Метапредметные результаты обучения
презентация к уроку на тему

Губарева Елена Александровна

В материале "Метапредметные результаты обучения" рассматривается сущность метапредметного подхода к обучению и средства достижения метапредметных результатов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметные результаты обучения

Слайд 2

Цитата "Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета." К.Д. Ушинский

Слайд 3

Значимость метапредметного обучения Во-первых, началось бурное развитие научного знания, образование в прошлом было ориентировано на подготовку специалистов конкретных областей знания. Это привело к раздробленности учебных дисциплин. Была потеряна некая уни- версальность, целостность восприятия мира. Но технологический процесс нам дал открытость и информатизированность, мгновенность овладения знаниями. Во-вторых, метапредметный подход обеспечивает не только целостность развития учащегося, студента, но и преемственность всех ступеней образовательного процесса. В-третьих, метапредметный подход предлагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности. В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, а не просто в русле, что должно и можно. Педагог в таком случае выступает как партнер, тьютор. Из статьи Ратиковой И.Н. «Метапредметный подход в образовательной практике»

Слайд 4

История метапредметного подхода Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов - Фомы Аквинского, Канта, Хайдеггера, так и отечественных учёных - Вл. Соловьёва, П.Флоренского, С.Булгакова, Д.Андреева и др. Например, Вл. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты. Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над» Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики». Это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.

Слайд 5

Подходы в понимании метапредметных результатов Сторонники первого (В.В. Краевский, А.В. Хуторской, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко) выделяют отдельные метапредметы, т. е. «нетрадиционные учебные предметы, выстраиваемые вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)» и разрабатывают специальные технологии их преподавания. В качестве примера можно привести метапредмет «Числа», который предполагает изучение предметного и метапредметного содержания понятия числа. Подход №1 Метапредметы Традиционные учебные предметы

Слайд 6

Подходы в понимании метапредметных результатов Подход №2 Сторонники второго подхода А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, С.Г. Воровщиков и др. рассматривают метапредметный подход как комплексный подход к формированию межпредметных результатов образования, то есть как реализацию метапредметного, межпредметного обучения в ходе изучения обычных школьных предметов. Именно на идеях А.Г. Асмолова, сторонника второго подхода, основано содержащееся в ФГОС понимание метапредметной деятельности как универсальной учебной деятельности. Метапредметное обучение Учебные предметы

Слайд 7

Суть метапредметного подхода Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.

Слайд 8

Метапредметные результаты - это Освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Слайд 9

Возможные технологии достижения метапредметных результатов - Развивающее обучение Эльконина-Давыдова - Мыследеятельностная педагогика - Коммуникативная дидактика - Эвристическое обучение - Технология логико-смыслового моделирования - Школа М.Щетинина Также упоминаются: - «Экология и диалектика» Л.Тарасова - Эпистемотека (эпистемология – наука о знании и его основаниях) - Детско-взрослые научно-промышленные комплексы - Технология развивающего обучения - Технология критического мышления - ТРИЗ (АРИЗ) - Технологический компонент личностно-ориентированного урока - Общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.)

Слайд 10

Средства достижения метапредметных результатов Метапредметы Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала

Слайд 11

Средства достижения метапредметных результатов Надпредметные программы Курсы различной продолжительности, направленные на формирование УУД. Метапредметные темы в рамках предметных курсов Метапредметные темы – «Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание – незнание», «Пространство и время», «Модель – способ – рисунок», «Гармония» «Порядок и хаос» и т.д. Метапредметные задания – «Образ», «Идея», «Задача», «Закономерность», «Знак», «Опыт», «Сочинение», «Конструкция», «Счастье», «Любовь», «Здоровье» и т.п.

Слайд 12

Средства достижения метапредметных результатов Специальная деятельность Деятельность – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая, различного рода практики. Суть заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, предметного или универсального способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Слайд 13

Средства достижения метапредметных результатов Специальные приемы «Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом» (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных граф, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), различные техники графических моделей знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр. Специальная дидактика Эвристические, игровые задания.

Слайд 14

Оценка метапредметных результатов Личностные результаты Метапредметные и предметные результаты Не подлежат индивидуализированной оценке в рамках процедур государственной итоговой аттестации. Возможна лишь обобщенная оценка личностных результатов на основе неперсонифицированной информации (напр., в ходе специальных мониторинговых исследований). Являются предметом персонифицированной итоговой оценки

Слайд 15

Основные объекты оценки метапредметных результатов : способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка метапредметных результатов освоения ООП

Слайд 16

Пример: Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

Слайд 17

Пример: Познавательные УУД - общеучебные смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении творч. и поисковых проблем; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Слайд 18

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется на основе результатов: стартовой диагностики защиты индивидуального учебного проекта ; текущего выполнения учебных исследований и проектов ; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе , направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом ; Оценка метапредметных результатов освоения ООП

Слайд 19

текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Система оценки в ОУ должна обеспечивать фиксацию достижения метапредметных результатов в рамках накопленной оценки.

Слайд 20

Оценка метапредметных результатов требует использования адекватного оценочного инструментария. Ориентиром могут служить задания международных тестов PISA , отдельные виды заданий ЕГЭ, материалы, апробировавшиеся в рамках мониторингов образовательных достижений. Инструментарий для оценки метапредметных результатов

Слайд 21

Организация урока Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его. Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить: – причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении; – компоненты метапредметного содержания в обучении; – смысл термина «универсальные учебные действия»; – различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности; – уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке; – этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход; – понятие рефлексии, как образовательной деятельности; – требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного и общего (среднего) образования.

Слайд 22

Этапы построения сценария метапредметного занятия 1. Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации. 2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации. 3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема - это проблема в равной степени и для педагога, и для учащегося. 4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса проблематизации – к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. Уточняем тему 1 и переходим к теме 2. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.

Слайд 23

Рефлексия Рефлексия – мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознатьосновные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения,полученные результаты и т.п. Рефлексия как образовательная деятельность относится к двум областям: 1) онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний, 2) психологической, т.е. обращенной к самой деятельности. Методика организации рефлексии включает в с е бя следующие эт апы : 1. Завершение выполняемой по учебному предмету деятельности. 2. Восстановление последовательности выполненных действий, даже тех, которые на первый взгляд ученику не кажутся важными. 3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п. 4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выявлено несколько видов: · предметная продукция деятельности – идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.; · способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности; · гипотезы по отношению к будущей деятельности (например, по качеству и количеству то- то возрастет так-то). 5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности .

Слайд 24

Обобщенный результат С применением метапредметного подхода предполагается развитие у школьников базовых способностей: Мышление Воображение Целеполагание Понимание Действие

Слайд 25

В завершении… Нам предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающий нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие. Вместе с тем, учитывая, что современная российская школа несет в себе «знаниевую» традицию советской школы, каждый из нас − учитель, управленец, методист, психолог, автор учебников и учебных пособий, родитель − должен осознать глубину и значимость предстоящего перехода, переосмыслить свой педагогический опыт и по-новому ответить для себя на вопросы «Как учить?» и « С помощью чего учить?» Петерсон Людмила Георгиевна. Доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования

Слайд 26

Источники информации http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/ http://econf.rae.ru/pdf/2015/03/4376.pdf http://meta.psu.ru/theory http://avkrasn.ru/article-1079.html http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html http :// cyberleninka.ru / article /n/ metapredmetnyy-podhod-v-obrazovatelnoy-praktike



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

Рассказовский филиал

Метапредметные результаты обучения

Выступление

на районном методическом совете

учителя,курирующего учебную работу

 Губаревой Елены Александровны

г.Рассказово

Декабрь 2016 г.

Ни один наставник не должен забывать,

что его главнейшая обязанность состоит

в приучении воспитанников к умственному труду

 и что эта обязанность более важна,

нежели передача самого предмета."

К.Д. Ушинский

      Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особуюпопулярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Рядовой учитель зачастую далек от понимания сути метапредметов, от того, какможно применять метапредметный подход на уроках. Многие ещё не до конца поняли, что такое проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого

понятия сегодня много вопросов. Конечно, многие учителя уже свободно ориентируются вметапредметном подходе. Однако необходима большая работа, прежде чем метапредметный подход станет понятным для массового учителя. Поэтому сначала важно понять, что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках.

         Почему же образовательная практика нуждается в реализации метапредметного подхода?

       Во-первых, началось бурное развитие научного знания, образование в про- шлом было ориентировано на подготовку специалистов конкретных областей зна- ния. Это привело к раздробленности учебных дисциплин. Была потеряна некая уни- версальность, целостность восприятия мира. Но технологический процесс нам дал открытость и информатизированность, мгновенность овладения знаниями.

    Во-вторых, метапредметный подход обеспечивает не только целостность развития учащегося, студента, но и преемственность всех ступеней образовательного процесса.

      В-третьих, метапредметный подход предлагает реорганизовать предметное со- держание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности.

     В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, а не просто в русле, что должно и можно. Педагог в таком случае выступает как партнер, тьютор.

      Для начала небольшой экскурс в историю.Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над»Первым и наиболее известным  метапредметом является  «Метафизика» Аристотеля .В переводе с древне-греческого метафизика означает  «то, что после физики».

     Это название ввёл не сам Аристотель,    а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики».

 С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов - Фомы Аквинского, Канта, Хайдеггера, так и отечественных учёных - Вл. Соловьёва, П.Флоренского, С.Булгакова, Д.Андреева и др. Например, Вл. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты.

Существует два подхода к пониманию метапредетности.

    Сторонники первого (В.В. Краевский, А.В. Хуторской, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко) выделяют отдельные метапредметы, т. е. «нетрадиционные учебные предметы, выстраиваемые вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)» и разрабатывают специальные технологии их преподавания. В качестве примера можно привести метапредмет «Числа», который предполагает изучение предметного и метапредметного содержания понятия числа.

     Сторонники второго подхода А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, С.Г. Воровщиков и др. рассматривают метапредметный подход как комплексный подход к формированию межпредметных результатов образования, то есть как реализацию метапредметного, межпредметного обучения в ходе изучения обычных школьных предметов. Именно на идеях А.Г. Асмолова, сторонника второго подхода, основано содержащееся в ФГОС понимание метапредметной деятельности как универсальной учебной деятельности.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.

Метапредметные результаты - это

Освоенные  обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Возможные технологии достижения метапредметных результатов

Развивающее обучение Эльконина-Давыдова

- Мыследеятельностная педагогика

- Коммуникативная дидактика

- Эвристическое обучение

- Технология логико-смыслового моделирования

- Школа М.Щетинина

    Также упоминаются:

- «Экология и диалектика» Л.Тарасова

- Эпистемотека (эпистемология – наука о знании и его основаниях)

- Детско-взрослые научно-промышленные комплексы

- Технология развивающего обучения

- Технология критического мышления

- ТРИЗ (АРИЗ)

- Технологический компонент личностно-ориентированного урока

- Общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.)

Средства достижения метапредметных результатов

Метапредметы

Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала

Надпредметные программы        

Курсы различной продолжительности, направленные на формирование УУД.

 Метапредметные темы в рамках предметных курсов

Метапредметные темы – «Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание – незнание», «Пространство и время», «Модель – способ – рисунок», «Гармония» «Порядок и хаос» и т.д.

Метапредметные задания – «Образ», «Идея», «Задача», «Закономерность», «Знак», «Опыт», «Сочинение», «Конструкция», «Счастье», «Любовь», «Здоровье» и т.п.

Специальная деятельность

            Деятельность – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая, различного рода практики.

          Суть заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, предметного или универсального способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Специальные приемы

«Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом» (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных граф, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), различные техники графических моделей знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

 Специальная дидактика

Эвристические, игровые задания.

Основные объекты оценки метапредметных результатов :

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Пример: Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

постановка вопросов;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

Пример: Познавательные УУД - общеучебные

смысловое чтение;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

определение основной и второстепенной информации;

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

постановка и формулирование проблемы,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении творч. и поисковых проблем;

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется на основе  результатов:

 стартовой диагностики

защиты индивидуального учебного проекта;

текущего выполнения учебных исследований и проектов;

промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Система оценки в ОУ должна обеспечивать фиксацию достижения метапредметных результатов в рамках накопленной оценки.

Оценка метапредметных результатов требует использования адекватного оценочного инструментария. Ориентиром могут служить задания международных тестов PISA , отдельные виды заданий ЕГЭ,  материалы,  апробировавшиеся в рамках мониторингов  образовательных достижений.

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного

подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять

план урока, а сценировать его.

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого

положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:

– причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;

– компоненты метапредметного содержания в обучении;

– смысл термина «универсальные учебные действия»;

– различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по

принципу метапредметности;

– уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;

– этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;

– понятие рефлексии, как образовательной деятельности;

– требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной

программы основного и общего (среднего) образования.

Этапы построения сценария урока

 Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального

логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции,

столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации.

2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса

(педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации.

3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной

ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций.

Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от

так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема - это проблема

в равной степени и для педагога, и для учащегося.

4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса

проблематизации – к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе

построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной

темы. Уточняем тему 1 и переходим к теме 2. В результате этого переосмысления строится

действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.

Рефлексия – мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания

субъектом образования своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознатьосновные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения,полученные результаты и т.п.

Рефлексия как образовательная деятельность относится к двум областям:

1) онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний,

2) психологической, т.е. обращенной к самой деятельности.

Методика организации рефлексии включает в с е бя следующие эт апы:

1. Завершение выполняемой по учебному предмету деятельности.

2. Восстановление последовательности выполненных действий, даже тех, которые на первый

взгляд ученику не кажутся важными.

3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности,

продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п.

4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть

выявлено несколько видов:

· предметная продукция деятельности – идеи, предположения, закономерности, ответы на

вопросы и т.п.;

· способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности;

· гипотезы по отношению к будущей деятельности (например, по качеству и количеству то-

то возрастет так-то).

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

С применением метапредметного подхода предполагается  развитие у школьников базовых способностей:

Мышление

Воображение

Целеполагание

Понимание

Действие

Нам предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающий нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие. Вместе с тем, учитывая, что современная российская школа несет в себе «знаниевую» традицию советской школы, каждый из нас − учитель, управленец, методист, психолог, автор учебников и учебных пособий, родитель − должен осознать глубину и значимость предстоящего перехода, переосмыслить свой педагогический опыт и по-новому ответить для себя на вопросы «Как учить?» и «С помощью чего учить?»

Петерсон Людмила Георгиевна. Доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования

Источники информации

http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/

http://econf.rae.ru/pdf/2015/03/4376.pdf

http://meta.psu.ru/theory

http://avkrasn.ru/article-1079.html

http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html

http://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnyy-podhod-v-obrazovatelnoy-praktike


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)

Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов (на два урока)....

Достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии

Географические знания также способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах....

Метапредметные результаты обучения английскому языку в начальной школе. Овладение универсальными учебными действиями.

Метапредметность застала учителей врасплох, так же как и новые государственные образовательные стандарты. А ведь мы  только усвоили и стали массово работать с такими технологиями как пробле...

Диагностическая работа для оценки достижения метапредметных результатов обучения по математике (5 класс)

В работе представлены задания для проверки метапредметных результатов обучения по математике на конец 5 класса.(ФГОС)...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...