Сообщение на ШМО учителей начальных классов на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
учебно-методический материал на тему

Макридина Вера Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Основная общеобразовательная школа №7,

осуществляющая деятельность

 по адаптированным основным образовательным программам»

г.Сергиев Посад

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo_2016.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Основная общеобразовательная школа №7,

осуществляющая деятельность

 по адаптированным основным образовательным программам»

Сообщение на ШМО учителей начальных классов

на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила: учитель психомоторики

     Макридина В.А.

г. Сергиев Посад

2016

Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

        Применительно к нашей системе образовательной работы дошкольной организации компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, система психолого-педагогического сопровождения – это процесс создания условий для оптимального раскрытия потенциальных возможностей  каждого участника и коррекция имеющихся нарушений речи, познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы.

       Основным методом сопровождения мы считаем взаимную связь между участниками сопровождения, способ практического сопровождения по направлениям сопровождения (индивидуального и системного).

       Необходимым условием эффективности  сопровождения является активное участие в ней всех участников образовательного процесса. В соответствие с этим работа реализуется в следующих направлениях:

  • Педагог-психолог – педагоги.
  • Педагог – психолог – дети.
  • Педагог-психолог – родители.

1. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения  с педагогами.

Цель взаимодействия: разработать систему мероприятий по коррекции речевых нарушений, развитию познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы.

Задачи взаимодействия:

  • Взаимодействовать в рамках ПМПк и МПМПК.
  • Оценить уровень эмоционального благополучия ребенка в группе.
  • Получить  информацию об индивидуально – типологических особенностях ребенка с ОВЗ.
  • Обучить педагогов адекватным способам взаимодействия с детьми  с ОВЗ  и родителями этих детей.
  • Помочь создать условия, способствующие развитию  познавательных психических процессов и эмоционально – волевой сферы.
  • Обучение способам безконфликтного общения с родителями, коллегами, администрацией.

Реализация основных этапов системного сопровождения.

1 этап - диагностический

Цель: выявление проблем и специфики работы с детьми, имеющими ОВЗ.

Задачи:

 -   изучить особенности детей с ОВЗ.

 - выявить специфику воспитательно-образовательной работы с ОВЗ, отношение педагогов к данной проблеме.

Поставленные задачи решались методом анализа данных, полученных в ходе анкетирования, наблюдения за педагогической деятельностью педагогов, через анализ документации.

Данная работа дала возможность составить рекомендации для каждой возрастной группы и определить зону взаимодействия.

2. Поисковый этап.

Цель – сбор информации о путях и способах сопровождения ребенка с ОВЗ, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации.

     На данном этапе происходит знакомство педагогов с результатами обследования познавательной сферы, взаимодействием детей в группе. Данная работа позволила составить портрет  ребенка  с ОВЗ, рассмотреть основные формы и методы работы с таким ребенком.  Также были проанализированы психолого-педагогические условия развития детей с ОВЗ.

3. Консультативно-проективный этап.

Цель – выбор методов сопровождения, прогнозирование эффективности работы, планирование работы, отработка схемы взаимодействия.

С целью получения  первичной информации на начало года, планирования моей работы (как групповой, так и индивидуальной), разработки маршрутов сопровождения.  

    Совместно с педагогами, были определены основные методы и формы сопровождения ребенка с ОВЗ, направления работы с детьми с ОВЗ (все участники образовательного процесса: педагог-психолог, воспитатели, родители, профильные специалисты).

   На данном этапе проводились наблюдения за общением педагога с детьми, применением различных методов, которые бы стимулировали познавательную активность детей и развивали эмоционально – волевую сферу.

4. Деятельностный этап.

Цель – обеспечение достижения желаемого результата. Координация деятельности все участников сопровождения.

    Всеми участниками образовательного процесса реализовывался  комплекс психолого-педагогических условий по развития детей с ОВЗ и план взаимодействия профильных специалистов.

5. Рефлексивный этап.

Цель – анализ результатов деятельности.

     На данном этапе были проанализированы основные изменения, которые были выявлены в процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности: учебной, игровой,  трудовой деятельности. Данные изменения были получены, благодаря:

1.Учету индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.

2.Грамотно разработанных маршрутов индивидуального сопровождения.

2. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения воспитанников – развитие у детей дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно – волевых, коммуникативных, эмоциональных), так и  психических функций, создающих основу для успешного обучения в школе.

        Задачи:

1.Развитие познавательных и  психических процессов (восприятие, память, внимание, воображение).

2.Развитие интеллектуальной сферы (мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление,  творческого и аналитического мышления).

3.Развитие эмоциональной сферы. Введение в мир человеческих эмоций.

4.Совершенствование коммуникативных умений.

5.Развитие личностной сферы (самооценка, уверенность в себе).

6.Развитие волевой сферы (произвольность, саморегуляция).

7.Формирование позитивной школьной мотивации.

Первый  этап – диагностический.

