно, чтобы проведение педагогических чтений планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педагогического коллектива по единой методической теме и приоритетным проблемам учреждения образо­вания.

Открытый урок - это традиционная форма работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального уровня.

В современной педагогической литературе достаточно широко освещаются вопросы проектирования, подготовки, проведения и анализа открытого мероприятия, на котором высокопрофессиональный педагог демонстрирует коллегам использование наиболее эффективных технологий, методик, методов и приемов в процессе обучения.

Методическая декада (неделя) предусматривает демонстрацию лучшего опыта работы отдельных педагогов или методических формирований учреждения образования. Она проводится по заранее разработанному плану и носит чисто практический характер.

Завершается работа декады изданием информационно-методического бюллетеня, выпуском газеты или радиогазеты, созданием видеофильма. Лучшая педагогическая продукция пополняет банк данных опыта работы педагогов.

Методический диалог проводится с целью обсуждения конкретной педагогической проблемы и выработки плана совместных действий по ее реализации.

Как правило, методический диалог ведется между руководителем и группой педагогов. Причем участники заранее знакомятся с темой обсуждения, готовят предварительно полученное теоретическое домашнее задание.

Движущей силой диалога является активное участие педагогов в обсуждении проблемы. Также большое значение для результативности работы имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет сформировать чувство внутреннего единства участников. В заключение совместной работы делаются выводы и определяются рекомендации дальнейших совместных действий участников диалога.

   Активные формы организации методической работы:

К новейшим формам обучения педагогических кадров относятся:    

инновационные, организационно - деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Таким образом, использование разнообразных форм методической работы дает возможность укрепить профессиональный статус педагога, обеспечить стимулирование его развития и реализацию собственного педагогического потенциала. А все это, в свою очередь, способствует повышению уровня учебно-воспитательного процесса современного учреждения образования.

Деловая игра

Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу педагогов, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений. Форма проведения - коллективная или групповая работа.

Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

.Конструирование игры: четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников; разработать общие правила игры.

Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели: руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены; назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку; определяются время, условия и длительность игры.

Ход игры.

Подведение итогов, подробный ее анализ:

o   общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

o   самооценка игроками исполнения порученных задании, степень личной удовлетворенности;

o   характеристика профессиональных знаний и умений, вы­явленных в процессе игры;

o   анализ и оценка игры экспертами.

Ролевая игра это активная форма экспериментального поведения, обладающая социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего. (С.А. Шмаков, 1994).

В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт. Хотя действия игроков не регламентируются и формально свободны от правил, сюжет игры может содержать общее указание о форме реализации или представления решения, а сама игра всегда содержит «скрытые» правила. Такими правилами служит указание основных ролевых ха­рактеристик, должностного положения по роли, цели и реаль­ные ролевые прототипы или их общепринятая трактовка, этические и служебные правила поведения. Все это накладывает на участников требования, от выполнения которых во многом зависит конечный результат их участия в игре. Одновременно, в отсутствие формальных правил, эти характеристики частично выполняют направляющую функцию, определяя возможные варианты действий игрока.

Педагогический КВН.

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей форми­руются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе «Конкурс капитанов»), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Решение педагогических задач.

Цель - познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из школьной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

Методический фестиваль

Данная форма методической работы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Каждое заседание методического объединения предполагает различные варианты обратной связи с педагогами по изученной теме. Более эффективно и качественно строить методическую работу педагога позволяют необходимые виды домашних заданий:

o   моделирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности (целиком или фрагментарно);

o   разработка системы занятий по теме;

o   разработка программы исследования по определенной теме;

o   подбор литературы по определенной теме, проблеме;

o   аннотирование по теме, проблеме, опыту работы коллеги;

o   составление контрольных материалов, тестов;

o   составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;

o   разработка планов кружков, сценариев мероприятий;

o   представление собственного опыта работы по теме, проблеме;

o   защита темы по самообразованию;

o   защита собственных достижений в рамках собственного исследования;

o   творческий отчет по определенной теме или в рамках методической темы года;

o   подготовка презентации по изученной теме, проблеме;

o   демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_metodicheskoy_raboty.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формы методической работы.

Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого потенциала.

Выделяют две группы форм методической работы:

  1. коллективные (групповые)
  2. индивидуальные

К коллективным (групповым) относятся:

активная лекция;

деловая игра;

защита авторских проектов;

«круглый стол»;

мастер-класс;

методический консилиум;

методическая оперативка;

методическая мастерская;

методический КВН;

методический тренинг;

«мозговой штурм»;

научно-практические конференции;

семинары (дидактические, проблемные, психолого-педагогические, пр.);

панорама педагогических достижений;

педагогическая дискуссия;

педагогические чтения;

практикумы;

проблемно-ситуационная игра;

ролевая игра;

творческий диалог;

творческий отчет;

читательские и зрительские конференции;

школа передового опыта;

ярмарка методических идей;

фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков;

рекламная акция.

К индивидуальным относятся:

индивидуальная консультация;

накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;

наставничество;

проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;

постоянная работа над методической темой, представляющей

профессиональный интерес;

работа над личной творческой темой;

работа с наставником;

разработка собственных средств наглядности;

разработка диагностических процедур, заданий и тестов;

разработка собственной программы самообразования;

разработка авторского курса и учебного пособия;

рефлексия и анализ собственной деятельности;

самостоятельное проведение исследований.

   Значительное место в работе методических объединений занимают обзоры литературы, педагогических журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и воспитания, опубликованных в периодической печати. Желательно делать такие обзоры на каждом заседании методического объединения. Своевременная информация о новой литературе оказывает педагогам существенную помощь в работе по самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в практику достижений педагогической и психологической науки.

Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение педагогических чтений или научно-практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные педагогами, принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педагогическим чтениям и научно-практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педагогического коллектива и отдельных педагогов.

Методическая работа будет по-настоящему эффективной, окажет действенное влияние на качество обучения и воспитания только тогда, когда ее коллективные формы будут органически связаны с систематическими занятиями, самообразованием.

Эффективной формой методической работы являются тематические семинары и семинары-практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д.

Семинар — форма групповых занятий по предмету или теме, какая проходит при активном участии всех педагогов.

На семинарах освящаются актуальные вопросы учебно- воспитательного процесса, содержание новых технологий, методов и приемов обучения.

Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями науки и действенного педагогического опыта.

Характерными чертами семинара являются:

  • обязательная работа педагогов по самообразованию;
  • коллективное обсуждение ее результатов.

При проведении семинара происходит переход информативной функции от руководителя методического объединения до участников семинара. В деятельности руководителя методического объединения на первое место выступает регулятивная и организаторская функции.

Эффективность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении. Эти организационные меры включают:

  • выделение специального времени для подготовки участников;
  • обеспечение участников списком литературы;
  • скрупулезный отбор вопросов по количеству и качеству для обсуждения;
  • при формулировании вопросов для обсуждения на занятиях методических объединений необходимо придерживаться следующих требований: опора на внутреннюю логику изучаемого материала; проблемность; учет запросов аудитории.

Практикум — вид учебной деятельности, основанной на применении знаний, умений и навыков в решении практических задач. На первом плане развитие умений пользоваться теорией на практике. Однако практические занятия в перспективе способствуют приобретению новых теоретических знаний.

Практикум включает следующие этапы:

  • организационный;
  • постановка цели;
  • актуализация знаний;
  • инструктаж;
  • деятельность, направленная на практику работы;
  • подведение итогов.

Теоретический семинар. Эта форма занятий является необходимой для ознакомления учителей с современными достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом. Она требует от выступающих (ученых, специалистов органов управления образованием, руководителей учреждения образования, педагогов) доступного освещения в сообщениях, лекциях, докладах актуальных вопросов учебно- воспитательного процесса, содержания современных образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения.

