МАТЕРИАЛЫ К ПЕДСОВЕТУ ПО ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация на тему

Шалаева Людмила Васильевна

Представлены алгоритмы работы по созданию учебного проекта и организации исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Проект – оригинальная практико-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания.

  1. Актуальность:

Обоснование актуальности проекта предполагает ответ на вопрос «Почему данный проект нужно в настоящее время изучать?».

Тема проекта выбирается с учетом его актуальности.

  1. Цель проекта:

Цель проекта – это представление автора о будущем результате.

Наиболее типичны следующие формулировки цели:

- сформировать ….

- разработать …

- создать ….

  1. Задачи проекта:

Задачи проекта должны способствовать уточнению цели, должны последовательно раскрывать цель, их последовательное решение должно обеспечить достижение поставленной цели.  Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

  1. Содержание проекта:

Описание путей и методов достижения поставленных целей. Разработка механизма реализации проекта.

  1. План реализации проекта:

План – график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных.

  1. Ожидаемые результаты:

Результаты – продукты, результаты – эффекты:

  • результаты – продукты, т.е. новые материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т.д.)
  • результаты – эффекты, т.е. социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта.

Возможные последствия реализации проекта. Возможность дальнейшего продолжения проекта, его тиражирования.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ

Определение проблемы проекта

«Почему?»
(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы – мотивация

Определение цели проекта

«Зачем?»
(мы делаем проект)

Целеполагание

Определение задач проекта

«Что?»
(для этого мы делаем)

Постановка задач

Определение методов и способов

«Как?»
(мы можем это делать)

Выбор способов и методов планирования

Результаты

«Что получится?»
(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

  • Исследовательские.

Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных   методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

  • Творческие.

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)

  • Игровые.

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

  • Информационные.

Направлен на сбор информации о каком- либо объекте.  Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.  

  • Практико-ориентированные.

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.


СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

  1. Актуальность исследования:

Обоснование актуальности исследования предполагает ответ на вопрос «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?».

Тема исследования выбирается с учетом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной проблемы. Она должна отражать процесс движения от известного к новому. Формулировка темы отражает соприкосновение нового и старого, то есть динамику научного знания.

  1. Проблема исследования:

Проблема исследования – это нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучать из того, что ранее не было изучено?». Проблема возникает в результате появившегося противоречия между знанием и незнанием.

  1. Гипотеза исследования:

Гипотеза исследования – предположение, которое формулируется на основе предварительного анализа проблемы и, которая является базовой формой представления проблемы в ясных, четких терминах, что делает возможной ее проверку.

Гипотеза – это предположение, истинное значение которого сомнительно и должно быть проверено.

Гипотеза – это ведущая идея автора, которая при исследовании может подтвердиться, и тогда эти позиции могут быть предложены массовой практике.

  1. Объект исследования:

Объект исследования – пространство (область), в границах которого будет проводиться исследование. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

  1. Предмет исследования:

Предмет исследования – обозначает тот аспект исследования, относительно которого будет получено новое знание. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим исследователем.

  1. Цель исследования:

Цель исследования – это представление автора о будущем результате (какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?).

Наиболее типичны следующие формулировки цели:

  • - определить ….
  • - изучить ……
  • - выявить ….
  • - разработать …
  • - теоретически (или опытно-экспериментальным путем) обосновать ….
  • - разработать и экспериментально проверить ….
  1. Задача исследования:

Задача исследования – желаемый результат деятельности за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Задачи должны последовательно раскрывать цель, их последовательное решение должно обеспечить достижение поставленной цели.  Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

  1. Методы исследования:

 Метод исследования – это совокупность способов и приемов развития научного знания (виды анкет, тесты, экспериментальный дидактический материал, карты, графики, статистические данные).

  1. Прогноз:

а) положительных результатов; 6) возможных потерь; в) продумывание компенсаций.

10.        Сроки исследования: время начала, время предполагаемого завершения.


ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • По определению

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".

Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

  • По цели

Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.

Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

  • По наличию гипотезы

Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

  • По этапам исследования

Основные этапы проектной деятельности:

• Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

• Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы исследования:

• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

• Выдвижение гипотезы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор методов и методики проведения исследования.
• Описание процесса исследования.
• Обсуждение результатов исследования.
• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

  • По продукту

Проект – это замысел, план, творчество по плану.

Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.

Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

При организации любой деятельности необходимо учитывать возрастные особенности школьников, создавать условия для их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

Педсовет "Проектно-исследовательская деятельность"

В данной папке содержится материал к педсовету "Проектно-исследовательская деятельность" (+презентация)...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению

laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...