Материал мастер-класса "Разработка системы критериального оценивания"
учебно-методический материал по теме

Гордеева Ольга Николаевна

Материал мастер-класса знакомит с практикой разработки ситемы критериального оценивания практической деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Разработка системы критериального оценивания практической деятельности учащихся по предметамв условиях реализации ФГОС»

Я предлагаю вам просмотреть видеоролик «ФГОС», после просмотра видеоролика вы должны дать аргументированный ответ на вопрос: «В чем отличие новых стандартов от стандартов первого поколения?» 

Ролик

 (ответы)

Попробуйте каждый самостоятельно оценить свой ответ по 5-балльной системе. Сложно это сделать или легко? Можно ли вашу оценку считать объективной, прозрачной? Нет. Почему?

(ответы)

А теперь оцените свой ответ по критериям. Перед вами рубрикатор (инструкция) оценивания ответа на вопросы продуктивного типа. Это лист оценивания. Он состоит из критериев и показателей, каждый показатель оценивается каким-то баллом.

Рубрикатор (инструкция) оценивания ответа

на вопросы продуктивного типа

Критерий

Показатели

Баллы

Оперирование основными терминами, выделение ключевых слов (знание, понимание) 

Затрудняется оперировать терминами (не использует в ответе основные термины и понятия)

0

Частично оперирует терминами (частично использует в ответе основные термины и понятия)

1

Самостоятельно оперирует терминами (полностью использует в ответе основные термины и понятия)

2

Аргументирование ответа (анализ и синтез информации)

Затрудняется устанавливать основные закономерности (отсутствие аргументов)

0

Частично устанавливает закономерности

1

Самостоятельно устанавливает основные закономерности

2

Применение теории на практике (наличие  

примеров, установление межпредметных связей т.д.)

Затрудняется применять теорию на практике (отсутствие примеров)

0

Частично применяет теорию на практике (недостаточное количество примеров)

1

Самостоятельно применяет теорию на практике

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

5-6

4

3-4

3

2-3

2

0-1

Вам стало проще оценить ответы? Почему? Появились критерии, вы знаете, на чём сделать акцент при ответе на вопрос.

Десятилетия существует традиционная пятибалльная система оценивания, мы к ней привыкли и традиционно пользуемся ей на уроках.  Существуют ли недостатки в традиционной пятибалльной системе оценивания?

Традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:

  • субъективность и непрозрачность оценки;
  • при такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться и сделать его успешным. 

Новые образовательные стандарты требуют внедрения новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.

Выскажите свое мнение, какой должна быть система оценивания в условиях ФГОС?

Сегодня на мастер-классе я познакомлю вас с технологией разработки критериальной системы оценивания практической деятельности учащихся.

Что же такое критериальное оценивание?  Как вы думаете?

Критериальное оценивание (или оценивание по определенному набору критериев) – это универсальный способ оценивания любого вида работ, который позволяет выделить элементы работы и оценивать ее не всю целиком, а «пошагово». Именно такое оценивание позволяет увидеть как сильные, так и слабые стороны работы, понять ее «точки роста». 

Цель технологии критериального оценивания можно определить как создание условий и возможностей для формирования и развития научно-познавательной активности учащихся, их творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности, приобщения учащихся к систематической рефлексии.

Обязательное условие для содержательного контроля и оценки – наличие у ребенка четких, прозрачных, детальных критериев правильности выполнения учебного действия.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Попробуем разобраться, как разрабатываются листы оценки разных видов деятельности учащихся.

На любом предмете практически ежедневно мы даем детям задания типа:  Сформулируйте определение понятия, процесса, явления.

Например.  На уроке  биологии в  6 классе по  теме: «Фотосинтез» вы даете детям задание:

Прочитайте текст. Определите, о каком процессе идёт речь, дайте развёрнутое определение этому процессу.

Текст:

Главное отличие зелёных растений от других живых организмов – наличие в клетках хлоропластов, содержащих хлорофилл. Хлорофилл обладает свойством улавливать солнечные лучи, энергия которых необходима для создания органических веществ.

Вода + углекислый газ  + энергия света = сахара + кислород

Дети должны дать определение фотосинтеза после прочтения и анализа текста.

Для этого им можно предложить следующие задания:

  1. Выделите ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия (процесса).

2. Перечислите существенные признаки понятия (процесса).

3. Определите практическую  значимость данного понятия (процесса).

Эти вопросы и станут критериями оценки этого вида продуктивной деятельности, а в качестве показателем мы берем все те же характеристики: затрудняется дать ответ, частично или не полно дает ответ, самостоятельно дает ответ.

Рубрикатор оценивания заданий по определению понятия

Критерий

Показатели

Баллы

Выделение ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку понятия (знание, понимание) 

Затрудняется выделять ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия

0

Частично выделяет ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия

1

Самостоятельно выделяет ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия

2

Перечисление существенных признаков понятия (анализ и синтез информации)

Затрудняется перечислять существенные признаки

0

Частично перечисляет существенные признаки

1

Самостоятельно перечисляет существенные признаки

2

Понимание практической значимости понятия (применение, оценка)

Затрудняется понимать опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения

0

Частично понимает опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения

1

Понимает опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

5-6

4

3-4

3

1-2

2

0-1

Модельный ответ:

  1. Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (сахаров) из неорганических (воды и углекислого газа) происходящий в хлоропластах на свету. Выделившийся кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

А теперь поработаем в группах и самостоятельно разработаем критерии оценки предложенных видов заданий.

Задания по группам – составьте рубрикаторы оценивания

  1. 1 группа – анализ таблицы
  2. 2 группа – составление кластера
  3. 3 группа – анализа текста

Выступление групп, сравнение с нашими рубрикаторами.

Рефлексия мастер-класса.

В заключение  нашей работы давайте проведем рефлексию, я попрошу вас дать аргументированный ответ на один из вопросов:

1. Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса?

2. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время  мастер-класса?

Наш мастер-класс подошел к концу, я благодарю вас за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка системы критериального оценивания для организации практической деятельности учащихся по предметам в условиях реализации ФГОС Гордеева Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска

Слайд 2

В чем отличие новых ФГОС от стандартов первого поколения?

Слайд 4

В чем отличие новых ФГОС от стандартов первого поколения?

Слайд 5

Критерий Показатели Баллы Оперирование основными терминами ( знание, понимание) Затрудняется оперировать терминами (не использует в ответе основные термины и понятия) 0 Частично оперирует терминами (частично использует в ответе основные термины и понятия) 1 Самостоятельно оперирует терминами (полностью использует в ответе основные термины и понятия) 2 Аргументирование ответа (анализ и синтез информации) Затрудняется устанавливать основные закономерности (отсутствие аргументов) 0 Частично устанавливает закономерности (1-3 аргумента) 1 Самостоятельно устанавливает основные закономерности (4-5 аргументов) 2 Применение теории на практике (приводятся примеры, устанавливаются межпредметные связи т.д.) Затрудняется приводить примеры (отсутствие примеров) 0 Частично приводит примеры (1-3 вопроса) 1 Самостоятельно приводит примеры (4-5 вопросов) 2

Слайд 6

Оценка по 5-баллльной шкале Баллы по критериям 5 5-6 4 3-4 3 2-3 2 0-1

Слайд 8

Требования ФГОС нового поколения к системе оценки достижения планируемых результатов:

Слайд 9

Разработка системы критериального оценивания в МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска

Слайд 10

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями , соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Критерий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии описываются показателями , в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания.

Слайд 12

Биология 6 класс. Тема: «Фотосинтез» Задание: Прочитайте текст. Определите, о каком процессе идёт речь, дайте развёрнутое определение этому процессу. Текст: Главное отличие зелёных растений от других живых организмов – наличие в клетках хлоропластов, содержащих хлорофилл. Хлорофилл обладает свойством улавливать солнечные лучи, энергия которых необходима для создания органических веществ. Вода + углекислый газ + энергия света = сахара + кислород

Слайд 13

Задания : Выделите ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку процесса. Перечислите существенные признаки процесса. Определите практическую значимость данного процесса.

Слайд 14

Рубрикатор оценивания заданий по определению понятия Критерий Показатели Баллы Выделение ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку понятия ( знание, понимание) Затрудняется выделять ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия 0 Частично выделяет ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия 1 Самостоятельно выделяет ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку понятия 2 Перечисление существенных признаков понятия ( анализ и синтез информации ) Затрудняется перечислять существенные признаки 0 Частично перечисляет существенные признаки 1 Самостоятельно перечисляет существенные признаки 2 Понимание практической значимости понятия ( применение, оценка ) Затрудняется понимать опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения 0 Частично понимает опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения 1 П онимает опытные факты, модели, подтверждающие справедливость определения 2

Слайд 15

Оценка по 5-баллльной шкале Баллы по критериям 5 5-6 4 3-4 3 2-3 2 0-1

Слайд 16

Модельный ответ: Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (сахаров) из неорганических (воды и углекислого газа) происходящий в хлоропластах на свету. Выделившийся кислород необходим всем живым организмам для дыхания .

Слайд 17

Задания по группам – составьте рубрикаторы оценивания 1 группа – анализ таблицы 2 группа – составление кластера 3 группа – анализ текста

Слайд 18

Рубрикатор оценивания задания по анализу таблицы Критерий Показатели Баллы Понимание смысла информации представленной в таблице: заголовок таблицы, название столбцов и строк, единицы измерения табличных данных и т.д. ( знание, понимание) Отсутствует понимание смысла информации представленной в таблице 0 Частично понимает смысл информации представленной в таблице 1 Полностью понимает смысл информации представленной в таблице 2 Определение закономерности отражённой в содержании таблицы ( анализ и синтез информации ) Затрудняется определять закономерность отражённую в содержании таблицы 0 Частично определяет закономерность отражённую в содержании таблицы 1 Самостоятельно определяет закономерность отражённую в содержании таблицы 2 Понимание практического значения данных таблицы ( применение, оценка ) Затрудняется понимать практическое значение данных таблицы 0 Частично понимает практическое значение данных таблицы 1 Полностью п онимает практическое значение данных таблицы 2

Слайд 19

Рубрикатор оценивания составления кластера Критерий Показатели Баллы Верно выделены смысловые единицы (знание, понимание) Затрудняется в понимании и выделении смысловых единиц 0 Частично понимает и может выделить смысловые единицы 1 Верно понимает и выделяет смысловые единицы 2 Найдено не менее 5 связей (оперирование, применение) Связи не найдены или найдена 1-2 связи 0 Найдено 3-4 связи 1 Найдено 5 и более связей 2 Верно сделаны выводы на основе кластера (анализ, синтез) Выводы не сформулированы 0 Сформулированы выводы без аргументации 1 Сформулированы аргументированные и верные выводы 2

Слайд 20

Рубрикатор оценивания задания на анализ текста Критерий Показатели Баллы Верное понимание смысла текста (знание, понимание) Затрудняется в понимании смысла предложенного текста 0 Частично понимает смысл предложенного текста 1 Верно понимает смысл и проблему, затрагиваемую в тексте 2 Умение определять авторскую позицию (анализ, синтез) Не может определить авторскую позицию 0 Затрудняется самостоятельно определять авторскую позицию 1 Умеет самостоятельно определить позицию автора 2 Сформулированность и аргументированность выводов (применение, коммуникация) Вывод не сформулирован 0 Сформулирован вывод без аргументации 1 Сформулированы аргументированные выводы 2

Слайд 21

Рефлексия мастер-класса: Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса? Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время мастер-класса?

Слайд 22

Разработка системы критериального оценивания для организации практической деятельности учащихся по предметам в условиях реализации ФГОС Гордеева Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска



Предварительный просмотр:

Рубрикатор (инструкция) оценивания ответа

на вопросы продуктивного типа

Критерий

Показатели

Баллы

Оперирование основными терминами, выделение ключевых слов (знание, понимание) 

Затрудняется оперировать терминами (не использует в ответе основные термины и понятия)

0

Частично оперирует терминами (частично использует в ответе основные термины и понятия)

1

Самостоятельно оперирует терминами (полностью использует в ответе основные термины и понятия)

2

Аргументирование ответа (анализ и синтез информации)

Затрудняется устанавливать основные закономерности (отсутствие аргументов)

0

Частично устанавливает закономерности

1

Самостоятельно устанавливает основные закономерности

2

Применение теории на практике (наличие  

примеров, установление межпредметных связей т.д.)

Затрудняется применять теорию на практике (отсутствие примеров)

0

Частично применяет теорию на практике (недостаточное количество примеров)

1

Самостоятельно применяет теорию на практике

2

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

5-6

4

3-4

3

2-3

2

0-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую...

Система критериального оценивания

В содержании Казахстанского образования происходят качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения перенесен на формирование функциональной грамотности ...

Система критериального оценивания достижений учащихся по физике

Под системой оценивания понимается  не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-...

Статья «Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Принципы построения учебного предмета в системе развивающего обучения для всех предметов одинаковы, тогда как формы, методы и приемы организации контроля могут отличаться. Таким образом возникла необх...

«Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Наша школа имеет многолетний опыт внедрения технологии развивающего обучения. На начальных этапах становления системы в школе приоритетным направлением выделялась контрольно-оценочная деятельность на ...

Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»

Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс ...