Работа над этюдами на разные виды техники. Открытый урок.
план-конспект урока на тему

 Юсупова Илюза Исламовна

Преодоление технических трудностей в работе над этюдами в классе фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_etyudami._konspekt_uroka.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над этюдами на разные виды техники.

Конспект урока фортепиано

с учащейся  6 класса хорового отделения Авериной Полиной.

Преподаватель Юсупова Илюза Исламовна.

Тема урока: работа над этюдами на разные виды техники.

Цель: преодоление технических трудностей в работе над этюдами в классе фортепиано.

 Задачи: 

  1. научить учащуюся владеть разными видами фортепианной техники;
  2. полное и беспрепятственное подчинение двигательной системы музыкальной воле исполнителя во всех ее тончайших проявлениях;
  3. воспитывать у учащейся терпение и настойчивость для преодоления трудностей.

План урока:

  1. Вводная часть (10 минут). Показ и комментарии к слайдам.
  2. Работа над этюдами (20 минут).
  3. Определение домашнего задания. (5минут).
  4. Обобщение урока. (5 минут).

Работа над этюдами:

  1. К. Черни Этюд №12 F dur op.299
  2. К. Черни Этюд №53 a moll op.821 №56.
  3. К. Черни Этюд №55 a moll op.821 №57

4.   К. Черни Этюд №56 a moll op.821 №58

Задачи:   

развивающие:

  • развитие технического мастерства;
  • подбор упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест этюда;
  • умение реализовать свой исполнительский замысел;

        воспитательные

  • воспитание терпения и усидчивости, внимания, трудолюбия;
  • формирование коммуникативной культуры поведения и общения;

        образовательные:

  • формирование комплекса знаний, умений, навыков необходимых для  совершенствования технических навыков.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, анализа и сравнения, обобщения, эмоциональной отзывчивости, интеллектуального воздействия.

Ход урока:

Работу над этюдами нужно вести в определенной последовательности:

  1. краткое ознакомление с творчеством композитора, создавшего этюд, стилем, характером, формой и развитием материала;
  2. определить техническую задачу, установить аппликатуру, выбрать целесообразные движения и положения рук во время игры;
  3. иметь четкий план работы над этюдом (как и в какой последовательности следует использовать приемы для разучивания трудных эпизодов или этюда в целом);
  4. приступить к разучиванию этюда по частям, отдельными руками, отрабатывая наиболее трудные места;
  5.  следить за выполнением фразировки, акцентов, динамических оттенков;
  6.  начиная работу, следует играть в медленном темпе, постепенно доводя его до указанного автором. В процессе работы исполнять этюд в различных темпах, временами возвращаясь к медленному темпу;
  7.  освоение текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.

 

В этюде № 12 Черни предлагает арпеджио Б5/3, М5/3, Д7, Д9 с пропущенной терцией или квинтой, длинные, короткие. 

Так как этюд выучен наизусть, следовательно определенная работа была уже сделана и мы это проговорим.

Проделанная работа: 

  •  Освоили объединение звуков в пределах одной позиции (нашли удобные движения рук), затем перешли к смене позиций и к более сложным комбинированным движениям.
  •  Работали над кистевыми поворотами; при восходящем - кисть слегка поворачивается вправо, при нисходящем - влево. Все «повороты» пассажа «прорисовали» кистью; при этом рука двигалась вслед за пальцами, а не наоборот.
  • Разучивали небольшими отрывками, не только двумя руками вместе, но и отдельно каждой рукой.  
  • Развивая инициативу учащейся, находили c ней различные приемы и варианты, помогающие техническому овладению материалом.

 Уделили внимание:

1) плавному подкладыванию 1пальца (отведение запястья по направлению движения).

В быстром темпе следует использовать плавный перенос руки, без акцента на 1 палец;

2)   музыкальному ритму, как организации музыки во времени;

3)  связь между слуховыми и двигательными ощущениями.

Отдельно остановились на Д9 в средней части этюда, так как не получалось без спотыканий. Было предложено придумать, как работать над данным местом. Учащаяся предложила поиграть аккордами по три звука, что помогло ей охватить зрительно, довольно широкие расстояния между звуками арпеджио, почувствовать лучше кульминацию, а также подойти к логическому завершению этюда аккордами. Здесь пришлось задействовать спину, почувствовать свободу в плечевом поясе и руках. Эта работа дала свои результаты: аккорды стали собранными, яркими, выстроенными по басу и верхнему голосу.

