Методические рекомендации использования метода "Квант" на уроках бурятского языка
статья по теме

Валерия Цырендоржиевна Балданова

Использование педагогической техники «Квант» особенно актуально в настоящее время, так как дает учащимся возможность научиться работать с текстом, выделяя, основные проблемы в процессе анализа и интерпретации источника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_kvant_metodicheskie_rekomendatsii.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию технологии развивающего обучения «Квант»

Содержания каждого предметного блока обучения формируется путем сочетания изучения различных предметов на базовом и профильном уровнях. При этом для наиболее качественного усвоения учащимися программы учебной дисциплины важно вести преподавание предмета с использованием различных педагогических техник. Предлагаемые методические рекомендации призваны создать такие условия для получения каждым учеником новых качественных знаний по предмету путем совместной деятельности ученика и учителя.

Использование педагогической техники «Квант» особенно актуально в настоящее время, так как дает учащимся возможность научиться работать с текстом, выделяя, основные проблемы в процессе анализа и интерпретации источника. Ряд заданий части «В» и «С» в единого государственного экзамена по истории и обществознанию составлен таким образом, что его выполнение невозможно без умений ученика работать с предлагаемым текстом. Для выполнения данных заданий ЕГЭ необходима демонстрация следующих умений учащегося:

- устанавливать причинно – следственные связи;

- работать с историческими источниками;

- применять знания в измененной или незнакомой ситуации;

- проводить сравнительный анализ.

Технология «Квант» относится к педагогическим технологиям, направленным на всестороннее развитие личности учащегося. В современном образовательном процессе развивающее обучение предполагает такую форму организации учебных занятий, при которой предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по ее разрешению. В результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей обучающихся.

Применение данной технологии на уроках истории всегда требует большой предварительной подготовки со стороны педагога. При этом имеется ввиду что учитель систематически обращается к технологии, так как разовое, эпизодическое использование технологии, как правило, не приводит к желаемому результату, но не исключается совершенно.

Метод «Квант» включает несколько позиций: главных и дополнительных.

дополнительных.

  • К главным относятся: «Ключевое слово», «Понятие», «Тезисы», «Схема» или «Таблица», «Вопросы».
  • К дополнительным – «Театр» и «Поэзия».

При изучении учащимися исторического материала при помощи квант – методики предполагается организация групповых форм работы.

1. Рекомендуется деление класса на 4 группы (по учебным способностям, межличностным отношениям, если имеются данные, то и по каналам восприятия).

2. Учащиеся обязательно участвуют в постановке цели урока.

3. Задания группам должны быть чётко сформулированы.

7. Каждая группа должна наглядно оформлять выводы по своему заданию.

8. Планировать работу всех членов группы (словарная работа, документы).

9. Активизировать работу группы. Во время выступления одной группы, остальные составляют вопросы по прослушанной теме и записывают их на отдельных листах или делают опорный конспект в тетрадях.

Наиболее эффективно применение таких форм работы на следующих уроках:

- урок усвоения новых знаний;

- урок формирования и совершенствования умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- контрольно – проверочные уроки.

При использовании данной технологии рекомендуется деление учебного процесса на этапы:

1. ознакомление учащихся с методом «Квант».

2. учащиеся делятся на 4 подгруппы и каждая выполняет выбранную позицию.

В качестве материала выступает один текст. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания.

Первая подгруппа вычленяет 10-15 «ключевых слов», и 3-4 уточняющих «понятия» (определений).

Вторая подгруппа составляет «Схему»/ «таблицу», отображающую общее содержание текста.

Третья подгруппа пишет «Тезисы» – краткое содержание текста.

Четвертая подгруппа составляет вопросы по тексту.

Все подгруппы должны учесть и выполнить главное правило игры: им необходимо выполнить задание таким образом, чтобы материал, представленный в Позициях был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

Таким образом, задание выполняется 15 минут, после чего каждая подгруппа выполняет презентацию у доски.

Первая подгруппа выписывает в столбик свои варианты ключевых слов и уточняющих понятий (возможен вариант: из данных на карточках определений выбрать подходящие к данному тексту).

Далее учащиеся из подгруппы «Вопросы» задают свои вопросы классу.

Далее следующая подгруппа представляет «Схему» и свой вариант понимания текста.

После того, как учебный материал будет выписан и подготовлен на доске, выступает подгруппа «Тезисы». На этом этапе всем учащимся предлагается внимательно прослушать тезисы и отметить совпадение с информацией, представленной другими группами.

Особое внимание учителю следует обратить на то, что весь учебный материал, полученный всеми группами необходимо обратить в единый “Квант” – смысловое целое. Таким образом, на первом этапе каждая подгруппа представляет свою позицию и проводит корреляцию (соответствие) всех элементов в единое смысловое целое, то есть “квант”.

Так организуется работа по первому этапу. На втором этапе каждая подгруппа выполняет все позиции, а затем следует сравнить и сопоставить полученные результаты, отметить наиболее удачные варианты.

Возможен и другой вариант работы по данной технологии: каждая подгруппа получает разные тексты и готовит материал для презентации по методу «Квант». Тогда группа, готовившая «вопросы» выступает последней.

Следует отметить, что преимущество данного метода состоит в том, что он нацеливает учащихся на глубокий, детальный анализ текста, на его интерпретацию, а не поверхностный пересказ. Этот вид работы значительно повышает мотивацию и способствует формированию самостоятельности мышления и деятельной жизненной позиции.

Критерии оценки знаний учащихся:

«5»---предлагал интересные содержательные гипотезы, отвечал подробно на вопрос, активно работал в группе, оформлял ответ;

«4»---предлагал гипотезы, дополнял ответ, уточнял, помогал в оформлении ответа;

«3»---единичные высказывания и дополнения по ответу.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во института профессионального образования Министерства образования России, 1995.

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Российское педагогическое агенство,1997.

3. Педагогика. Под редакцией Пидкасистого П.И. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

4. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.:1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации к уроку "Интернет на уроке немецкого языка"

Методические рекомендации к уроку с использованием Интернет-ресурсов "Памятники ЮНЕСКО в России и в Германии"...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка. Урок совершенствования речевых навыков.

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка предназначены для учителей иностранного языка, работающих в средних и старших классах общеобразовательных организаций. Данные рекомендаци...

Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Развитие способностей обучающихся к научному творчеству в рамках урока иностранного языка и неаудиторной деятельности школьников»

Методические рекомендации будут интересны учителям иностранных языков, которые стремятся заинтересовать своих учеников исследовательской деятельностью. В методической разработке содержатся приемы рабо...

Методическая разработка "Использование фреймовой технологии на уроках бурятского языка и литературы"

В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного...