Компетентностный подход на уроках иностранного языка (из опыта работы)
статья (5 класс) на тему

Ковылина Анна Александровна

Общеобразовательная школа должна уметь формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovylina_a.a._-_kompetentnostnyy_podhod.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход на уроках иностранного языка

(из опыта работы)

Ковылина А. А., МАОУ «СОШ № 2» г. Колпашево

Данная тема заинтересовала меня, так как концепция компетентностного подхода – идея сравнительно новая. В стремлении к формированию учащегося как субъекта учебной деятельности учитель осваивает такие методические приемы, как целеполагание, моделирование учебных задач, рефлексию. Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Общеобразовательная школа должна уметь формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах.

Выпускник в условиях модернизации образования должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Такое качество обучения и призван обеспечить компетентностный подход.

Концепция  компетентностного подхода интересна и моим коллегам, не только учителям иностранного языка, но и преподавателям других предметов. Мы начали изучать теоретический материал, обменивались информацией по данной теме, спорили и снова искали материал. Увлечённые педагоги решили объединиться в творческую группу «Моделирование образовательных событий в логике компетентностного подхода».Я - в составе данной группы. Наша творческая группа реализует компетентностный подход через проведение образовательных событий, направленных на формирование ключевых компетенций. Мы проводим муниципальные сетевые образовательные мероприятия «Компетентностная олимпиада «Зубрёнок », для которых я составляю задания на английском языке, работаю в составе жюри. В 2013 году наша группа участвовала в семинаре – тренинге в ТОИПКРО «Введение в компетентностный подход в обучении» и, конечно, появились новые идеи.

 После семинара – тренинга  я начала использовать компетентностный подход и на своих уроках. Учебный предмет «Английский язык » можно считать  компетентностным, поскольку  основа  его  содержания  является  практическая  деятельность, т.е.  преобладает  деятельностное  содержание. Данный предмет обладает  большим  потенциалом  для  формирования  ключевых  компетенций. К ключевым компетентностям относятся:

  • личностные, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • метапредметные, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
  • предметные,  включающие освоенные  учащимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области.

Особое значение на уроке  придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, применительно к иностранному языку, компетентность – это просто умение общаться на этом языке. Используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

Формирование общекультурной  компетенции позволяет школьникам приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать толерантное отношение к окружающему миру.

Возьмём тему  «Праздники».

Важен современный взгляд на традиционные праздники.

Задание. Прочти текст. Охарактеризуй отношение людей к Рождеству. Что ты думаешь о традициях Рождества. Сравни традиции праздника в Англии и России.

Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки. Дети имеют возможность познакомиться с большой группой английских пословиц, к которым они увлеченно и с большим интересом подбирают русские эквиваленты, убеждаясь, что разные народы различными словесными формами и образами, часто имеющими исторические корни, выражают одни и те же идеи.

Я нахожусь в начале пути по применению компетентностного    подхода на своих уроках, но мне нравится данный подход,  и я планирую применять его на уроках обучения иностранному языку  и в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок иностранного языка. Обобщение опыта работы.

Главная задача современного урока - всестороннее развитие  обучающегося, усвоение им культурных норм, правил поведения, ценностей и идеалов,  формирование его личности, его  познаватель...

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.

В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....

Современный урок иностранного языка. Обобщение опыта работы.

Главная задача современного урока - всестороннее развитие  обучающегося, усвоение им культурных норм, правил поведения, ценностей и идеалов,  формирование его личности, его  познав...

Игры и игровые приёмы как средство повышения эффективности урока иностранного языка (из опыта работы)

Игра занимает особое положение в педагогическом процессе и даёт возможность детям проявить свою активность и самостоятельность, воображение, реализует представления об окружающем....

"Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Из опыта работы".

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на прак...

Пути повышения качества образования на уроках иностранного языка. (Из опыта работы)

В данной статье автор рассказывает, что понимают под современным качеством образования и останавливается подробно на тех моментах, которые он эффективно использует в своей работе. К работе прилагается...