Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"
методическая разработка на тему

Документ содержит программу профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_traektoriya_uspeha_1-11_klas.doc978 КБ

Предварительный просмотр:

Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….…2

2.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ ………………………….…….3

2.1.ИНФОРМАЦИЯ О ШКОЛЕ………………………………………...…...5

2.2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ…………..…...5

2.3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ…………………….…….…..7

2.4.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ…………………………………………9

2.5.ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………….10

2.6.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………….………..10

2.7.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ….…11

2.8.СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В РАБОТЕ ЛИТЕРАТУРЫ…………..12

3.ПРИЛОЖЕНИЯ

3.1. Приложение  1.  Календарный план мероприятий по направлениям.13

3.2. Приложение 2. Используемые методики………………………………..23

3.3.Приложение 3. Перечень организаций и учреждений, где старшеклассники проходят профессиональные пробы и практики………………………………………………………………………….…………25

3.Приложение 4.Взаимодействие с учреждениями профессионального образования (ВУЗы, ССУЗы)…………………………………………………….27

3.5.Приложение 5. Курс «Профориентационный модуль» (сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов)…………29

3.6.Приложение 6. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников10-11 классов………………………………37

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социально-экономические преобразования, характерные для России в последние 10-15 лет, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Современные молодые люди,  вступая  во взрослую жизнь,  не готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить  решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт,  осуществлять ответственный  жизненный и профессиональный выбор.

Репродуктивные методы обучения приводят  к  стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.

Формальность в проведении предпрофильной и профильной подготовки приводит к тому, что  старшеклассники не готовы к ответственному выбору  будущей профессии и сферы профессиональной деятельности.

Трудности профессионального самоопределения в школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.  

Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта подростков в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.

Чтобы решить вышеуказанные проблемы необходимо  в средней общеобразовательной школе предоставить  обучающимся  возможность с начальной ступени обучения  проектировать своё будущее и формировать необходимые ресурсы  для осознанного, ответственного  выбора будущей профессии и сферы профессиональной деятельности.  В школе необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого  обучающегося  в процессе становления его способностей  к  самопознанию, самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и жизненных и профессиональных перспектив.

Эти условия включают:

1.Психологическое просвещение обучающихся на всех ступенях обучения, направленное на актуализацию знаний о мире профессий, разнообразии профессиональной деятельности человека, современных требованиях  к новым профессиям.

2.Психологическую  диагностику обучающихся с целью раннего определения  индивидуальных способностей, профессиональных наклонностей, возможностей обучающихся, соотнесение их с требованиями и характеристиками предпочитаемых профессий.

3.Расширение  пространства социальной  деятельности школьников, которая  обеспечивается включением их в различные активные  формы деятельности по изучению профессий, публичных выступлений, презентаций о сферах профессиональной деятельности, организацией экскурсий, профессиональных проб и практик.

4.Организацию  пространства  рефлексии, которая  обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений  с обучающимися  их образовательных целей, жизненных и профессиональных  перспектив, образовательных  историй  и событий, личностных изменений.

Создать   перечисленные  условия  невозможно без введения в образовательное пространство школы  особой позиции  школьного тьютора, обеспечивающего связь  индивидуальной образовательной потребности обучающегося, профессиональных намерений  и разных вариантов   самоопределения и ответственного выбора дальнейшего жизненного и профессионального маршрута.

Тьютор - это наставник, сопровождающий, направляющий, но не дающий готовых, конкретных ответов на вопросы подопечного. Задачами тьютора являются: «научить» подопечного планировать собственную образовательную деятельность, осуществлять ее анализ, рефлексию, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, проводить воспитание через разные способы работы, учить осмысливать успехи и неудачи.

Наша школа получила статус «Многопрофильной» и вопрос создания необходимых условий для  индивидуализации учебного процесса,  расширения пространства образовательной и социальной деятельности и активности старшеклассников в выборе будущей профессии стал актуальным и насущным.

           Перед нами  встала  цель разработки  программы  сопровождения профессионального самоопределения обучающихся многопрофильной школы  как  средства достижения  желаемого результата.

2.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

2.1.

Название организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Адрес организации

 2 мкрн., здание 29, первая часть,  г.Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628309

Телефон: 22-50-02, факс: 22-63-20

E-mail: sosh5_ugansk@mail.ru

http://www.sosh5-ugansk.ru

2.2.

Цель программы

Формирование  готовности  обучающихся к обоснованному, ответственному выбору будущей профессии, проектированию профессиональной карьеры, жизненного пути с учётом своих индивидуальных особенностей, возможностей, личностных качеств и потребности рынка труда.

Задачи

программы

  1. Сформировать  у обучающихся знания об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  2. Сформировать знания и умения осуществлять самоанализ развития своих профессиональных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности человека.
  3. Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений города, школы по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.
  4. Обеспечить  прохождение  профессиональных проб обучающимися  на предприятиях города соответственно выбранному профилю обучения.
  5. Организовать сотрудничество с учреждениями высшего и среднего профессионального образования.
  6. Раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий.
  7. Повысить уровень знаний и умений  обучающихся в сфере межличностного взаимодействия, умения работать в команде, отстаивать свою точку зрения, планировать  деятельность, проектировать своё будущее.

Основная идея

программы

Организация    профессионального и личностного самоопределения обучающихся как возможность  поддержания и развития у каждого  школьника  инициативного и авторского отношения к   проектированию образа своего будущего, к  выбору будущей профессии и сферы профессиональной деятельности, ценностным и  социальным стремлениям, направленным на формирование:

- коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной деятельности );

- социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные,

профессиональные, творческие, спортивные и другие сообщества;

-  готовности  к  ответственному  выбору  сферы будущей  профессии, профессиональной деятельности.

2.3.

Основные направления  работы

Профессиональное просвещение.

  1. Проведение классных часов по профориентации.
  2. Проведение акций: « Знакомство с профессией», «PR – профессий».
  3. Проведение форумов, круглых столов, встреч с профессионалами.
  4. Проведение экскурсий, профессиональных проб, практик с привлечением предприятий города.
  5. Сотрудничество с ВУЗами, ССУЗами и другими профессиональными учреждениями.

Приложение  1.  Календарный план мероприятий по направлениям.

Профессиональная диагностика.

  1. Диагностика профессиональных интересов, склонностей, возможностей обучающихся.
  2. Диагностика личностных качеств, индивидуальных способностей школьников.
  3. Диагностика соответствия личностных качеств  обучающихся и требований к профессии.

Приложение 2. Используемые методики.

Профессиональное консультирование.

  1. Индивидуальные консультации обучающихся, родителей по профессиональному  определению.
  2. Групповые консультации по профессиональному определению.

Профотбор.

  1. Определение познавательного интереса.
  2. Определение  профиля дальнейшего обучения.

Социально - профессиональная адаптация.

1.Проведение экскурсий, профессиональных проб, практик с привлечением предприятий города и социальных партнеров.

2.Сотрудничество с ВУЗами, ССУЗами и другими профессиональными учреждениями.

3. Участие в различных проектах, акциях.

Приложение 3. Перечень организаций и учреждений, где старшеклассники проходят профессиональные пробы и практики.

Приложение 4. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования (ВУЗы, ССУЗы).

2.4.

Основные этапы работы

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников, содержание  работы в школе по профессиональному самоопределению обучающихся разделяется на четыре этапа:

I этап. Пропедевческий (1-4 классы): формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

II этап. Поисковый (5-7 классы): развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, экономике и культуре. Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

III этап. Развитие профессионального самоопределения (8-9 классы): уточнение образовательного запроса в ходе занятий по профориентации и курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

(Приложение 4. Курс «Профориентационный модуль»).

IV этап. Профессиональное самоопределение (10-11 классы): обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде профессиональной деятельности, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

(Приложение 5. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников).

2.5.

Исходные теоретические положения

Методологическую основу программы составляют:

  • деятельностный подход, утверждающий деятельность основанием и условием развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Рубцов);

- теории социализации личности (И.C.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, В.А.Шаповалов, Ф.Рожков);

  • теория и методика проектной деятельности (Дж.Дьюи, Е.С.Полат, С.Т.Шацкий);
  • гуманистическая концепция обучения и воспитания, педагогика сотрудничества (А.Маслоу, К.Роджерс, Ш.А.Амонашвили);
  • личностно-ориентированное образование (И. С. Якиманская, В.В.Сериков, Н.И.Алексеева);
  • концепции профильного образования (Е.А.Климов, Н.С.Пряжников, Н.В.Немова);
  • теория обучения по индивидуальным образовательным программам (А.А.Попов).

2.6.

Ожидаемые результаты

Реализация данной Программы позволит:

- повысить мотивацию обучающихся к самоопределению в выборе будущей профессии и сферы профессиональной деятельности;

- оказать  психологическую поддержку и помощь обучающимся в осознанном и ответственном выборе будущей профессии;

-спроектировать обучающимся образ своего профессионального будущего и дальнейшего образовательного маршрута;

- обучить школьников основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать обучающихся на реализацию собственных замыслов и личностных ресурсов в реальных социальных условиях.

2.7.

Оценка эффективности реализации Программы

Основные критерии эффективности  профессионального самоопределения школьников:

  1. Количество обучающихся (в процентах), выбравших профессии, по профилю обучения (на которые их ориентировали).
  2. Мера сбалансированности количества обучающихся, поступающих на работу, на учебу в ССУЗы и ВУЗы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, региона, общества в целом.
  3. Мера соответствия  профессионального выбора структуре требуемых в современном обществе кадров профессий.
  4. Мера соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога, психолога.
  5. Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.

2.8.

Список  используемой в работе литературы

1.Беспалова Г.М. Гуманитарное педагогическое сопровождение самообразования подростка//Демократическая школа. – М.: НПО «Школа самоопределения», 2004. - №3. – С. 77-85.

2.Блинов Г.Н. Обучение и воспитание в системе общественного воспроизводства: целевые ориентации, формы обучения, содержание обучения в свете идей тьюторства //Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. С.30-49.

3.Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования/Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. – Томск, 2004.- С.41-47.

4.Ковалева Т.М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: Тьюторство как одно из направлений преодоления формал. педагогики//Первое сентября. – 2004. - № 66(09 окт.) – С.3.

5.Ковалева Т.М. Открытость образования как принцип построения современных образовательных технологий//Открытое образование. – М., 2006.

6.Тупицын А.Ю. Тьюторство в контексте «Педагогики самоопределения»//Индивидуально-ориентированная педагогика. – М.- Томск, 1997. - С. 39-44.

7.Щедровицкий П.Г. Л.Выготский и современная педагогическая антропология // Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.73-128.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

I этап. Пропедевческий (1-4 классы).

Возрастные особенности: повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Формиованиеположительного отношения к труду

Презентация«портфолио»

(Мои задачи на учебный год) (2-4кл.)

Образовательные сессии по решению проектных задач (формирование навыков коллективной работы)

Детско-родительский творческие проекты «Мир моих увлечений» (виды коллекционирования)

Презентация«портфолио»

(Мои успехи) (1-4 кл.)

Спортивная игра «Национальные виды спорта».

Участие в  конкурсе проектов в рамках городской декады по «Технологии»

Праздник «Мир, труд, май»

Образовательные сессии по решению проектных задач (формирование навыков коллективной работы)

Ведение курса «Лего» (1,2  кл)- в течение года

Ведение курса «ОБЖ» (1 кл)- в течение года

Направление работы  детской организации «Солнышко»:

-еженедельное межклассное соревнование чистоты и порядка в кабинете, внешнего вида, поведения во время перемен;

-дежурство обучающихся во время перемен в рекреациях и в столовой;

-организация и проведение общешкольных линеек;

-шефская работа (ученики 4х классов над учениками 1х классов в течение года).

Включение профориентационной информации в содержание  предметов технология (труд), окружающий мир – в течение года

Формирование общих представлений о современных профессиях

Экскурсия в городскую библиотеку и музей.)

Праздник «День учителя» (день самостоятельности)

Беседа

«Полиция на страже законов государства»

Праздник «День космонавтики»

Включение профориентационной информации в содержание  предметов технология (труд), окружающий мир – в течение года

Развитие базовых общетрудовых компетентностей (потребность в творчестве, самоконтроль, ответственность, работа в коллективе, социальная значимость)

Проведение акции «Письмо водителю»

Игра "Все профессии важны, все профессии нужны

Конкурс сочинений о профессии родителей

"Мой папа - ….." или «Моя мама - …..»

Конкурс рисунков "Замечательная профессия" (1–4  классы)

Деловая  игра 

«Презентация  достижений класса»

Конкурс «Портфолио» (1-4кл.)

Участие в работе творческих объединений:

-«Волшебная кисточка»

-«Умелые руки»

-«Домисолька»

-«Умники и умницы»

-«В мире музыки и танцев»

-«Полезные привычки»

-«Робототехника»

-«Отряд юных инспекторов дорожного движения (ЮИД)»

Участие в городских конкурсах (в течение года)

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах  учебных и исследовательских проектах (в течение года)

Мониторинг, диагностика, анкетирование

Анкета «Мои желания» (2-4 классы)

Методика «Моё любимое дело» (2-4 классы)

Анкета «Что я умею делать сам» (2-4 классы)

Игровая методика «По морю любимых занятий» (4 классы)

II этап. Поисковый (5-7 классы).

Возрастные особенности: Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН.

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Информирование о группах профессий, в которых используются ЗУН, приобретаемые в образовательном процессе

Классный час «Популярные специальности: гуманитарные и социальные». (5-е кл.)

Классный час «Профессии для любителей тонкой работы».

(6-е кл.)

Классный час «Профессии лёгкой промышленности».

(7-е кл.)

Классный час «Популярные специальности в архитектуре и строительстве». (5-е кл.)

Классный час «Профессии для хрупких и романтичных». (6-е кл.)

Классный час «Самые востребованные профессии в автобизнесе».

(7-е кл.)

Классный час «Профессии в общепите и пищевом производстве». (5-е кл.)

Классный час «Профессии для тех, кто любит животных». (6-е кл.)

Классный час «Горячая пятёрка рабочих профессий».

(7-е кл.)

Классный час «Популярные творческие специальности». (5-е кл.)

Классный час «Профессии средств массовой информации». (6-е кл.)

Классный час «Дефицитные рабочие профессии».

(7-е кл.)

Классный час

«Профессии в сфере услуг и туризме

(5-е кл.)

Классный час «Профессии в сфере экологии».

(6-е кл.)

Классный час «Уникальные специальности». (7-е кл.)

Классный час «Популярные специальности в педагогике».

(5-е кл.)

Классный час «Профессии для тех, кто любит контролировать». (6-е кл.)

Классный час «Новые профессии».

(7-е кл.)

Классный час «Популярные специальности: финансы».

(5-е кл.)

Классный час «Профессии для тех, кто хочет прославиться». (6-е кл.)

Классный час «Профессии по обеспечению безопасности». (7-е кл.)

Классный час «Популярные специальности в медицине и психологии». (5-е кл.)

Классный час «Теологические профессии». (6-е кл.)

Классный час «Мир новых профессий».

(7-е кл.)

Классный час «Популярные профессии в торговле и коммерции». (5-е кл.)

Классный час «Транспортные профессии». (6-е кл.)

Экскурсия в автогородок (5-7 кл)

Вовлечение учашихся в активное творческое познание мира профессий

Проведение акции «День работников нефтянной и газовой промышленности».

(5-е кл.)

Проведение акции «Международный день журналистов».

(6-е кл.)

Проведение акции «День учителя».

(5-е кл.)

Проведение акции «День работников уголовного розыска».

(6-е кл.)

Проведение акции «Всемирный день почты».

(7-е кл.)

Проведение акции «Письмо водителю».

(5-е классы)

Проведение акции «День милиции».

(5-е кл.)

Поведение акции «День бухгалтера». 

(6-е классы)

Игра «Все профессии важны, все профессии нужны».

(7-е классы)

Проведение акции

«День энергетика».

(7-е кл.)

Проведение акции «День спасателя».

(6-е кл.)

Конкурс сочинений «Моя будущая

Профессия»

(5–7-е кл.)

Проведение акции «День работника прокуратуры».

(7-е кл.)

Проведение акции «День Российской печати».

(5-е кл.)

Проведение акции «Международный день таможенника».

(6-е кл.)

Проведение акции «День Российской науки».

 (6-е кл.)

Проведение акции «День аэрофлота».

(7-е кл.)

Конкурс рисунков «Замечательная профессия», Моя будущая профессия». (5–7-е кл.)

Экскурсия в Музей «Роснефть»

(5-7-е кл.)

Проведение акции «День геодезии и картографии» (7-е кл.)

Проведение акции «Всемирный день поэзии».

(5-е кл.)

Проведение акции «День внутренних войск МВД

России».

(6-е кл.)

Проведение акции «День геолога».

(6-е кл.)

Проведение акции «День космонавтики». (7-е кл.)

Проведение акции «День пожарной охраны».

(5-е кл.)

Участие в  конкурсе проектов в рамках городской декады по «Технологии»

Проведение акции «Международный день музеев».

(5–7-е кл.)

Проведение акции «День пограничника». (6-е кл.)

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах  учебных и исследовательских проектах (в течение года)

Ведение курса «Лего» (5 кл)- в течение года

Мониторинг, диагностика, анкетирование

Диагностика «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова).

 (5-7-е кл.)

Диагностика «Карта интересов» А.Е.Голомштока.

(5-7-е кл.) Диагностика «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса- Дарки)

(5-е кл.)

Диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

 (5-е кл.)

Диагностика «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса- Дарки)

(6-е кл.)

Диагностика «Определение типа темперамента»  (Опросник Айзенка)

(5-е кл.)

Диагностика «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса- Дарки)

(7-е кл.)

Диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

 (6-е кл.)

Диагностика «Определение типа темперамента»  (Опросник Айзенка)

(6-е кл.)

Диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

 (7-е кл.)

Диагностика «Определение типа темперамента»  (Опросник Айзенка)

(7-е кл.)

Диагностика «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова). (5-7-е кл.)

Диагностика

«Оценка уровня общительности (тест  В. Ф. Ряховского).

(5-7-е кл.)

Диагностика «Карта интересов» А.Е.Голомштока.

(5-7кл.)

Диагностика

«Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»

(5-7-е кл.)

Диагностика «Самооценка  психических состояний» (Опросник Айзенка)

(7-е кл.)

III этап. Развитие профессионального самоопределения (8-9 классы).

Возрастные особенности: Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей (профессионально-значимых способностей)

Диагностика «Карта интересов» А.Е.Голомштока.

 (8-е кл.)

Диагностика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» А.В. Головина. (9-е кл.)

Диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

 (8-9-е кл.)

Диагностика «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова). (8-9-е кл.)

Диагностика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся»

Диагностика «Дифференциально-диагностический опросник  Е.А.Климова «Я предпочту»

(8-9-е кл.)

Диагностика «Тест Дж. Голланда по определению типа социальной направленности личности (9-е кл.)

Диагностика «Ориентир» И.Л.Соломина. (8-9-е кл.) Диагностика

«Оценка уровня общительности (тест  В. Ф. Ряховского).

(8-9-е кл.)

Диагностика «Определение типа темперамента»  (Опросник Айзенка)

(8-9-е кл.)

Диагностика

«Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов»

(8-9-е кл.)

Диагностика «Самооценка  психических состояний» (Опросник Айзенка)

(8-9-е кл.)

Диагностика «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова). (8-9-е кл.)

Диагностика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» А.В. Головина. (8-е кл.)

Индивидуальное консультирование по проблемам профессионального самоопределения (в течение года)

Профессиональные пробы

Экскурсия в «СКБ Банк» или «Ханты-Мансийский Банк».

(9-е кл.)

Экскурсия в «Энергонефть»

(8-9-е кл.)

Экскурсия в «Центральную городскую библиотеку».

(8-9-е кл.)

Экскурсия в «Центральную городскую больницу».

(9-е кл.)

Экскурсия в «БУ Нефтеюганская станция переливания крови».

(9-е кл.)

Экскурсия в «Нефтеюганский корпоративный институт»

(8-9-е кл.)

Экскурсия в туристическое агентство «Югра-Интур». (9-е кл.)

Экскурсия в «МУЗ ССНМП»

 (9-е кл.)

Экскурсия в «ОАО Нефтеюганский объединнённый авиотряд».

(9-е кл.)

Экскурсия в «Отряд Государственной противопожарной службы».

(8-е кл.)

Экскурсия в ОМВД России по г.Нефтеюганску. (9-е кл.)

Экскурсия в «Нефтегазовый индустриальный колледж»

(8-9-е кл.)

Экскурсия в «Нефтеюганский профессиональный лицей»

(9-е кл.)

Экскурсия в телекомпанию «Юганск- Интелком».

(8-9-е кл.)

Курсы  «Твой компас на рынке труда» (8-9 кл)- в течение года

Курсы «Азбука профориентации XXI века» (9 кл)- в течение года

Мастер классы в МБДОУ

Знакомство с содержанием профессии

Классный час «Выбор профессии»

(8-е кл.)

Классный час «Секреты выбора профессии» (9-е кл.)

Классный час «Мир профессий». (8-е кл.)

Встреча со специалистами «Городского центра занятости населения».

(9-е кл.)

Классный час «Дефицитные профессии».

(8-9-е кл.)

Конкурс сочинений «Моя будущая профессия» (8-9-е кл)

Классный час «Список особо опасных профессий».

Классный час «Популярные профессии начального профессионального образования»

(8-9-е кл.)

Проведение выставки: «Учебные заведения г. Нефтеюганска и ХМАО», «В помощь выпускнику».

(8-9-е кл.)

Классный час «Мир новых профессиий».

(8-9-е кл.)

Встреча со специалистами «Городского центра занятости населения».

(8-е кл.)

Подготовка к выбору профиля обучения

Анкетирование «Выбор профиля обучения».

(9-е классы)

Проведение занятий по программе

«Я и моя профессия» (8-е кл.)

Проведение занятий по программе «Мой профессиональный выбор»

(9-е кл.)

Запуск учебных и исследовательских проектов

Проведение занятий по программе «Мой профессиональный выбор»

(9-е кл.)

Проведение занятий по программе «Мой профессиональный выбор»

(9-е кл.)

Ученическая конференция

(защита учебных и исследовательских проектов

Участие в городской выставке: «Куда пойти учиться»

Проведение занятий по программе

«Я и моя профессия» (8-е кл.)

Анкетирование «Выбор профиля обучения».

(8-е классы)

Анкетирование «Выбор профиля обучения».

(9-е классы)

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах  учебных и исследовательских проектах (в течение года)

IV этап. Профессиональное самоопределение (10-11 классы).

Возрастные особенности: Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах. Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения.

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Подготовка к выбору профессии внутри выбранного профиля

Запуск профориентационного модуля по основам предпринимательской деятельности «Азбука бизнеса» (Бизнес-инкубатор) (10 -11кл)

Запуск профориентационного модуля по основам банковских знаний «Банковское дело» (ХМАО банк) (10кл)

Информационная акция "Представление профиля"(10 кл)

Выездная образовательная сессия на базе УрГЭУ по обществознанию, истории, экономике, праву и др. предметам (10-11 кл).

Проведение акции «День милиции».

(10-11-е классы)

Поведение акции «День бухгалтера». 

(10-11-е классы)

Проведение акции

«День энергетика».

(10-11-е классы)

Проведение акции «День спасателя».

(10-11-е классы)

Проведение акции «День работника прокуратуры».

(10-11-е классы)

Проведение акции «День Российской печати».

(10-11-е классы)

Проведение акции «Международный день таможенника».

(10-11-е классы)

Проведение акции «День Российской науки».

 (10-11-е классы)

Проведение акции «День аэрофлота».

(10-11-е классы)

Выездная образовательная сессия на базе УрГЭУ по обществознанию, истории, экономике, праву и др. предметам (10-11 кл)

Вручение сертификатов по итогам изучения профориентационного модуля «Банковское дело» (10кл)

Участие в банковской игре (10-11 кл)

Профориентационные модули в предметах профиля: курс «Азбука бизнеса», курс «Банковское дело» (в течение года)

Образовательные сессии по химии, физике, русскому языку, литературе, обществознанию, экономике преподавателями СурГУ (в течение года)

Вебинары СПбГУП (в течение года)

Формирование умений самостоятельного построения карьерных и образовательных путей

Тренинг

«Проектирование образа своего будущего» Форум  старшеклассников

« Как стать успешным»

Тренинг

 «Мечта- образ- стремление» Тьюториал«Ошибки выбора профессии»

Тренинг

 «Мои возможности и способности»

Тренинг «Хочу-могу- надо»

Тьюториал «У каждого своё призвание»

Тренинг 

«Мечтать не вредно»

Форум  старшеклассников « Пути к успеху».

Тренинг «Просто поверь в себя»

Тьюториал 

«Мой выбор»

Деловая  игра  «Портрет успешного человека».

Форум старшеклассников

«Презентация профессий  выбранного профиля»

Деловая  игра  «Стратегия выбора профессии. Современный рынок труда»

Деловая  игра 

«Презентация  достижений».

Деловая игра

« Куда поступать и где учиться»

Элективный курс « Азбука профориентации XXIвека», « Путь к профессии» (в течение года)

Формирование компетенций, соответствующих выбранному профиля обучения, выработка умений практического использования образовательных достижений и предметных знаний

Участие в конференции «Шаг в будущее» (10-11 классы)

Форум старшеклассников

« Успех от слова успеть» (10-11-е классы)

Запуск учебных и исследовательских проектов (10 проф. классы)

Участие в межрегиональной многопрофильной олимпиаде «Менделеев» (ТюмНГУ)

Стажировка по английскому языку (10-11 кл)

Учебная практика по английскому языку (10-11 кл)

Ученическая конференция

(защита учебных и исследовательских проектов (10 проф. классы)

Конкурс «PR-профессий» – защита профессий каждого профиля (10 кл.)

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах  учебных и исследовательских проектах (в течение года)

Профессиональные пробы

День самоуправления(10-11 кл.) - проба «Учитель»

Экскурсия в ООО «РН-Юганскнефтегаз», Управление добычи нефти и газа проба «Инженер»

Экскурсия в городской нефтеюганский суд – проба «Юрист»

Экскурсия в ХМАО банк, СКБ банк – проба «Банковский работник»

Экскурсия в Югра-интур – проба «Менеджер по туризму»

Экскурсия в аптеку «Фармация» – проба «Фармацевт»

Экскурсия на предприятие «Нефтеюганский авиоотряд» проба «Инженер»

Экскурсия в АУ «НИЦ» Телерадиокомпания «Юганск», Радио-«Юганск-FM» - проба теле-, радиожурналист, редактор, режиссер

Экскурсия на станцию переливания крови, МУЗ «Детская поликлиника №2» – проба «Медицинский работник»

Экскурсия в ОМВД России по г. Нефтеюганску - проба «Сотрудник полиции»

Экскурсии на предприятия ООО «РН-Юганскнефтегаз – проба «Инженер»

Выпуск школьной газеты «Пятёрочка» (в течение года) и написание статей в городскую газету «Черный кот» – проба «Журналист»

Участие в международном проекте «Santa Fe-Yugra Exchange» (Россия-Аргентина) - создание блога http:// santafe-yugra.blogspot.com для переписки с подростками из других стран - проба «Переводчик», «Международные отношения».

Международный проект «Polar Lights» - издание школьного журнала на английском языке и его рассылка в зарубежные школы партнёры – проба «Переводчик», «Международные отношения»

Мониторинг, диагностика, анкетирование

Мониторинг соответствие выбранного профиля профессиональным интересам старшеклассников (10 класс)

Анкетирование «Моя личная профессиональная перспектива» (10 классы)

Диагностика « Изучение профессиональных  способностей и склонностей» А. Климова (10 классы)

Проективная

диагностика

«Человек, срывающий яблоко»,

« Я через 10 лет». (10-11 классы)

Образовательная картография

«Дорога в жизнь»,

« Пути выбора профессии» (11 классы)

Диагностика

личности на мотивацию к успеху Т. Эклера. (10-11 классы)

Диагностика

личности  на мотивацию избегания неудачи Т. Эклера (10-11 классы)

Диагностика

по методике «Выявление лидерских качеств». 10-11 классы)

Диагностика

«Основной мотив твоего выбора» (10 классы)

Мониторинг профессиональных намерений старшеклассников (10 класс)

Мониторинг соответствия выбранной специальности профилю обучения (11кл. по итогам поступления)

Информирование обучающихся и родителей

Презентации востребованных в регионе профессий и специальностей (Центр занятости)

Родительское собрание Вопрос профессионального определения школьников (10кл)

Профориентационная акция по набору обучающихся в учреждения профессионального образования системы МВД, министерства обороны

Встречи с представителями филиалов ВУЗов в г. Нефтеюганске (ТюмНГУ, ОмГТУ, РГГУ)

Встречи с успешными выпускниками школ (10-11 кл)

Профориентационная акция по набору обучающихся в учреждения профессионального педагогического образования

Родительское собрание Презентация учреждений профессионального образования города (11кл)

Обзор информационной копилки «Абитуриент» (11кл)

Ярмарка профессий (10кл)

PR-профессий (10 кл)

Индивидуальное консультирование по проблемам профессионального самоопределения (в течение года)

Встречи с представителями ВУЗов (в течение года)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  МЕТОДИК

1-4 классы

1.Многофакторный личностный опросник (Р.Б.Кеттелл, Р.В.Коан). Исследование личностных особенностей младших школьников.

2.Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.

3. Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе (Н.Г. Лусканова). 

4.Поливанова Н.И., Ривина И.В. «Диагностика системного мышления детей 6-7 лет» .

5. Ковалев В.И., Карпова Г.А. «Школьная учебная мотивация».

6.Опросник Г.Д., Спилберга «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению».

7. Д.Векслер «Измерения интеллекта детей».

8. Диагностика личностной тревожности. Тест-опросник Шмишека.

5-9 классы

1. «Карта интересов» А.Е.Голомштока, модификация Г.В.Резапкиной.

2.Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова «Я предпочту».

3.Тест Дж. Голланда по определению типа социальной направленности личности.

4. Методика «Ориентир» И.Л.Соломина.

5.Методика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» А.В. Головина.

6.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

7. «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова).

8. Определение типа темперамента (Опросник Айзенка).

9. «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса-Дарки).

10. Оценка уровня общительности (тест  В. Ф. Ряховского).

11.«Самооценка  психических состояний» (Опросник Айзенка).

12. Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов».

10-11 классы

  1. Методика « Профиль» модификация Г. Резапкиной.
  2. Методика «Диагностика мотивационной  структуры  личности»

В.Э. Мильман.