Цель -  выявление индивидуальных психологических особенностей детей.

    Второй этап - анализ полученной информации, проектирование системы работы.

    Для работы по сопровождению детей разных возрастных  групп  были разработаны планы с конкретизацией задач для каждой группы.

   

Третий этап – деятельностный этап.

       При выборе форм и методов  взаимодействия  с детьми особое значение придавалось  учету внутренних побудительных сил и потребностей ребенка, определяющих механизм индивидуального поведения и на этой основе развитию  познавательной активности и  индивидуальных способностей, с ориентировкой на зону ближайшего развития ребенка. 

Формы  работы с детьми:

  • Развивающие подгрупповые занятия.
  • Индивидуальная работа.

Каждое занятие состоит из 3 частей.

1-я часть занятия. Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики.

 Виды заданий первой части:

  1. упражнения на развитие мимических движений;
  2. игры на определение и передачу эмоциональных состояний  человека при помощи жестов и мимики;
  3. игры по обучению выразительным движениям;
  4. этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений;
  5. игры на развитие умения выражать различные эмоции.
  6. этюды и игры на выражение и сопоставление отдельных черт характера — отрицательных и положительных;

8)   сюжетно-ролевые   игры   по  развитию   коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей;

9)снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги;

10)обучение правилам этикета («волшебные слова», правила общения по телефону, правила хорошего тона в различных ситуациях — на улице, в театре, в транспорте и др.).

2-я часть занятия. Развитие и коррекция познавательной сферы психики.

          В этой части занятия проводятся игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, творческой фантазии, речи с учетом единой лексической темы.

          Все эти игры направлены на умственное развитие детей через совершенствование их органов чувств.

3-я часть занятия. Обучение детей приемам саморасслабления. Снятие психомышечного напряжения у детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, агрессивность, навязчивые состояния, истерические реакции и др.

          В этой части занятия используются игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц — рук, ног, туловища, лица, шеи, комплекс психомышечной тренировки «На  берегу моря», аутотренинг «Волшебный сон», а так же  игры и упражнения в сенсорной комнате.

     Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на развитие имеющихся показателей по результатам мониторинга.

.

    На данном этапе участниками образовательного процесса реализовывался  комплекс психолого-педагогических условий по развития детей с ОВЗ:

1.По  мнению педагогов, основным педагогическим условием является организация гибкого средового подхода, ориентированного  на развитие мира связей и взаимоотношений в образовательных системах, на предметное и коммуникативное обеспечение развивающей и организующей среды.  Основной целью педагогов и родителей должно стать развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы «Я сам», «У меня все получается!».

2. Проводилась работа  с самооценкой ребенка. Когда чувство уверенности у ребенка укреплялось, постепенно увеличивалось сложность заданий.

3..Использовались упражнения на развитие поисковой деятельности (поощрение стремления к поиску нового, к исследованиям).

4.Упражнения на развитие коммуникативных способностей.

5.Во всех перечисленных видах деятельности развивали самостоятельность.

6.Важным условием является грамотное, корректное управление индивидуальными особенностями каждого ребенка (не подавлять  их, а развивать  на их  основе  навыки самоутверждения в русле таких социальных ценностей, как доброжелательность, чувство сопричастности, эмпатия, справедливость).    

Данная система психолого-педагогического сопровождения применяется  и к сопровождения детей с эмоциональными проблемами (тревожными, замкнутыми), проблемами в общении, поведении (агрессивный, гиперактивный), с проблемами в развитии (логопедические, специфические расстройства психологического развития), в различных направлениях образовательного процесса (физкультурная работа, оздоровительная работа, коррекционная работа и т.д.).

     Так, например, для развития детей в познавательном, эмоциональном направлении используется система индивидуального сопровождения, которая основывается на программе, построенной на основе занятий, направленных  на укрепление уверенности ребенка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Занятия служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребенку в приобретении позитивного опыта совместного с другими существования.

     Исходя из этого, необходимо отметить, что данная система сопровождения  рассчитана на следующие группы детей:

  • дети неуравновешенные, легко возбудимые (эмоции проявляются в аффектах: вспышки гнева, обиды, грубость, драки);
  • дети с устойчивым негативным отношением к общению;
  • дети, впечатлительность, восприимчивость которых, ведет к возникновению многочисленных страхов;
  • дети с определенными нарушениями в общении: с нарушениями самооценки, агрессивные, застенчивые, замкнутые, тревожные).
  • дети с низким уровнем развития познавательных психических процессов.
  • дети, с тенденцией к одаренности.

   

        На занятиях создаются условия для переживания общности с другими детьми, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; ребенок подводится к переживанию собственной индивидуальности. Это является основой для перехода ребенка на следующий уровень – персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентаций.

       В программе учтены возрастные особенности психики: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности. Важно обратить внимание на развитие эмоциональной восприимчивости ребенка; приобретение положительного поведенческого опыта.

