Выступление на ШМО учителей иностранного языка на тему "Методы совершенствования навыков аудирования при подготовке к ГИА" 2019
статья

Меняйлова Галина Ивановна

Данный материал полезен для учителей английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_soversh_nav_audirovaniya_2018.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методы формирования, развития и совершенствования навыков аудирования при подготовке к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ 9 мая

Хотя аудирование и является сложным видом речевой деятельности, но тем не менее усвоение языка и развитие речевых навыков главным образом происходит через него.

Как подготовить учащихся к сдаче части «Аудирование» в государственной итоговой аттестации? Я думаю, что подготовка должна начинаться уже с первых уроков в начальной школе. Для адаптации к аудированию и устранения психологических сложностей на уроках английского языка мною вводятся песни, стихи, мини диалоги, которые озвучены носителями языка. В настоящее время современные технические условия, такие как аудио-видео записи, интернет позволяют в полной мере не только формировать навыки аудирования, но развивать и усовершенствовать их. На своих уроках я применяю комплексный подход в обучении аудированию, систематически использую различные методы, поэтапно внедряю различной степени сложности упражнения, использую дифференцированный подход.

Учитывая тот факт, что обучение английскому языку начинается со 2 класса, это дает учителям иностранного языка большие возможности как можно раньше научить детей слушать, распознавать и понимать иностранную речь.

На каждой ступени обучения мною используются определенные методы, подходы и технологии. Чем старше дети, тем интенсивнее мною внедряются усложненные упражнения. Но структура обучения едина для любой возрастной категории.

Приступая к работе по развитию навыков аудирования в начальной школе (2-4 классы), мною используется следующий план:

  1. Вводится новая лексика (подготовительные упражнения создают основу для прослушивания, позволяют снять психологический барьер).
  2. Отрабатываются / закрепляются новые слова.
  3. Перед тем, как приступить к аудированию ученикам предлагается посмотреть на опорные картинки в учебнике. Ученики пытаются спрогнозировать будущий рассказ на родном языке (речевые упражнения).
  4. Перед учениками ставится задача до прослушивания аудиозаписи. Это может быть вопрос. В качестве дифференцированного подхода слабым ученикам дается задание назвать действующих лиц после прослушивания аудиозаписи.
  5. Ученики слушают аудиозапись и стараются ответить на поставленный вопрос, пересказывают текст на родном языке, отвечают на дополнительные вопросы учителя.
  6. Паузированное прослушивание текста, разбор сложных слов, фраз, грамматических структур, чтобы каждый ученик понял смысл всего текста.
  7. Прослушивание аудиозаписи, достижение 100% понимания текста, повторение отдельных сложных, важных, новых слов/фраз/выражений/грамматических структур, которые вызвали сложности у учащихся в понимании.

В 5-6 классах я усложняю методику работы.

  1. Ученики получают задание на дом: прочитать и понять текст. На уроке при закрытых глазах, чтобы все внимание было сосредоточено только на прослушивании, ученики слушают текст 2 раза.
  2. Ученики дают самооценку пониманию содержания текста, анализируют ошибки и моменты, в которых у них возникли затруднения. Чаще всего это новые слова, которые они еще не запомнили, реже это слова, которые они не смогли распознать.
  3. Дети передают общий смысл текста.
  4. Словари с новыми словами лежат в открытом виде на партах. Вся последующая работа происходит с опорой на словарь, что позволяет детям быстрее запомнить новые слова.
  5. Паузированное прослушивание с повторением отдельных слов/фраз/выражений/грамматических структур, которые вызвали затруднения у учащихся в понимании. В данной работе успешно используется метод самооценивания при помощи «смайлов». Если ученик все понял и у него не возникло вопросов и затруднений, то он показывает «улыбающийся» смайл, если у ученика возникли сложности, то он показывает «сдержанный» смайл, если ученик понял меньше половины, то у него «грустный» смайл. Как правило, учащиеся не боятся показывать соответствующий смайл, т. к. за это я не снижаю итоговую оценку за работу на уроке, тем самым я стимулирую ученика на полноценную работу. Чаще всего объяснения по паузированному прослушиванию я прошу дать ученику, который показал «сдержанный» или «грустный» смайлик. Все сообща выясняют с какими проблемами столкнулся данный ученик, дают объяснения, таким образом, происходит повторение грамматики, правил чтения и других моментов.
  6. Прослушивание текста еще раз, чтобы убедиться в правильном понимании текста всеми учениками.
  7. Пересказ текста или рассказ диалога по ролям, что позволяет отработать и закрепить новый материал.

После таких практических занятий, когда у учащихся сформировались навыки аудирования, из плана работы можно исключить пункт «чтение и понимание текста дома» и далее в 7-9 классах проводить аудирование по незнакомому тексту по той же схеме.

В дальнейшем задача мною усложняется следующим образом: может быть несколько вопросов-задач до начала аудирования, уровень этих вопросов может быть различным и т.д.

Любое аудирование текста завершается его пересказом, рассказом по ролям, изложением в зависимости от уровня знаний учащихся.

В 9,10 и 11 классах при  подготовке к ОГЭ и ЕГЭ я даю возможность ученикам прочитать стратегии выполнения заданий по аудированию, далее поработать со скриптом, выделить в нем ключевые слова, выбрать ключевые предложения. Затем они слушают аудиотекст и проверяют себя по ключам, анализируют ошибки. Работа с заданиями не должна включать в себя просто автоматизированную проверку, это должна быть интеллектуальная работа, мыслительный процесс, большой труд ученика и учителя.

При работе с аудиотекстами в условиях низкого уровня подготовки школьников я могу отойти непосредственно от заданий формата ЕГЭ и предложить следующие целевые установки к прослушиванию:

  • Прослушайте текст и назовите ключевые слова,
  • Прослушайте текст и определите его тему,
  • Прослушайте текст и назовите его основную идею,
  • Прослушайте диалог, определите, где и когда происходит действие,
  • Прослушайте диалог, укажите мнение каждого говорящего по определенному вопросу.

В настоящее время методика преподавания аудирования включает в себя обучение этому виду речевой деятельности как цели обучения и как средству овладения другими видами речевой деятельности. Поэтому для достижения желаемых результатов в обучении аудированию я применяю подготовительные и речевые упражнения в последовательной системе.

В качестве результата вышеуказанных способов по обучению аудированию, барьер в понимании иноязычной речи мною снимается уже в начальной школе. Ученики с легкостью и интересом выполняют любые задания по прослушиванию в соответствующем им уровне знаний. Ученикам выпускных классов данная система позволяет справиться с итоговым государственным экзаменом по английскому языку в части «Аудирование».

 Библиография

1.  Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. – М.: «Просвещение», 1985. – 79с.

2.  Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи. // Иностранные языки в школе. -1996. - №5 – С. 21-23.

3. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления. //  Иностранные языки в школе. – 1987. - №1 - С. 18.

4. Рыбина О. В. Обучение аудированию на уроках иностранного языка. // Образование в современной школе. - 2001. - №5-6 - С. 35-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование программного обеспечения MyTestXPro как средства совершенствования навыков аудирования при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

На заседании XIII Съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов сказал, что «неуспе...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»...

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

Методическая разработка "Песня на иностранном языке как способ развития навыков аудирования."

Методическая разработка "Песня на иностранном языке как способ развития навыков аудирования."...

Статья в журнал Раздумья на тему "Методы формирования, развития и совершенствования навыков аудирования при подготовке к итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ", август 2018

В данной статье говорится о подготовке учащихся к успешной сдаче части "Аудирование"  при подготовке к  ГИА ОГЭ и ЕГЭ...