  1. Методика « Тип мышления» модификация Г.Резапкиной.
  2. Методика «Шкала зависимости» Т. Элес.
  3. Методика «Шкала оценки потребности в достижении» Т. Элес.
  4. Методика « Определение ведущего полушария».
  5. Методика « Оценка профессиональных склонностей  школьников».
  6. Опросник  КАВД ( по В.А. Ананьеву). Определение типа восприятия.
  7.  Опросник для определения  профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой( склонность к определённому типу профессии).
  8. Тест Шмышека.
  9.  Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере модифицированная В.А. Чикер, В.Э. Винокурова.
  10.  Методика « Лидер».
  11.  Методика « Личностная шкала проявления тревоги» Т.А. Немчинова.
  12.  Анкета «Определение детей группы риска».
  13.  Методика « Сортировка» « Я- социальное, идеальное, актуальное».
  14.  Методика « Ориентация» И.Л. Соломина.
  15. Анкета « Психологический комфорт в школе».
  16.  Анкета « Взаимоотношения в семье».
  17. Анкета по выявлению способностей к саморазвитию.
  18. Методика « Цель- средство- результат» А.А. Карманова.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА (СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО)

Взаимодействие с предприятиями и организациями города по проведению профессиональных проб и социальных практик осуществляется в различных формах: экскурсия, присутствие на рабочем месте, наблюдение, участие в различных проектах.

  • Международный проект «Santa Fe-Yugra Exchange» (Россия-Аргентина) - создание блога http:// santafe-yugra.blogspot.com для переписки с подростками из других стран.
  • Международный проект «Polar Lights» - издание школьного журнала на английском языке и его рассылка в зарубежные школы партнёры.
  • Окружной бизнес-инкубатор, г. Ханты-Мансийск – проводит практические занятия для старшеклассников (мастер-классы, тренинги, деловые игры), организация серии однодневных стажировок на рабочем месте действующих предпринимателей (посещение различных предприятий).
  • ОАО «Ханты-Мансийский банк Нефтеюганск» – проводит   курс начального банковского образования для обучающихся социально-экономического профиля.
  • Центр молодежных инициатив, г.Нефтеюганск –организация и проведение социальных практик, трудоустройство обучающихся в каникулярное время.

Направление

Профессиональные пробы и социальные практики (партнёры)

Химико-биологическое

МУЗ «НГБ»

МУЗ «Станция переливания крови»

МУЗ «ССНМП»

ОАО «Хлебокомбинат Нефтеюганский

Филологическое

Центральная городская библиотека

Автономное учреждение «Нефтеюганский информационный центр»

Радио Юканск-FМ 102,9,

Языковая школа «Speak Easy»

Физико-математическое Информационно-технологическое

ОАО «ЮТЭК-Нефтеюганск»

ООО ЮКГ-Энергонефть  

ООО «РН-Информ»

ООО «РН-Бурение» нефтеюганский филиал

ОАО «Тюменьэнерго», г. Нефтеюганск

ОАО «Нефтеюганский авиотряд», г. Нефтеюганск.

Отряд Государственной Противопожарной Службы, г. Нефтеюганск.

Социально-экономическое

ОАО Ханты-Мансийский банк

Отдел по защите прав потребителей

ОАО СКБ-БАНК,  г. Нефтеюганск

Социально-гуманитарное

Нефтеюганское УВД

Нефтеюганская городская организация Российская Оборонно-Спортивная Техническая Организация РОСТО (ДОСААФ), г. Нефтеюганск

ООО «Экономика и право»

Отдел по делам архивов г. Нефтеюганска

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВУЗЫ, ССУЗЫ)

  • Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург

– проведение видеоконференций для обучающихся по различным профильным предметам и профессиональному самоопределению.

  • Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

– публичные лекции преподавателей вуза;

- учебно-консультационные сессии для обучающихся по проведению исследовательской деятельности;

-  стажировки для  учителей и старшеклассников по истории, обществознанию, экономике, математике.

  • Сургутский государственный университет г. Сургут

- проведение ежемесячных образовательных сессий для старшеклассников по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, биологии, химии, физике, экономике;

- учебно-консультационные сессии для обучающихся по проведению исследовательской деятельности.

  • Тюменский Нефтегазовый государственный университет (филиал в г. Нефтеюганске)

- участие в межрегиональной многопрофильной предметной олимпиаде «Менделеев»;

- участие в профессиональной выставке;

           - экскурсии, участие в дне открытых дверей.

  • Омский государственный технический университет (филиал в г. Нефтеюганске)

- участие в профессиональной выставке;

           - экскурсии, участие в дне открытых дверей.

  • Нефтеюганский индустриальный колледж

- участие в профессиональной выставке;

           - экскурсии, участие в дне открытых дверей.

  • БУ НПО ХМАО - Югры «Нефтеюганский профессиональный лицей»

- участие в профессиональной выставке;

- экскурсии, участие в дне открытых дверей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. «ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ» (СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ)

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Цель курса: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Задачи курса:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

                Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Занятия курса проходят в виде различных форм учебной деятельности, таких как, деловые игры, беседы, встречи, тренинги, экскурсии, мастер классы, «мозговой штурм», работа в парах и группах.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные:

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- выполнять профессиональные пробы, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности);

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

                Метапредметные:

- работать с различными источниками информации;

- использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;

- участвовать в деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

- развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми;

- применять коммуникативные и презентационные навыки.

                Предметные:

- расширить знания об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; 

- расширить знания о понятии темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей;

  •  знать требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
  •  расширить знания о понятии рынок профессионального труда, профессионализм и востребованность профессий в современном обществе.  

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Форма занятий

1

Что такое профессиональная ориентация.

1

беседа

2

Понятие о профессии. Характеристики профессии.

1

беседа

3

Многообразие мира профессий

1

деловая игра

4

Представление о себе и проблема выбора профессии

1

игра

5-6

Выбор профессии и профессиональные способности

2

беседа

7-8

Рынок труда

2

беседа, встреча с представителями центра занятости г. Нефтеюганска

9

Профессиональное образование

1

деловая игра, диспут

10

Планирование своего профессионального будущего

1

беседа

11

Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО

1

практикум

12-13

Встреча с представителями учебных заведений

2

встреча с представителями профессионального лицея, нефтегазового колледжа

14

Введение в проблему профессионального самоопределения

1

тренинг

15

Изучение типа личности профессиональных способностей и склонностей

1

диагностика

16

Эмоциональное отношение к выбору профессии

1

тренинг

17

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

диагностика, беседа, деловая игра

18

Мои жизненные ценности и профессия

1

тренинг

19

Характеристика списка дефицитных профессий.

1

презентация, беседа, диспут

20

Характеристика списка особо опасных профессий

1

презентация, беседа, диспут

21

Характеристика списка новых профессий

1

презентация, беседа, диспут

22

Мир новых профессий

1

тренинг

23

Высшие учебные заведения России

1

практикум

24

Изучение направленности к группам профессий. Карта профессий. Состояние рынка вакансий.

1

диагностика

25

Планы на будущее

1

тренинг

26

Выбор профиля профессиональной направленности. Реалии выбора, проблемы неопределённости

1

диагностика, беседа, деловая игра

27

Профессиональная злелость

1

тренинг

28-34

Профессиональные пробы

7

взаимодействие с образовательными учреждениями, предприятиями, организациями

Итого

34

Содержание программы

  1. Что такое профессиональная ориентация - 1 ч.

                Что такое профессиональная ориентация? Почему профессию нужно тщательно выбирать? Самый надежный способ выбрать профессию. Можно ли лучше узнать себя и как это сделать?

  1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1ч.

                Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие и профессии новые. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?

  1. Многообразие мира профессий - 1 ч.

                Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

  1. Представление о себе и проблема выбора профессии- 1ч.

                Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессиональные склонности и профессиональные способности.

5-6. Выбор профессии и профессиональные способности – 2ч.

                Как определить свои профессиональные способности - пособие по самотестированию. Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей.

Оценка умственных способностей и особенностей характера. Как определить свое место на «психологической карте профессий» с учетом своих способностей? Почему так важно знать свои профессиональные способности?

7-8. Рынок труда - 2ч.

                Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?

  1. Профессиональное образование -1ч.

                Зачем нужно профессиональное образование? Образование общее и образование профессиональное. Профессиональное образование - направления, уровни, ступени, формы обучения. Где можно получить профессиональное образование - профессионально- технические училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения. Документы об образовании. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. Что ты должен знать о возможностях получения образования в Ханты- Мансийском автономном округе?

  1. Планирование своего профессионального будущего - 1ч.

                Почему решения все равно придется принимать? Разные способы принятия решения. Самый надежный способ принятия решения. Планируем свое профессиональное будущее самостоятельно.

Какие бывают рабочие места? Айсберг рабочих мест. Где и как искать информацию о рынке труда, вакансиях и обучении? Источники информации - Государственная служба занятости, коммерческие фирмы, собственные объявления о поиске работы, телефонные звонки, друзья, родственники, коллеги. Как правильно их использовать. Как правильно составить резюме. 11 шагов к цели.

  1. Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО - 1ч.

                Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности.

Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

  1. Встреча с представителями учебных заведений - 2 ч.

                Встреча с представителями «Нефтеюганского профессионального лицея» и «Нефтеюганского нефтегазового колледжа».

14. Тренинг «Введение в проблему профессионального самоопределения» - 1ч.

                Самопрезентация. Психологическая суть профессионального самоопределения. Техники «Составление информационной карты» и «Невербальное общение». Рефлексия.

15.Изучение типа личности профессиональных способностей и склонностей- 1ч.

                Диагностика: Тест Д.Голланда (определение типа личности); Дифференциально-диагностический опросникА. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).

16.Эмоциональное отношение к выбору профессии- 1ч.

                Приветствие. Упражнения: «Мои эмоции и чувства…», «Шестое чувство», «Руанский монастырь». Рефлексия.

17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда - 1ч.

        Понятие и определение уровня интеллектуальных способностей. Влияние интеллектуальных способностей на успешность в профессиональных сферах жизнедеятельности.

18.Мои жизненные ценности и профессия- 1ч.

                Приветствие. Упражнения: «Отдел кадров», «Мои ценности», «Мои цели». Рефлексия

19.Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.

        Понятие и видыдефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.

20. Характеристика списка особо опасных профессий- 1ч.

        Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.

21. Характеристика списка новых профессий- 1ч.

        Характеристика видовновых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.

22. Мир новых профессий- 1ч.

                Приветствие. Упражнения «Профессиограммы», «Профсоюз». Рефлексия.

23. Высшие учебные заведения России- 1ч.

                Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности.Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

24. Изучение направленности к группам профессий. Карта профессий. Состояние рынка вакансий.  

                Диагностика: методика «Ориентир» И.Л. Соломина (выявлениенаправленности человека на ту или иную группу профессий, составление карты профессий, информация о состоянии рынка вакансий).

25.Планы на будущее.

                Приветствие. Упражнения: «Я через 10 лет», «Мой товарищи через 10 лет». Рефлексия

26.Выбор профиля профессиональной направленности. Реалии выбора, проблемы неопределённости.

                Диагностика: «Анкета профи». Деловая игра «Профессиональная карьера». Трудности неопределённости в профессиональной направленности.

27. Профессиональная зрелость

                Приветствие. Упражнения: «Дорога в жизнь», «Эмоциональное отношение к выбору профессии». Рефлексия

28-34. Профессиональные пробы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 10-11 КЛАССОВ

  В основе разработки данной части  программы лежат исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лурия,  Д.Б.Эльконина, П.Г.Щедровицкого, И.Д. Фрумина, В.А.Болотова, Т.М.Ковалевой и др.  

Педагогическая деятельность тьютора в старшей  школе заключается в индивидуальной работе с обучающимися по выстраиванию траектории их движения в пространстве образования, способствует профессиональному самоопределению и самореализации  школьников в будущей профессиональной и общественной жизни, формированию  у них эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Цели тьюторской деятельности:

-  индивидуальное сопровождение обучающегося от выбора профильных предметов, элективных и интергративных курсов, замысла его образа будущего, предполагающего высокий уровень мотивации, выбор будущей профессии  и дальнейшего образовательного маршрута;

 - содействие школьникам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий в рамках  учебного процесса, дополнительного образования, профессионального самоопределения;

- содействие в приобретении культурно- ценностных ориентаций и опыта осуществления  личностных замыслов и целей.

Задачи:

1. Провести диагностику индивидуальных особенностей, возможностей, профессиональных склонностей, интересов обучающихся.

2. Помочь каждому школьнику сформулировать цели и задачи  личностного  развития, самоопределения в профессиональной сфере исходя из данных диагностики.

3.Содействовать в проектировании образа профессионального будущего, составлении индивидуальной образовательной программы как персонального пути по реализации своих образовательных возможностей, профессиональных  склонностей и нахождении  ресурсов для достижения результата.

4. Создать условия для анализа и рефлексии своих образовательных, творческих, спортивных достижений и неудач.

5.Способствовать формированию готовности к самоопределению и ответственному выбору будущей профессии.  

Этапы тьюторского сопровождения  профессионального самоопределения старшеклассника

1этап ( август-сентябрь).

Моделирование старшеклассником  ИОП: 

-сбор данных об индивидуальных особенностях, профессиональных интересах, склонностях;

- сбор данных об образовательных запросах:  ( запуск  «образа» своего будущего, осознание  своих познавательных  интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ) через проведение  психологической диагностики возможностей, интересов, склонностей, тренингов  на  самопознание, раскрытие своего потенциала, тьюториалы  по моделированию «образа» Я» и  ИПО. Тренинг « Мои возможности  и способности», образовательная карта « Мои возможности», « Значимые люди в моей жизни», « Река моей жизни».

 2 этап ( сентябрь-октябрь)  

Проектирование ИОП  (какую профессию хочу  получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств)  через тренинг « Проектирование образа  профессионального будущего,  групповые, индивидуальные тьюторские  консультации, тренинги по самоорганизации, планированию своей деятельности. Образовательная  картография « Пути выбора профессии»,  « Любимое дело», « Интересные места  в школе», « Что необходимо  мне для того, чтобы найти свою профессию», « Река профессий»,  « Река моей жизни», « Самые счастливые дни  в школе», рефлексивные эссе « Чему хочу научиться в 10-м классе?»,

 «  Как нужно выбирать профессию?, рефлексивные тексты  « Когда человек чувствует себя счастливым», « Что значит призвание человека?»,

 « В чём смысл  жизни»,  « Чего я хочу добиться в жизни?»,

 3 этап ( октябрь - апрель)

Самореализация и коррекция  ИОП (анализ и рефлексия целей, задач, осмысление и соотнесение  результатов и замысла) через рефлексивные семинары- практики, деловые игры, через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные  конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции, форумы: « Пути к успеху», « Портрет успешного человека», тренинги « Просто поверь в себя», « Мечта- образ- стремление», « Я и мой внутренний мир», « Мечтать не вредно», « Маска мифов и метафор».

проективные методики « Человек, срывающий  яблоко с дерева», « Море и звёзды», « Человек под дождём», образовательная картография « Карта сказочной страны», обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио.

 4 этап ( май)

 Презентация  ИОП (предъявление результатов, портфолио, рефлексия), постановка целей и задач  на следующий учебный год. Предъявление результатов в форме самопрезентации: рассказ о своих успехах, достижениях, неудачах, образовательная картография « Пути к успеху»,

 « Мой выбор», проективные методики « Сказочная страна», « Город моей мечты», рефлексивные эссе « Что я знаю о себе», « Чему меня научил прошедший год», « Мои планы на будущее».

 Продукты  тьюторской деятельности 

1.Портфолио  старшеклассника    как портфеля образовательных достижений.

2.Эссе, написанное  старшеклассником, как  анализ и рефлексия изменений в личностном  плане.

3.Дневник  тьютора.

4.  Изменение статуса личности в обучающегося в группе, в классе,  наличие стремления к  самоактуализации,  саморазвитию, самоизменению.

5.Включённость старшеклассника в различные виды образовательной, творческой, спортивной деятельности.


Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы старшеклассника (ИОП)

Календарный план тьюторского сопровождения старшеклассников (10-11 класс) в профессиональном самоопределении

Участники

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Обучающиеся

1. Тренинг- погружение

«Проектирование образа профессионального будущего».

10-е кл.

2. Тьюториалыпо моделированию образа «Я» и ИОП.

Средство: проективные методики,

Рефлексивное эссе « Мои впечатления после первого месяца обучения» образовательная картография, рефлексивные тексты, притчи.

1.Тьюторские консультации по проектированию ИОП. Поиск информации, средств, ресурсов.

Средство:

проективное задание

«Историческая личность», активизирующая карточная методика «Или-или».

2.Тренинг  по самоорганизации и планирования своей деятельности.

1. Коррекция ИОП, осмысление и соотнесение замысла с первым результатом

2.Тьюториалы

(обучающие семинары, рефлексивные семинары- практикумы).

Средство:

Рефлексивное эссе « Мои достижения»,

деловая игра

«Самопрезентация»,

1.Тьюторские консультации

«Самые востребованные профессии».

тьюториалы, обсуждение рефлексивных текстов

(Р. Бах «Чайка Джонатан Ливингстон»

2. Тренинг

«Самопознания и раскрытия своих возможностей»

1.Тьюторские консультации  «Как выбрать профессию по темпераменту»

2.Тьюториал  по написанию резюме, деловая игра

 « Профессия, которую я выбираю».

1. Тьюторские консультации профессии  IТ

2.Дискусия

 « Журналистика: мифы и реальность»

1.Тьюторские консультации по оформлению портфолио.

2. Деловая игра

« Куда поступить и где учиться».

3. Методика «Растяжка во времени».

4. Тренинг уверенного поведения.

1.Презентация ИОП, предъявление итогов работы, рефлексия.

Средство: образовательная картография, рефлексивное эссе, портфолио

1.Презентация ИОП, предъявление итогов работы, рефлексия.

Средство: образовательная картография, рефлексивное эссе, портфолио

Учителя

Информирование учителей  о профессиональных замыслах обучающихся, соответствие замысла с выбранным профилем обучения.

Родители

Информирование  родителей  о профессиональных замыслах обучающихся, соответствие замысла с выбранным профилем обучения.

Индивидуальные и групповые консультации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ГБОУ СОШ с. Летниково по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на 2017-2018 учебный год

Цели:сформировать эффективную систему профессионального сопровождения учащихся и воспитанников в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда;создать условия для развития с...

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования Больше-Ломовисского филиала МБОУ "Пича...

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.

Профессии агропромышленного комплекса.Целевая установка: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области пр...

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся  в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...

Модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся....

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся

Представление результатов работы по развитию профориентационной деятельности в образовательной организации...