Мастер-класс "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"
методическая разработка на тему

Бережная Наталья Алексеевна

Гражданско-патриотическое воспитание

 на уроках и во внеурочное время.

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с различными формами и приемами патриотического воспитания на уроках и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка мастер-класса

Тема:

«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время»

Учитель истории и обществознания МБОУ «Благодарновская СОШ»,

Бережная Наталья Алексеевна,

I квалификационная категория

Оренбургская область Тюльганский район

с. Благодарное, 2015 г.

Гражданско-патриотическое воспитание

 на уроках и во внеурочное время.

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с различными формами и приемами патриотического воспитания на уроках и во внеурочное время.

  1. Вступление.

Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги, сегодня я представлю вашему вниманию мастер-класс на тему «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время».

         

II. Теоретическая основа патриотического воспитания.

Слайд 2. В Стандартах второго поколения в системе базовых ценностей прописано, что  важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание  нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.        

Слайд 3. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В направлении развития личности социальная культура включает традиционные источники нравственности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).

Школьное образование предполагает не только получение необходимых для дальнейшей жизни знаний, но и формирования тех личностных качеств и навыков, без которых немыслим сегодняшний социум.... 
Слайд 4.  Поэтому целью моей работы является формирование социально-активной личности, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства.

Слайд 5. Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

  • изучение истории своего края;
  • воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
  • развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
  • создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина;
  • привитие навыков исследовательской работы;
  • создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Слайд 6. Я использую следующие формы гражданско - патриотической работы:

  •     уроки истории и обществознания;
  • музейные уроки;
  • занятия краеведческого клуба «Исток»; 
  • участие в конкурсах по истории России и родного края;
  • встречи с интересными людьми;
  • участие в патриотических акциях;
  • уроки Мужества.

Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны.

Гражданско-патриотическое воспитание  реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории.

Слайд 7. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к обществу, самому себе, помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя), школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.

Слайд 8.  Учебный предмет  история   обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников. Именно на уроках   истории, изучение героических страниц прошлого Отечества и истории родного края, дает детям возможность осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданами  великой страны, впитать нравственные ценности.

III. Из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Изучение  истории неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение.

Слайд 9. Я являюсь руководителем краеведческого клуба «Исток». На занятиях  учащиеся изучают историю села, района, школы;  изучают жизнь и деятельность земляков. Работа кружка осуществляется на базе школьного музея.

Слайд 10. Члены клуба входят в актив музея,  проводят экскурсии, лекции, поисковую и исследовательскую деятельность.

На занятиях краеведческого клуба «Исток»  не только обучаются основам краеведения, но благодаря полученным знаниям принимают  участие в различных конкурсах.

Слайд 11. На протяжении трех лет члены клуба становятся призерами областного конкурса по истории военно-морского флота России.

Слайд 12. Ежегодно учащиеся принимают участие в районном конкурсе на лучшее знание символики Российской Федерации и Оренбургской области. В 2013-2014  учебном году учащиеся Думнич Марьяна и Андриана стали победителями на региональном уровне в номинации «Герб моего рода».

Слайд 13.  Ежегодно члены клуба принимают  участие в областной интеллектуальной игре по истории России и Оренбургского края «Эхо времен».

Слайд 14. Традиционным стало участие моих ребят в областной дистанционной олимпиаде по истории России и Оренбургской области «История моей страны». На протяжении трех лет учащиеся становятся победителями и призерами на областном уровне.

Непременным условием гражданско-патриотического воспитания является  изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам.

Слайд 15. В 2013-2014 учебном году мною была разработана программа внеурочной деятельности «Многоцветные кружева родного края» для учащихся 1-4 классов. На занятиях учащиеся изучают историю своей семьи.  Учащиеся 4 класса в рамках курса ОРКСЭ, участвуют в конкурсе семейных проектов «Отечество у нас - одна Россия».

        

Большое внимание уделяется проведению дней воинской славы России и чествованию памятных дат.

Слайд 16. В 2014 году учащиеся  приняли участие в районном конкурсе сочинений посвященных 25-летию вывода войск из Афганистана, в выставке технических моделей, посвященной  25-летию вывода советских войск из Афганистана. Работа Думнич Андрианы заняла первое место на муниципальном уровне  в номинации «Техническая композиция «Афганистан – наша память»». 

Слайд 17. Немаловажную роль в гражданско-патриотическом воспитании играют встречи с интересными людьми (ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Чеченской войны, почётными жителями села, бывшими работниками и выпускниками школы). Слайд 18.

Тесное общение со  старшим поколением оставляет неизгладимый след в душах детей.                  Ребята всегда готовятся к таким встречам, намечают круг вопросов. В 2014 году, готовясь к встречи с участником войны в Чечне Думнич Евгением Михайловичем, был сделан ролик «Выпускники школы - участники войны в Чечне».

Слайд 19. 

Слайд 20-21. Учащиеся школы активно участвуют в акциях «Обелиск», «Памятникам погибших забота юных», «За чистоту родного края». На протяжении многих лет учащимися школы оказывалась шефская помощь вдовам, ветеранам и пожилым людям. Все учащиеся школы не на словах, а на деле подтверждают свое небезразличие к ветеранам и проявляют чувство любви и уважения.

В этом году наша страна отмечает знаменательную дату – 70-летие  Великой Победы над фашистской Германией. Сегодня я хочу представить вашему вниманию отдельные приемы, направленные на формирование патриотизма, которые я использовала на уроке мужества, посвященного Великой Отечественной войне.  

IV. Практическая часть.

Урок мужества «Герои земли Тюльганской».

Подготовка к восприятию темы.

Учитель: Наш урок  мне хочется начать со следующих строк

Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.


Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!

Издревле в России, рождались Герои,

Во славу Отчизны на подвиг идя,

Немало имен помнит книга историй,

То гордость России, ее сыновья!

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (героях)

Во все времена все народы защищали свою землю. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая.

 О героях написано много книг, рассказов, очерков, о некоторых сняты фильмы, им посвящены передачи на телевидении. В городах создаются аллеи героев, специальные стенды в краеведческих музеях.

С 2007 года   9 декабря  отмечается праздник день героев Отечества.

В этот день в  России  вспоминают  своих лучших сынов, проявивших доблесть и смелость на благо Отечества.

Тюльганский район - это часть России, который тоже богат своими героями.

 В 2008 года выпущена книга Мохунова Георгия Александровича «Герои Оренбуржья». В этой книги, впервые в одном издании, собраны имена всех  героев, имеющие отношение к Оренбуржью. (Демонстрация книги)

Также в этой книги имеются имена Героев Советского Союза и полного кавалера  Ордена Славы Тюльганского района.

Проблема: Ребята, а вы можете назвать их имена?

Тема урока: Герои земли Тюльганской.  (Слайд 22)

Ребята, какая цель нашего урока сегодня?

- Узнать, кого можно назвать героем;

- Выяснить, кто из наших земляков имеет звание «герой»;

- Познакомиться с биографией наших героев.

Работа по теме урока.

Ребята, а что означает слово  «герой»?

Посмотрите,  какие значения этого слова дает Ожегов. Работа со словарем С.И. Ожегова.

(слайд 23)

Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

-Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?

(Первое значение близко к теме, так как все люди, которые удостоены звания «героя Отечества» обладали храбростью, доблестью, самоотверженностью и совершали подвиг).

Работа в группах.

- Ребята, составьте портрет героя Отчества по плану: (слайд 24)

- внешность;

- возраст;

- профессия;

- воспитание;

- место рождения;

- качества характера;

Обсуждение по вопросам:

Каков внешне должен быть герой?

 Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?

Герои – это люди особой профессии?

 Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

Герои живут в каком–то особом месте?

Вывод:

Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.

Прием «Кластер»

Ребята, запишите на звёздах 5 качеств характера, которыми должен обладать герой и прикрепите их на доску. (Пока учащиеся работают, звучит музыка из песни «От героев былых времен» (Слайд 25))

Учитель: (указывая на кластер)

- Все эти  качества позволяют выстоять в трудные моменты.

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Но истинной проверкой силы и мощи, героизма и мужества нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.

Путь к Победе был долгий и трудный. Не было ни одного человека, который бы не встал на защиту своего Отечества.

   О наших дедах, прадедах и прабабушках мы будем  всегда помнить. О тех, кто вставал на защиту  своей Родины, своей семьи, своего народа.

В годы Великой Отечественной войны пятеро уроженцев Тюльганского района были удостоены звания Героя Советского Союза:

Бояркин Василий Илларионович, Гирин Михаил Никитович, Мельник Николай Михайлович, Оргин Константин Петрович, Редько Алексей Николаевич. (Слайд 26)

Полным кавалером ордена Славы стал Медведев Александр Никифорович. (Слайд 27)

Ребята, а рассказать о  Героях Советского Союза Тюльганского района вы сможете сами, поработав в парах.

У вас на партах лежит полная биография героя, вам с ее помощью нужно кратко рассказать классу о герое. (Приложение 2)

Работа в парах.