Проведение подобных семинаров следует планировать не более двух-трех раз в год во избежание перегрузки педагогов.

Разновидностью теоретического семинара является психолого-педагогический семинар. На нем в первую очередь рассматриваются вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. И руководит работой такого семинара специалист-психолог.

Семинар-практикум. Данная форма работы требует очень серьезной подготовки, так как на таком семинаре педагоги знакомят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, исследовательской, поисковой).

В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня педагогов.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.

Мастер-класс урок, который проводит мастер - эксперт в конкретном виде педагогических технологий и направлений деятельности.

Отличие от обычного класса заключается в методике: мастер-класс дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других, при этом находясь в роли ученика.

Мастер-класс - на сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.

Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Мастер-классы похожи на компактные курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс - это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. Часто на мастер-классе предоставляется возможность попрактиковаться под контролем преподавателя. Мастер-класс

это двусторонний процесс, с непрерывным контактом «преподаватель-слушатель».

Научно-практическая конференция - это форма совместной деятельности ученых, педагогов. Главная ее цель обобщение, ознакомление и пропаганда лучшего опыта работы, формирование собственной, исследовательской позиции, навыков ведения, рекомендации по совершенствованию данного направления деятельности педагогического коллектива, проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Определяющими чертами конференции являются: многочисленный состав участников; наличие участников, приглашенных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, научных учреждений); всестороннее освещение проблемы.

Практическая часть конференции реализуется в секциях и состоит из просмотра фрагментов учебных занятий «вживую», на видео, моделирования занятий, демонстрации приемов, методов, средств, технологий обучения. Как правило, тематика научно-практических конференций определяется наиболее актуальными проблемами педагогики, психологии и связана с практической деятельностью учреждения образования.

Методический фестиваль. Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Как правило, фестиваль - это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива.

Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: открытых уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую лабораторию педагога и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавшим высокие результаты методической работы за год, а также подведением итогов рейтинговой оценки методической деятельности и определением победителей.

Методический мост является разновидностью дискуссии и проводится с участием педагогических коллективов других учебных заведений, сотрудников управления (отдела) образования, родителей.

Цель данной работы - обмен идеями, опытом практической деятельности, обсуждение типичных трудностей в осуществлении учебно-воспитательного процесса и определение путей их успешного разрешения.

Итогом работы методического моста могут быть методические рекомендации по преодолению негативных явлений в повышении квалификации и по улучшению, совершенствованию профессиональной подготовки педагогов, по преодолению сложностей в решении задач учебно-воспитательного процесса.

Методический ринг как групповая форма работы проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их педагогической и общекультурной эрудиции.

Существует несколько вариантов проведения методического ринга. Наиболее распространенными являются: ринг как разновидность дискуссии и ринг как соревнование. Ринг как разновидность дискуссии проводится в том случае, когда в педагогическом коллективе формируются разные взгляды на один и тот же вопрос или проблему. Желательно количество разных взглядов, точек зрения свести к минимуму – до двух. Тогда заранее готовятся оппоненты. Каждый из них формирует необходимую группу поддержки, которая оказывает помощь своему лидеру в случае необходимости.

Лидеры поочередно «вызываются на ринг» со своими идеями, предложениями, вариантами решения проблемы. По ходу выступления зрители задают им вопросы на конкретизацию, уточнение, выяснение позиции оппонента.

Специально созданная группа анализа оценивает уровень подготовки лидеров, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

В паузах между рингами зрителям предлагаются различные игровые задания, решение педагогических ситуаций, задач.

Второй вариант проведения методического ринга сводится к соревнованию методических идей в реализации одной и той же проблемы. Творческие группы по защите методических идей формируются заранее.

В этом варианте, как и в предыдущем, создается группа анализа (экспертная группа), которая оценивает уровень подготовленности участников и мастерство подачи материала.

Соревнование методических идей завершается обобщающими выводами.

