Методическая разработка "Формирование профессиональной направленности у учащихся 9 классов на уроках литературы и русского языка"
методическая разработка (9 класс) на тему

выступление на методобъединении учителей гуманитарного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация профориентационной работы на уроках русского языка и литературы

    Одной из составляющих допрофильной подготовки учащихся 7-9 классов является организация профориентационной работы  с учащимися  при изучении гуманитарных дисциплин.

Цели профориентационной работы: оказание помощи учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду. профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности. При этом важно учитывать возрастные и психологические особенности школьников.

С учётом психологических и возрастных особенностей обучаемых можно выделить несколько этапов организации профориентационной работы: 1-4 классы; 5-7 классы; 8-9 классы; 10-11 классы.

В 5-7 классах продолжается работа, начатая учителями первой ступени обучения. Кроме того на этом этапе обращается внимание на  развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемые профессиональной  деятельностью к человеку.

В 8-9 классах продолжается работа, проводимая в 5-7 классах. Кроме того уточняются образовательные запросы. Организуется групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления адекватного принятия решения о выборе профиля обучения. Формируется образовательный запрос, соответствующий интересам и способностям учащихся, их ценностным ориентациям.

Решение этих задач осуществляется в различных видах деятельности учащихся: познавательной, коммуникативной, общественно-полезной, игровой, производительном труде. На уроках и во внеурочной деятельности развивается познавательный интерес, творческая направленность личности школьников в процессе использования разнообразных методов и средств:

    проектной деятельности, деловых игр, семинаров, круглых столов, конференций, предметных недель и дней, олимпиад, конкурсов газет, домашних сочинений, театрализованных представлений, игровых ситуаций «Я – учитель», литературных вечеров, конкурсов знатоков русского языка   и др.

Благодаря этому обеспечивается профессиональная направленность уроков, формируются у учащихся общетрудовые и профессионально важные навыки, адекватная самооценка. При этом выявляются склонности и способности учащихся. А затем продолжается работа по их развитию.

Результативность профориентационной работы обеспечивается при вооружении школьников достаточной информацией о профессиях и путях её получения. Так как, без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии  школьник не сможет сделать обоснованного её выбора. С этой целью  подбираются тексты, используемые на уроках развития речи, при проведении изучения сформированности навыков чтения молча и чтения вслух, при проверке навыков аудирования.                                                                                                                  

.


Знакомство с профессиями, связанными с русским языком и литературой.

Многие люди во все времена любили читать. Чтение - это наилучшая возможность открыть для себя новый, неизведанный мир, узнать больше о том, как люди думали в прошлом, и поразмышлять о том, что ждет их в будущем. Книги сопровождают нас на протяжении всей жизни, начиная от первой сказки на ночь и заканчивая серьезными романами.

Однако, в то время, как у некоторых людей чтение остается на уровне хобби, у других литература - источник заработка. Много ли существует профессий, связанных с литературой? И возможно ли чтением заработать себе на жизнь? Сегодня мы попробуем дать ответы на эти вопросы.

"Литературные" профессии - общая информация профессий, связанных с литературой существует огромное множество. Самые популярные из них: писатель, корректор, журналист и преподаватель литературы.

 Писатель.

Сегодня стать писателем не составляет никакого труда. Многие предпочитают издавать книги, содержащие советы по лечению какого-либо заболевания, похудению и т.д. Но можно ли назвать таких людей писателями? Конечно же, нет. Писатель - это человек тонкой душевной организации, способный создать оригинальное произведение в каком-либо жанре. Надо сказать, что любое произведение имеет определенную структуру, о которой должен быть осведомлен писатель. Поэтому прежде чем начинать "творить", он должен прочесть тонны художественной и критической литературы, проанализировать сотни, а то и тысячи произведений. И конечно же, найти издательство, которое согласится его печатать.

Корректор

 Творчество писателя невозможно без корректора. Корректор - человек, который исправляет орфографические, синтаксические и грамматические ошибки в тексте. Короче говоря, корректор делает текст правильным с точки зрения языка, чтобы людям было приятно его читать. Корректор, как правило, работает на издательство.

