СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА
методическая разработка на тему

Жданова Наталья Валерьевна

Обучение – процесс, который развивается во времени и имеет свою логику перехода от незнания к знанию. Урок представляет собой лишь одно звено этого процесса. Содержание урока несвободно, оно вытекает из предшествующего и связано с последующим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала школьника на уроках русского языка

 (методический семинар)

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Развитие творческого потенциала является одной из основных линий развития такой личности. Его развитие идет в процессе обучения и индивидуальной жизни. Творческая деятельность рассматривается как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. “Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста”, - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).

Что же можно предпринять для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала? Над этим вопросом я работаю всю свою школьную жизнь.

Прежде всего скажу о принципах, которыми я руководствуюсь:

  • идти в объяснении материала от простого к сложному;
  • следить за последовательностью своих действий, а также действий обучающихся;
  • использовать наглядность;
  • всегда доводить изготовление учебного продукта до логического конца;
  • полученный результат осмыслить и применить в реальной практической деятельности

В конце концов я пришла к выводу, что повысить творческий потенциал обучающихся на уроках мне помогают активные методы обучения.

В первую очередь это разнообразные игры.

Виды обучающих игр, применяемые мной на уроках:

  • Организационно-деятельностные игры, предусматривающие организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий). В свое время я разработала и проводила игры интеллектуальные по типу телевизионных передач «Своя игра», «Слабое звено», «Кто хочет стать отличником», «Поле чудес» и т.д.
  • Ролевые игры, характеризующиеся наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:
  1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.
  2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы
  3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;
  4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;
  5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.

Для меня важно при проведении игры:

  • побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации;
  • увидеть согласование действий участников игры, потому что в отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом.
  • акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

Особое внимание хотелось бы уделить развитию такого вида творческой деятельности, как проектная деятельность.

Проектный метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и конструированию новых процессов. Данный метод созвучен с принципами современной прогрессивной школы - стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, а интерпретировать и применять её.

Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Она способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, умению задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставлю проблему, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учеников и с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.

В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.

Для повышения мотивации к выполнению проектов, я создаю необходимые условия,стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:

• благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;

• творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;

• постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки;

Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого продукта. Для этого использую приемы:

• прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;

• использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;

• рекомендации лучших работ на конкурс;

Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими возможностями и интересами. За время работы в гимназии и в школе считаю самыми удачными проекты «Песочное печенье апельсиновое», «Салфетка с цветочками», «О вкусах не спорят», «Платье для Золушки», «Вышивка крестом «Всадница» и др.

Проектная деятельность организую в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии…

Формы продуктов проектной деятельности:

  • мультимедийный продукт и др.
  • альбом
  • плакаты
  • фоторепортаж
  • видео материал
  • изделие
  • брошюра с видами тканей и переплетений
  • экскурсия по модным течениям, по народным ремеслам
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Реклама

Считаю, что проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:

• самостоятельно конструировать свои знания;

• ориентироваться в информационном пространстве;

• планировать свою деятельность;

• приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

• способствует практической реализации деятельности ребёнка;

• развивает его индивидуальные интересы.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работас учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученик может раскрыть свое творческое начало, попробовать себя в роли исследователя. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Умение представить работу,защитить её покажет ребенка с самой неожиданной стороны, ещё больше раскроет его различные творческие возможности.

Завершающим этапом после создания проекта является оценка и самооценка, рефлексия. Это ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Ребята отвечают на такие вопросы взрослых и одноклассников:

  • что дал тебе проект для жизни;
  • что у тебя лучше всего получилось;
  • какие изменения произошли в знаниях по предметам;
  • с какими источниками научился самостоятельно работать;
  • научился ли работать в группе;
  • стал ли увереннее в общении со сверстниками.

К активным методам я отношу и занятия внеурочной деятельностью.

Мною реализовывается программа дополнительного образования «Сотвори сама» в рамках ФГОС для 5 класса (эстетической направленности).

Форма внеурочной деятельности привлекательна и для детей, и для педагогов.

Эти занятия вызывают интерес учащихся к предмету, они также способствуют развитию кругозора и творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Каждый ребенок может выбрать себе занятие по душе, он более раскрепощен, свободен. В совместной деятельности рождаются открытия, участники лучше узнают друг дуга.

Но мне кажется, самое главное - это то, что у ребенка развиваются его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление.