 1) Проигрывание этюда в среднем темпе в ритмически свободном движении, слегка замедляя в тех моментах, где встречаются какие-либо неудобные для руки положения или технически трудные сочетания, способствующие выработке ощущения свободы руки и пальцев. Приобретается   привычка к плавным, свободным и незаторможенным движениям, воспитывается отношение к быстрым фигурационным пассажам, как к гибкой и ритмически живой звуковой линии.

2) Пассажи играли от piano к forte - начинать  с pianissimo и яркое crescendo. Утрированная фразировка сгладилась при быстром исполнении.

Есть места в этюде, где диапазон - почти вся клавиатура. Стремились, чтобы звучание было широким и свободным, поэтому вес руки использовали полностью. В партиях обеих рук

 (унисон), добивались ровного и спокойного звучания при подкладывании первого пальца и перекладывании третьего и четвертого. Какие ощущения важны для выполнения этой задачи? В первую очередь ощущение продления опоры через ладонь и клавиатуру до струн и сохранение этой опоры при перемещении руки вдоль клавиатуры.  Такой психологический настрой поможет естественному приспособлению руки при активных пальцевых движениях.

Этюд № 53

                Этюд написан в форме периода, состоит из двух предложений, в основе автентический оборот ТDDТ, во втором предложении появляется S в необычном виде (фригийская), которая переходит в КDТ, однотональный.

Трехдольность этюда напоминает нам о танце, круговом движении. Танец торжественный (октавы в левой руке и аккорды с перемещением нижнего звука через октаву вверх). Мелодия в левой руке, в октавах. Правая рука несет черты аккомпанемента.

Определились с аппликатурой (в октавах на черную клавишу всегда четвертый палец и в правой руке третий или четвертый пальцы при перемещении на пятый палец).

Левая рука использует движение кистью при спокойном локте (играли только первым пальцем «посыпающим» движением, только пятым пальцем). Скачки на квинту проучивали отдельно (через октаву, броском «снизу», с ощущением «пружинящего» свода руки). Остальные пальцы должны быть собраны и слегка прижаты к ладони (без всякого напряжения пальцев и кисти). Упражнения способствуют развитию легкости и подвижности кистевого движения при собранных пальцах и особенно полезно для учащихся с маленькой рукой.

Главное- умение предвидеть предстоящие трудности, вовремя подготовиться к ним, скачки   учили не только руками, но и ясно представляли себе в уме. Решили использовать больший вес руки в октавах, необходимый для реального воплощения нужного звучания.

Следить за скачками в быстром темпе особенно в двух руках зрительно просто невозможно, поэтому их выполнение строилось в основном на мышечном чувстве.

Чтобы добиться хорошего, цельного исполнения решили добавить педаль на первую долю такта. Результат был налицо. Исчезли ненужные акценты в октавах, 3-хдольность зазвучала красками бального, помпезного танца.

Этюд №55 (ломаные арпеджио)

Период единого строения, накопление энергии в последней строке за счет учащения гармоний Т6, D3|4, T 5|3, II56, D7, Т.

При разборе этюда двумя руками, мы сразу выяснили, что аккомпанемент – основа гармонического строения этюда, «сигнал», привлекающий внимание исполнителя к появлению новой тональности в такте. Аккорд в каждом новом такте затем раскладывается в ломаное арпеджио в другой руке. Это характерно для этюдов К. Черни. Этот этюд показался нам похож на песню, с красивой мелодией, искусно спрятанной в первых звуках ломаного арпеджио, которая вверх поднимается по звукам трезвучия, вниз идет на полутон в гармоническом миноре, привнося нотку жалобной интонации. Снова поднимается вверх и на полутон вниз, третий подъем мелодии завершается решительным движением мелодии вниз и утверждением в тональности a moll, через доминанту.

Принципы работы:

 Мелодию проинтонировать, пропеть отдельно. Кульминация определяется зрительно (единственный четырехзвучный аккорд).

Отрабатывали:

  1. интервалами по два звука, с задержанием первого пальца;
  2. с остановкой на 1ом звуке в группе из 4х нот;
  3. постепенно укрупняем  количество групп (такт, фраза, предложение).  