Тренинг - форма работы, направленная на отработку определенных профессиональных умений и навыков.

Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, технические средства обучения, раздаточный материал. Тренировку целесообразно проводить в небольших группах (от 5 до 10 человек).

Основные принципы работы тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, взаимоуважение, искренность, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.

Видеотренинг — «тренинг с применением видеозаписи решения педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия».

Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видеотехнического средства при обучении педагогов.

Метод заключается в расчленении педагогического акта на отдельные технические приемы и педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены, восприняты. Инструментом в данном случае является видеомагнитофон, с помощью которого детально изучаются шаги, этапы модели педагогического процесса, отрабатываются умения и навыки, осуществляется обратная связь.

Видеотренинг - незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов.

Дискуссия — целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами методических формирований с целью поиска истины.

Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. А для того чтобы каждый педагог мог быть активным участником процесса обсуждения вопроса, необходимо комплектовать небольшие по составу группы до 10 человек. Позитивным моментом в работе будет являться подбор состава участников.

Виды дискуссий: круглый стол, заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), форум, симпозиум, дебаты, техника аквариума, мозговой штурм, метод Дельфи, метод Мыслерешето.

Круглый стол - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.

Предполагает совместное обсуждение и обмен мнениями по определённой проблеме. Например, «Имидж современного учителя», «Портфолио учащегося - папка его личностных достижений».

Заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории.

Форум - обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа выступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой).

Симпозиум более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), - и опровержений. Вариантом этого обсуждения являются парламентские дебаты («британские дебаты»).

Техника аквариума (Clark L.H., Staff I.S., 1991) - особый вариант организации обсуждения, при котором, после непродолжительного группового обмена мнениями, по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках или во время тайм-аута.

Мозговой штурм (Brainstorming, мозговая атака). Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма —15- 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Метод Дельфи (Дельфийская процедура). Метод предложен О. Хелмером. Предусматривает индивидуальное генерирование идей и их публичную защиту.

Метод Мыслерешето (Калдер Х.Я., Руттас В.П., 1989). В соответствии с этим методом процедура начинается с письменного оформления индивидуальных предложений, желаний, идей каждого участника. Затем следует их «просеивание» в малых группах, то есть фиксация и генерация предложений, представляющих общий интерес для всех членов группы, оформление сводных предложений, их представление на общее обсуждение, комментирование и дополнение, сравнительное оценивание с целью выработки наилучшего варианта и, наконец, дополнение этого варианта наиболее ценными дополнениями других групп.

Проведение педагогических чтений в учреждения образования требует привлечения к их подготовке всех звеньев методической службы, так как эти чтения являются своеобразным подведением итогов работы методических подструктур. Как правило, педагогические чтения проводятся по определенной теме, связанной непосредственно с обще годовой методической темой. Они не носят случайный характер, а отражают опыт работы педагогов, их достижения, успехи, фиксируют те трудности, которые пришлось преодолевать на пути к намеченному результату.

Выступления педагогов сопровождаются видеоматериалами, таблицами, схемами, графиками, фотографиями.

Все выступления обсуждаются присутствующими, часто в дискуссионной форме, поскольку оптимально определенная тема педагогических чтений никого не оставляет равнодушным.

Желательно, чтобы проведение педагогических чтений планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педагогического коллектива по единой методической теме и приоритетным проблемам учреждения образования.

Открытый урок - это традиционная форма работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального уровня.

В современной педагогической литературе достаточно широко освещаются вопросы проектирования, подготовки, проведения и анализа открытого мероприятия, на котором высокопрофессиональный педагог демонстрирует коллегам использование наиболее эффективных технологий, методик, методов и приемов в процессе обучения.

Методическая декада (неделя) предусматривает демонстрацию лучшего опыта работы отдельных педагогов или методических формирований учреждения образования. Она проводится по заранее разработанному плану и носит чисто практический характер.

Завершается работа декады изданием информационно-методического бюллетеня, выпуском газеты или радиогазеты, созданием видеофильма. Лучшая педагогическая продукция пополняет банк данных опыта работы педагогов.

Методический диалог проводится с целью обсуждения конкретной педагогической проблемы и выработки плана совместных действий по ее реализации.

Как правило, методический диалог ведется между руководителем и группой педагогов. Причем участники заранее знакомятся с темой обсуждения, готовят предварительно полученное теоретическое домашнее задание.

Движущей силой диалога является активное участие педагогов в обсуждении проблемы. Также большое значение для результативности работы имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет сформировать чувство внутреннего единства участников. В заключение совместной работы делаются выводы и определяются рекомендации дальнейших совместных действий участников диалога.

   Активные формы организации методической работы:

К новейшим формам обучения педагогических кадров относятся:        

инновационные,        организационно - деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Таким образом, использование разнообразных форм методической работы дает возможность укрепить профессиональный статус педагога, обеспечить стимулирование его развития и реализацию собственного педагогического потенциала. А все это, в свою очередь, способствует повышению уровня учебно-воспитательного процесса современного учреждения образования.

Деловая игра

Цель - отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу педагогов, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений. Форма проведения - коллективная или групповая работа.

Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

.Конструирование игры: четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников; разработать общие правила игры.

Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели: руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены; назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку; определяются время, условия и длительность игры.

Ход игры.

Подведение итогов, подробный ее анализ:

  • общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;
  • самооценка игроками исполнения порученных задании, степень личной удовлетворенности;
  • характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;
  • анализ и оценка игры экспертами.

Ролевая игра это активная форма экспериментального поведения, обладающая социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего. (С.А. Шмаков, 1994).

В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт. Хотя действия игроков не регламентируются и формально свободны от правил, сюжет игры может содержать общее указание о форме реализации или представления решения, а сама игра всегда содержит «скрытые» правила. Такими правилами служит указание основных ролевых характеристик, должностного положения по роли, цели и реальные ролевые прототипы или их общепринятая трактовка, этические и служебные правила поведения. Все это накладывает на участников требования, от выполнения которых во многом зависит конечный результат их участия в игре. Одновременно, в отсутствие формальных правил, эти характеристики частично выполняют направляющую функцию, определяя возможные варианты действий игрока.

Педагогический КВН.

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе «Конкурс капитанов»), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Решение педагогических задач.

Цель - познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из школьной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

Методический фестиваль

Данная форма методической работы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Каждое заседание методического объединения предполагает различные варианты обратной связи с педагогами по изученной теме. Более эффективно и качественно строить методическую работу педагога позволяют необходимые виды домашних заданий:

  • моделирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности (целиком или фрагментарно);
  • разработка системы занятий по теме;
  • разработка программы исследования по определенной теме;
  • подбор литературы по определенной теме, проблеме;
  • аннотирование по теме, проблеме, опыту работы коллеги;
  • составление контрольных материалов, тестов;
  • составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
  • разработка планов кружков, сценариев мероприятий;
  • представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
  • защита темы по самообразованию;
  • защита собственных достижений в рамках собственного исследования;
  • творческий отчет по определенной теме или в рамках методической темы года;
  • подготовка презентации по изученной теме, проблеме;
  • демонстрация материалов по подготовке к обобщению ППО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя, а также анализу методической работы с классными руково...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Итоговая аттестационная работа "Методическая работа школы как средство повышения качества образования"

Цель работы – комплексный анализ организации методической работы в общеобразовательной школе на примере общеобразовательного учреждения – муниципального казенного образовательного учреждения (МКОУ) За...

Сохранение психологического здоровья суворовцев с использованием форм групповой работы. Методическая разработка "веревочного курса".

Материал содержит описание "веревочного курса", который был проведен с суворовцами в период пандемии. Спецификой данной формы работы является  специально подобранный комплекс упражнений...