Работая над развитием творческих способностей детей, я заметила, как у них появляется устойчивый интерес к технологическому творчеству, повышается уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. У детей раскрываются способности, о наличии которых я даже и не подозревала, они успешно начинают управляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся становится нормой мотив: «Если я могу это, значит, я смогу сделать и что –то другое».

И ещё: с усилением стремления к творческой активности постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

 Тема: «Приёмы и технологии, стимулирующие творческую активность учащихся на уроке».

Многие родители недооценивают образовательные возможности учебных занятий по технологии, считая их пустой тратой учебного времени. Однако, изготовление различных поделок, конструирование одежды, приготовление пищи позволяет раскрыть и развить творческий потенциал каждого ребенка.

Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания, и одним из приёмов, стимулирующих развитие творческих способностей ребёнка, считаю применение ИК – технологий на уроках.

ИКТ технологии уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы. Это обуславливается следующими факторами:

  1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических навыков и умений учащихся в рациональном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов. Соответственно, большое количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок.

. Презентация должна быть построена таким образом, чтобы оптимально решать поставленные на уроке задачи. Она должна позволить учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя детей актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Поиск и обработка информации могут рассматриваться, как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели (запрос и получение информации), т. е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает как партнёр по коммуникации.

Во время поиска информации для подготовки презентации формируются коммуникативные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: поиск информации в библиотеке, книге, словаре, электронном справочнике, в компьютерной базе данных, в Интернете с использованием поисковых систем.

Эксперты уже давно заметили отчётливую сильную связь между методом, с помощью которого ученик осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75 % .

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей.

Сформировывать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно, и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на уроках технологии было интересно. Тогда у многих первоначальная заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание, и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по стимулированию мыслительной активности факт немаловажный. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к усвоению нового материала, повторить изученную тему.

Для учеников элементом занимательности может являться разгадывание кроссворда, чтение или прослушивание художественной литературы, фантастических рассказов. Например, в 5 классе по теме «Бутерброды и горячие напитки» элементом занимательности служат легегенды о происхождении этих напитков, реализованные на слайдах презентации в виде фото, текста. При изучении раздела «Машиноведение» - используется слайд-шоу о создании швейных машин. В 8 классе при изучении раздела «Гигиена подростка» используется игра « Салон красоты», где каждый ученик может примерить на себя какой-либо образ.

Эмоциональные переживания вызывают приёмы удивления. Необычность приводимого факта, пародоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр, показанная на экране,- неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учеников. Например, слайд-шоу о том, как безрезультатно пытались сжечь колдунов в асбестовой одежде.

Презентации дают возможность окрасить материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям.

С помощью ИКТ можно отразить в презентации различные занимательные формы обучения на уроках: игры-упражнения, конкурсы, игры-путешествия, курьёзы, загадки. Это, в совокупности, создаёт положительный эмоциональный настрой на уроке, располагает к выполнению задач, которые считаются трудными, и даже непреодолимыми.

Презентация позволяет реализовывать метод фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися. При этом на слайдах может находиться маршрутный лист работы, инструкционная карта, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент.

Использование презентаций на уроке является применением наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами. Иллюстрации необходимы тогда, когда объект изучения недоступен непосредственному наблюдению, а слов учителя оказывается недостаточно, чтобы дать представление об изучаемом явлении.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

На уроках технологии учащиеся выполняют каждый год не менее одного творческого проекта. При выборе объекта труда, пользуясь Интернетом и медиа - продуктами, они экономят время и силы. Помимо поиска и обработки информации дети используют ИКТ для создания банка идей, рассчитывают себестоимость изделия, анализируют полученные результаты. Для защиты проекта учащиеся сами создают презентацию, которую затем можно использовать на уроках.

Компьютеризация - это ни хорошо, ни плохо, это-путь к другому образованию. Компьютеры служат хорошим подспорьем, позволяющим учащимся экономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, стимулируют мыслительную и творческую активность учащихся, качество усвоения материала, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Научная статья на тему "Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка"

Статья раскрывает возможности применения небольшой ежеурочной лингвичтической разминки для учащихся 5-9 классов на основе приведенных примеров....

Статья по русскому языку "Мнемонические приемы на уроках русского языка или орфограммы с "изюминкой"

Методические рекомендации при работе с  трудными орфограммами русского языка с 5 по 8 класс...

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...