Форте поддерживается аккордами в левой руке. Аккорды в начале этюда глубокие, основательные. В конце этюда   берутся легким, цепким звуком – движением из клавиш вверх.

 Ломаные арпеджио легким движением по 1 пальцу сначала четвертными длительностями, затем восьмыми, что придает легкость, но в то же время решительность.

Этюд № 56

 Написан в форме периода единого строения, в основе секвенционное развитие. Движение по тональностям I степени родства (тональности основных функций лада Т(a)-S(d)-D(E).

Первостепенная задача при исполнении двойных нот (терций) в партии правой руки - добиться хорошо звучащего двухголосья. Нужно обязательно работать над каждым голосом отдельно и научиться играть в темпе нужной аппликатурой. Соединяя два голоса, помнить, что хорошее легато во многом зависит от слышания и правильного понимания интонационной структуры. Упражнением для лучшего «разделения» голосов в терциях может служить исполнение их разными штрихами, например, верхний голос legato, а нижний non legato и наоборот.

Следует использовать различные варианты работы над двойными нотами: 
1) стаккато и легато, форте и пиано (верх и вниз) и наоборот; 
2) вычленение сочетаний (со слабыми пальцами); 
3) игра триолями.

Терции переходят в заключительные аккорды этюда. У учащейся исполнение аккуратное, но скованное. Нет свободного «вытряхивающего» движения от спины. Потренировались сначала на «крышке инструмента», затем на инструменте, при этом перед каждым аккордом (в медленном темпе) проверили освобождение руки, чувствуя пальцами все клавиши следующей позиции. Еще одна специфическая трудность в аккордах - это необходимость постоянного слухового контроля за темброво-гармонической окраской голосов. Для разнообразия тембров применили различное прикосновение молоточка к струне. Определили, что верхний голос хотели бы слышать ярче, звонче - этот молоточек и прижимали к струне более плотно, а другими чуть касались.

В партии левой руки твердо знать стандартную аппликатуру гамм (с XIX столетия). Это позиционно-аппликатурный способ. (1, 2, 3, 4), (1, 2, 3) для левой руки. Услышать ход на кварту, квинту.

При исполнении этюда в целом характер звучания должен быть стремительный, легкий. Важно услышать широкую фразу в правой руке. Следует не забывать о роли аккомпанемента, регулирующего плотность и «цвет» звуковой фактуры.

В обеих руках штрих легато - что облегчает работу слухового контроля.

Домашнее задание: этюд №12, завершить работу, проделанную на уроке над кульминацией этюда. Цельность исполнения, динамика, звуковая ровность.

Этюд № 53, отработать октавные скачки с весом в руке, с педалью на 1 долю в соответствии с художественным замыслом этюда.

Этюд №55 играть в темпе Allegro, легко, непринужденно, хорошо интонируя мелодию.

Этюд №56 продолжить работу над деталями и собрать в цельное исполнение.

 

Заключение: на уроке учащаяся научилась владеть разными видами фортепианной техники; добились того, что учащейся стало удобно исполнять трудные места этюдов, благодаря подбору необходимых упражнений обеспечили условия, при которых вся двигательная система стала хорошо подчиняться музыкальной воле исполнителя.

Умение сыграть подряд 4 этюда на разные виды техники служит тренировкой для развития физической выносливости, подготавливает учащуюся к исполнению относительно большой программы на экзаменах, а впоследствии и на концертах, воспитывает терпение и усидчивость, внимание и трудолюбие.

 

      

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с разными видами чтения на уроках английского языка в старших классах

Работа с текстом играет важную роль при обучении чтению.А,главное, задания на понимание текста встречаются во всех  типах экзаменов:ГИА,ЕГЭ и т.д.Работа с текстом стимулирует интеллектуальную акт...

Сложные предложения с разными видами связи (разработка урока)

В данном ресурсе представлена методическая разработка урока по заявленной теме, мультимедийное сопровождение урока в виде презентации, интерактивный тест, который выдаёт оценку по результатам, лист са...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....

Разные виды контроля на уроках биологии

Представлены плюсы и минусы разных видов контроля применяемых на уроках биологии...

Логопедическая работа с детьми с разными видами (категориями) ОВЗ

Направления деятельности учителя - логопеда...

Работа над разными видами техники в классе фортепиано

В данной статье рассмотрены работа над мелкой техникой, работа с упражнениями и гаммами....