Построение плана для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитие ведущего психического процесса.

Ведущая потребность

Ведущая деятельность

Ведущая функция

3-4 года

В общении, в уважении, в признании самостоятельности

Игровая. Переход от манипулятивной к ролевой

Восприятие

4-5 лет

Познавательная потребность, потребность в общении

Сюжетно-ролевая игра

Наглядно-образное мышление

5-6 лет

Потребность в общении; творческая активность

Сюжетно-ролевая игра

Воображение.

6-7 лет

Общение

Сюжетно-ролевая игра

Воображение.

         Система сопровождения  реализуется через игровые занятия, которые имеют свою специфику в задачах и форме проведения в зависимости от возраста детей.

        Система сопровождения позволяет строить работу вариативно, учитывая возможности и потребности детской группы и детского сада. Занятия так же проводятся в системе.

Последовательность этапов работы:

  1. Объединение, эмоциональное сближение детей.
  2. Развитие системы восприятия.
  3. Развитие социальных способностей.
  4. Развитие социальных навыков.

Параллельно с эмоционально – волевой сферой проводится работа с познавательными психическими процессами.

Общая структура системы сопровождения включает 4 основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам, тактике поведения психолога:

1 этап – ориентировочный (установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком). На этом этапе ребенку предоставляется самостоятельность. Средства и методы работы: коммуникация принятия, игры-знакомства.

2 этап – объективирование типичных трудностей развития ребенка.

3 этап – конструктивно – формирующий.

4 этап – закрепляющий.

Одно из условий эффективности работы – интенсивность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой до 10 человек. Продолжительность занятий – от 15 до 30 минут.

    Для реализации поставленных задач применяются следующие методы:

  • Этюды.
  • Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
  • Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.
  • Творческие игры.
  • Дидактические, развивающие игры.
  • Чтение художественных произведений.
  • Беседы.
  • Мини-конкурсы.
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  • Импровизации.
  • Рассказ взрослого и рассказы детей.
  • Сочинение историй.
  • Свободное и тематическое рисование (самовыражение в рисунках).
  • Релаксация.
  • Наглядные методы.
  • Элементы анималотерапии, цветотерапии.

Принципы проведения занятий:

  • Занятия проводится в доброжелательной, непринужденной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность.
  • На каждом занятии присутствует наглядность (игрушки, пособия, картинки, раздаточный и демонстрационный материал).
  • Подаваемый материал носит развивающий и воспитательный характер.
  • Материал подается в доступной форме.
  • Главное условие эффективности занятий – добровольное участие и положительный эмоциональный настрой.
  • Активность каждого ребенка обеспечивается возможностью каждого высказаться. Принимается и обсуждается любой ответ ребенка.

Реализация данной системы психолого-педагогического сопровождения в нашем МДОУ позволяет:

  • Осуществить помощь на различных этапах реализации программы;
  • Обеспечить взаимоинформированность о возможной проблеме между участниками сопровождения;
  • Выработать совместные решения существующей проблемы.

Не всегда удается:

  • Вовремя рассмотреть проблему;
  • Уделить достаточного внимания детям, составляющим группу детей «норма» (так называемый – средний уровень).
  • Своевременно привлечь к решению проблемы родителей.

Четвертый этап – рефлексивный.

На данном этапе проводится подведение итогов работы, анализ работы консилиума, определяются наиболее эффективные методы работы с детьми с ТНР.

3. Реализация системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ   - работа с родителями.

Цель взаимодействия: разработать систему сопровождения детей с ОВЗ в семье.

Задачи взаимодействия:

1.Пропаганда знаний об особенностях взаимодействия с ребенком с ОВЗ, воспитания его в семье.

2.Выработка единых подходов к воспитанию детей.

3.Привлечение родителей к определению особенностей детей с ОВЗ.

На всех этапах учитывался уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.

1. Диагностический этап

     С целью определения индивидуально – типологических особенностей дошкольника, выявления уровня информированности родителей проводится анкетирование родителей.

2. Поисковый этап

На данном этапе проводился анализ полученных данных, и планирование форм работы с родителями, которые будут наиболее эффективными.

3. Консультативный этап

На данном этапе проведены индивидуальные консультации с родителями. Даны конкретные рекомендации по сопровождению детей, имеющих проблемы в развитии.

4.Деятельностный этап

Были использованы различные методы взаимодействия с родителями. Анализ применяемых форм  работы с родителями показал, что наиболее эффективными формами являются: индивидуальные консультации, в процессе которых решается реальные проблемы реального ребенка; открытые занятия.

      Эффективной формой работы с родителями считаем проведение родительского собрания в форме игрового или проблемного тренинга. В процессе совместного обсуждения и решения проблемных задач родители совместно с педагогами находят общие способы воздействия на детей, вырабатывают единую линию сопровождения детей с ОВЗ.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...

Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработ...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28875011","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А.  Психолого-педагогическое сопрово...