Рефлексивные техники оценивания
статья на тему

Серегина Ольга Егоровна

В статье рассказывается о тех методах и приёмах рефлексии, которые оптимальнее всего использовать на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексивная техника оценивания

Оценивание - это неотъемлемая часть преподавания. Нет единицы для сравнения, эталона, с помощью которого можно было бы измерить и объективно оценить знания учащихся. Поэтому учитель не в состоянии правильно и беспристрастно оценить знания и труд ученика. Какова же оценочная система в современной школе?

Рефлексия –(reflexio –обращение назад) – способность человека  взглянуть на себя со стороны. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика. При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1)       физическую (успел – не успел);

2)       сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3)       интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4)       духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

   Таким образом, рефлексия может:

1)       выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

2)       отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

3)       быть средством самопознания.  

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

 Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

 Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

 Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

 Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

 Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

 

 

 

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

 Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Возможные приёмы и методы рефлексии:

1. ПРИЁМ “РЮКЗАК”

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

  • я научился составлять план текста
  • я разобрался в такой-то теме
  • я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.

2. ПРИЁМ «ДО-ПОСЛЕ»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Пример.

Вопрос "Чем дышат насекомые?"

"До" -Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как хитиновый покров не позволяет дышать кожей.

"После" -Насекомые дышат ....

Вывод. Я прав (не прав), так как ...

3.ПРИЁМ «МЫСЛИ ВО ВРЕМЕНИ»

Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

  • Почему я записал именно эти слова?
  • О чем я думал, когда писал эти слова?
  • Чтобы я хотел в записях изменить?
  • Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

4. ПРИЁМ “РАЙТИНГ”

Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.

Формирует: умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

Пример 1.

Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.

5. ПРИЁМ "ТЕЛЕГРАММА"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

6. ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…  А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учит6еля?

7. «ПОЧТА»

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке.  «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

8. «ТАБЛИЧКА»

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии: Понятие-Знал-Узнал-Хочу узнать

9. ВОПРОСЫ

Задаются учителем  в конце урока с целью содержательной рефлексии:

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

10. ДИСКУССИОННАЯ КАРТА

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагается ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

      «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

 «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 «| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

 «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

 «0» - не ответил.

11. «КОМПЛИМЕНТ»

Чтобы закончить урок на положительной ноте, учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

12. «РЕФЛЕКСИВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ»

Можно использовать как для домашних заданий, так и для работы (5-7 минут) в классе.

Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:

·         Сначала мы рассуждали так…

·         Потом мы столкнулись с проблемой

·         Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….

·         Мы увидели (поняли)…Значит…

·         Теперь мы будем…

 Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

 - Что я делаю?

 - С какой целью?

 - Каковы результаты моей деятельности?

 - Как я этого достиг?

 - Можно ли сделать лучше?

 - Что я буду делать дальше?

 Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивный отчет по использованию модуля программы "Оценивание обучения и оценивание для обучения"

В Программе курсов повышения квалификации педагогических кадров РК отражены 7 модулей, которые нацелены на формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как стать независимыми, самомо...

Рефлексивный отчет «Оценивание применения опроса учащихся»

Изучив тему о диалоговом обучении, я всерьез задумалась: «А правильно ли я веду урок!» Придя на урок, начинаю подготавливать класс к рабочей обстановке, потом объявляю тему урока, сообщаю цели, спраши...

Интересные техники оценивания учащихся

Как нестандартно и интересно оценить ответ ученика? Ответ на этот вопрос немного приоткроет данная презентация....

Техники оценивания на уроках математики в 5-6 классах

Техники оценивания на уроках математики в 5-6 классах...

Технология организации рефлексивной техники

Важнейшая человеческая способность к самосовершенствованию начинается с самопознания, которое является проявлением внутриличностного интеллекта. Процесс развития внутриличностного интеллекта подразуме...

презентация по теме Техника оценивания

Данная презетнтация показывает о наиболее популярных техниках оценивания на уроках английского языка...