 Журналист

Профессия журналиста  - одна из самых сложных в этой категории. Журналист должен не только мастерски владеть словом, но и уметь писать статьи на различные темы. Сегодня главный редактор может предложить ему написать статью о герое войны, а завтра - о школьниках, больных гриппом. Добавьте ко всему этому еще и ненормированный график, командировки, интервью и постоянную нехватку времени.

Преподаватель литературы

Этот список был бы неполным без профессии обычного учителя . Для преподавателей литературы в ВУЗах и школах существует только одно требование: знать о литературе как можно больше! Причем задача учителя - не только быть полностью "подкованным" в вопросах школьной программы, но и выходить за ее рамки. Причем далеко. А вдруг какой-нибудь ученик или студент задаст какой-то провокационный вопрос, связанный с определенным произведением? Главное для преподавателя - дать исчерпывающий ответ. А для этого - вечерком после работы за книжку - и читать, читать, читать.

Рекомендации Тем, кто решил приобрести профессию, связанную с литературой, можно посоветовать одно: читать! И любить литературу. Такие люди должны находить время для того, чтобы ознакомиться с произведениями молодых авторов, проанализировать их. найти плюсы и минусы. Не стоит забывать и о критической литературе. О классике вообще говорить не нужно: ее надо знать наизусть

Библиотекарь история профессии

Библиотекарь - это очень древняя профессия, существование которой насчитывает  более четырех тысяч лет. Возникновение этого рода деятельности приписывают шумерской культуре, ведь они первыми начали пользоваться каталогами из глины.

Первые библиотекари древности - это писцы, которые собирали таблички из глины, очень давно, несколько тысяч лет назад, еще до нашей эры. Эта профессия раньше считалась исключительна мужским ремеслом. Известны упоминания о библиотекарях, которые трудились в Египте при дворе Птоломеев.

Профессия библиотекарь - описание

Сейчас, в наше время, современный библиотекарь должен знать, понимать и разбираться в программах и технологиях . Должен владеть компьютером и аппаратурой для записи и воспроизведения звука и изображения.
Суть работы - это не только прием и выдача книг. Библиотекарь он бережёт книги, ему известны как секреты классификации и расстановки книг, так и правила составления справочников и каталогов. Бумага очень быстроизнашивающийся материал, работник библиотеки знает тайны, в каких условиях хранить книгу и как за ней смотреть..

Профессия библиотекарь - обязанности

Представление рядового читателя, о работе библиотекаря, зачастую сводится к обязанности по выдаче книг. Но это далеко не так. Основная работа, чаще всего остаётся не замеченной.

Сотрудники занимаются:

  • заказом новой литературы,
  • расстановкой книг,
  • созданием библиографической продукции,
  • вопросами менеджмента и маркетинга,
  • развитием фонда,
  • каталогизацией и систематизацией литературы,
  • и другими видами деятельности.

На западе профессия библиотекарь достаточно актуальна.

Где получить профессию библиотекаря

Чтобы быть специалистом - библиотекарем с профильным дипломом, нужно окончить библиотечный техникум, или же поступить, на соответствующий факультет в институте. Для того, чтобы устроиться по данной специальности, не обязательно иметь профильное образование. Зачастую, многие знания получаются сотрудниками в процессе работы.

Общая характеристика профессии лингвист

Лингвист занимается профессиональным изучением истории создания языка, его развития и особенностей. Лингвист работает в разных сферах образования и науки.

Созданы целые институты, где лингвисты занимаются составлением орфографических словарей, разнообразных справочников. Лингвисты участвуют в составлении научных справочников с сложной технической терминологией. Лингвисты научно- исследовательских институтов занимаются вопросами изучения диалектов разных народностей.

В школах и институтах лингвисты призваны обучать учащихся основам родного языка. Лингвисты учат детей правильно писать слова, придерживаться установленных правил.

Переводчики занимаются профессиональным переводом текстов с одного языка на другой. Переводы текста можно производить устно, письменно или синхронно.

Подразделение на категории для лингвистов

Все лингвисты подразделяются на 3 категории.

К 1 категории относятся специалисты, которые изучают один конкретный язык.