Составьте краткий рассказ о герое по плану.

  1. Фамилия имя отчество
  2. Дата и место рождения.
  3. Место службы (где воевал)
  4. Совершенный подвиг.
  5. Когда и где присвоено звание героя СССР.

Учитель: Ребята, говоря сегодня о «героях», мы с вами не можем не вспомнить о жителях нашего села, которые  в грозный для нашего Отечества час встали на  защиту Родины.  Это ваши прадеды и прапрадеды. У нас в школьном музее имеется «Книга памяти» в которую занесены имена и биография участников Великой Отечественной войны. (Демонстрация книги)

Сообщение учащегося о прадеде участнике ВОв.

Учитель: Не только на фронте, но и в тылу люди совершали подвиг каждый день. Женщины, дети, старики  стояли у станков по 16-18 часов, превозмогая усталость и голод, выпуская  снаряды и оружия. В полях на себе женщины и дети тащили плуга и сеялки.  Собирали каждый колосок, зернышко. И все это для общей победы.  

Воспоминания односельчан о годах войны.

Ребята,  послушайте воспоминания о годах войны наших землячек.

Читают учащиеся.

Слайд 34

1 . В 1941 году 22 мая Николаенко Марфе Фёдоровне  исполнилось 17 лет, а 22 июня началась Великая Отечественная война.

Вот как она вспоминает годы войны. «Мужики ушли на фронт, и собирать посеянный урожай было некому. Нам, девушкам предложили закончить  курсы трактористок. Курсы были кратковременными. Мне дали трактор ЧТЗ. Трактор был старенький, да опыта было мало. Бывало выйдет из строя мотор и не знаешь, как его отремонтировать и помочь некому, измажешься по плечи в смазке, по лицу слёзы ручьем то своего бессилия. Было трудно, но мы работали, знали, что наших отцов и дедов, которые были на фронте, надо кормить». 

Слайд 35

 2.Головко Галина Нестеровна. 

Нелегко вспоминать те годы. Мы, девушки в 41-45 годах  не сражались на фронтах, а работали на полях,  на фермах, помогали фронту, чем могли, вязали теплые вещи. Убирали урожай, выращивали скот на мясо.

Я работала на тракторе, пахала землю. В то время самоходных комбайнов не было, комбайны цепляли за трактор. Вот на такой поре я и работала. Выходил из строя мой трактор, вставал и комбайн. Бывало в воздухе появились первые снежинки, а мы еще не собирали урожай. Но в зиму зерновых не оставляли.

Слайд 36

3 .Фёдорова Екатерина Васильевна. 

Я мечтала получить образование, но война поломала мои планы. Для меня «университеты» начались на колхозном поле. Ожили под девичьими руками железные кони. Колхозу стало легче, а нам, девчатам, - трудно.

Сломается трактор, берёшь на плечи вышедшую из строя деталь и несешь за несколько километров до МТС. А как нам, девчатам, тяжело было заводить трактор! Приспособились вожжами, ухватимся разом 5-6 девушек, глядишь - один одолели, к другому пошли.

Учитель: Как вы думаете, что давало этим людям  силы? Что делало их из обычных людей – героями?

Любовь к родному краю, к людям родным, обычаям, преданиям, всему тому, что вмещает в себя огромное, всепоглощающее слово – Родина, вдохновляло их всех на подвиги.

   В минуты опасности являла всему миру русская душа непреодолимую, непостижимую способность к самопожертвованию и сплоченности.  И это  не зависит  ни от национальности, ни от вероисповедания, ни от возраста, ни от профессии, а лишь от чувства к Родине.

- Как сделать так, чтобы о подвигах наших предков не забывали?

Героическая эстафета на Русской земле всегда передавалась от поколения к поколению герои всегда оставались и остаются рядом с нами. Это привилегия великого народа – иметь перед глазами вдохновляющий пример.

Слайд 37

Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский сказал:

«Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших…»

Мы должны  помнить наших ветеранов.  Ведь память  – это такая вещь, она не даст очерстветь нашим сердцам, быть злыми и завистливыми, она подвигнет  нас на добрые и красивые поступки. Мы живем, в бесконечном долгу перед теми солдатами, которые отдали  за нас с вами свои жизни, чтобы мы могли жить в радости, добре и  мире.

Рефлексия

В наше время появилась интересная традиция. Россияне, в преддверии праздника День Победы, повязывает георгиевскую ленточку  на одежду. Это знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы.

Учитель раздает георгиевские ленты и просит прикрепить их к одежде «Повяжи. Если помнишь!». Ребята, прикрепив ленту, ответьте на вопрос. Слайд 38

1. Какие из качеств героев войны более всего тебя привлекают?

2. Почему мы обязаны своей мирной жизнью ветеранам войны?

3. Кто произвёл на тебя наибольшее впечатление? Почему?

4. Какие нравственные качества, свойственные участникам войны, ты хотел бы воспитать в себе?

V.  Заключительное слово.

Бесспорно утверждение, что гражданско-патриотическое  воспитание очень сложная задача, но задача решаемая. Знаем, что ожидаемый обществом результат выпускник - активный гражданин, патриот своей страны, высоконравственная личность, а это превосходит все педагогические затраты деятельности учителя, заслуживает уважения и признания профессии педагога.

VI. Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Закончился мастер-класс, но не закончилось наше общение, взаимодействие и взаимопомощь. Мне было приятно  работать с Вами в тесном сотрудничестве. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

  • Была ли деятельность полезным или бесполезным делом?
  • Что дало вам участие в мастер-классе?
  • Чем вы можете поделиться, чему можете научить своих коллег?
  • Какие вопросы или проблемы появились в ходе мастер-класса?
  • Выскажите, пожалуйста, своё мнение по организации мастер-класса. Появилось желание дать совет или что-то предложить - буду рада выслушать и учесть в будущем.

Приложение

1 . В 1941 году 22 мая Николаенко Марфе Фёдоровне  исполнилось 17 лет, а 22 июня началась Великая Отечественная война.

Вот как она вспоминает годы войны. «Мужики ушли на фронт, и собирать посеянный урожай было некому. Нам, девушкам предложили закончить  курсы трактористок. Курсы были кратковременными. Мне дали трактор ЧТЗ. Трактор был старенький, да опыта было мало. Бывало выйдет из строя мотор и не знаешь, как его отремонтировать и помочь некому, измажешься по плечи в смазке, по лицу слёзы ручьем то своего бессилия. Было трудно, но мы работали, знали, что наших отцов и дедов, которые были на фронте, надо кормить». 

2.Головко Галина Нестеровна. 

Нелегко вспоминать те годы. Мы, девушки в 41-45 годах  не сражались на фронтах, а работали на полях,  на фермах, помогали фронту, чем могли, вязали теплые вещи. Убирали урожай, выращивали скот на мясо.

Я работала на тракторе, пахала землю. В то время самоходных комбайнов не было, комбайны цепляли за трактор. Вот на такой поре я и работала. Выходил из строя мой трактор, вставал и комбайн. Бывало в воздухе появились первые снежинки, а мы еще не собирали урожай. Но в зиму зерновых не оставляли.

3 .Фёдорова Екатерина Васильевна. 

Я мечтала получить образование, но война поломала мои планы. Для меня «университеты» начались на колхозном поле. Ожили под девичьими руками железные кони. Колхозу стало легче, а нам, девчатам, - трудно.

Сломается трактор, берёшь на плечи вышедшую из строя деталь и несешь за несколько километров до МТС. А как нам, девчатам, тяжело было заводить трактор! Приспособились вожжами, ухватимся разом 5-6 девушек, глядишь - один одолели, к другому пошли.

Уважаемые коллеги! Закончился мастер-класс, но не закончилось наше общение, взаимодействие и взаимопомощь. Мне было приятно  работать с Вами в тесном сотрудничестве. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

  • Была ли деятельность полезным или бесполезным делом?
  • Что дало вам участие в мастер-классе?
  • Чем вы можете поделиться, чему можете научить своих коллег?
  • Какие вопросы или проблемы появились в ходе мастер-класса?
  • Выскажите, пожалуйста, своё мнение по организации мастер-класса. Появилось желание дать совет или что-то предложить - буду рада выслушать и учесть в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"

               Данная работа посвящается обобщению профессионального опыта работы.  Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формир...

Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное время

Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное времяПедконцепцияЭкологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательных задач – выработке у ...

Патриотическое воспитание учащихся через систему краеведческой работы на уроках и во внеурочное время

Материал из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время, основанный на краеведческом материале села Савинка....

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание гражданина России как основа гармоничного развития личности учащегося на уроках и во внеурочное время»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с основными  положениями:·        Общество нуждается в подготовке  нравственных людей.·...

Внеурочная деятельность по английскому языку. Проектная деятельность. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках и во внеурочное время.

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г. и в Федеральной программе «Культура России» на 2012-2016 г. поставлена задача повышения социальной эффективно...