Ко 2 группе относятся лингвисты, которые занимаются изучением целой группы языков. К этой группе относятся романисты, монголоведы, германисты и другие.

К 3 группе специалистов относятся лингвисты, которые изучают региональные языки. К этой группе относятся американисты, азиатисты, африканисты и другие.

Лингвисты подразделяются на группы по разделам и тематике. Так существуют фонетисты и синтаксисты, морфологи и семантисты.

Работа лингвистов в обществе

Профессия лингвиста востребована в обществе, и они работают в разных сферах науки, культуры и образования. Лингвисты успешно работают преподавателями в школах, институтах и колледжах.

Так же они работают в компаниях на правах консультантов и экспертов в области изучения языка.

В научно- исследовательских институтах эти специалисты занимаются изучением языка, этапами его развития и определяют особенности языка. Лингвисты занимаются написанием научных трудов, статей. Лингвисты участвуют в формировании и создании учебников для школ и детских садов.

С развитием компьютерных технологий сфера деятельности этих специалистов значительно расширилась и теперь они участвуют в создании и разработке компьютерного софта, следят за правильным формированием речевых оборотов.

Черты характера, присущие для лингвиста

Эта работа требует от человека внимательного отношения, проявлять терпение и усидчивость, иметь хороший уровень образования и эрудицию, обладать отличными способностями аналитика. Лингвист должен быть дисциплинированным и организованным и проявлять внимание к мелким деталям.

Эта профессия требует усидчивости и способность мыслить конструктивно и позитивно. Хороший лингвист имеет хорошую память и способен запомнить много нужной информации.

Лингвист- это довольно редкая и востребованная работа. Эта работа востребована в рекламных агентствах, в общественных организациях, в институтах и школах, на компьютерных сайтах. Заработная плата специалиста самая высокая в сфере бизнеса. Некоторые международные компании платят лингвистам не менее 70 тысяч в месяц.

Репортер – это логически мыслящий, собранный человек, который не пасует перед трудностями, которые встают на пути к получению отличного сюжета для новостного выпуска или программы.

Для удачной карьеры в этой профессии очень важно иметь хорошую дикцию, иметь приятную внешность. Одним из самых важных качеств репортера, которое поможет выстроить ему хорошую карьеру, является чувство здорового любопытства.

Профессия репортер - риски

Профессия репортер недаром стала синонимом риска. Репортер должен быть всегда в центре событий. Его главной задачей является получение максимума информации о происшествии или событии. Также одной из самых главных профессиональных задач репортера является быстрая передача собранной о происшествии информации на канал.

Программы новостей изобилуют прямыми включениями с мест происшествия и мест конфликтов, в которых репортер в режиме он-лайн вещает о реальных событиях.

Профессия репортер - особенности работы

Особенностью работы репортера от работы журналиста  является разъездные режимы работы. Репортер большую часть своей жизни проводит на колесах, чтобы быть в курсе событий и оказаться первым в гуще событий. Выбирая профессию репортера, будьте готовы к тому, что проведете жизнь на колесах.

Профессия репортера является одной длительной командировкой в разные части света. Особенностью работы и профессиональным навыком репортера является грамотное владение языком, и знание нескольких иностранных языков. Также очень ценится умение в пятиминутный сюжет репортажа втиснуть основные события происшествия.

Считается, что умение ориентироваться и передавать в прямом эфире новости с места событий приходит со временем. Имейте в виду, что профессия репортера так и останется лишь только в ваших мечтах, если вы не сможете показать работодателю свою грамотность, чистую и лаконичную речь и чрезвычайную собранность.

Чтобы получить профессию репортера необходимо получить университетское образование журналиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовной культуры учащихся на уроках литературы и русского языка

Бездуховность стала в наше время массовым явлением. Возникла эта проблема не вдруг, но особенно резко усилилась в последние годы. Не используется при изучении литературы её великая сила, её способност...

Антинаркотическая направленность на уроках литературы и русского языка

Примерный план на сентябрь по антинаркотической направленности.В помощь зам.директора по ВР...

Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках литературы и русского языка

Методический доклад на тему "Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках лите...

Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка

Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка...

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...