ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
рабочая программа на тему

Куманикина Галина Викторовна

Таблица УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud-tablitsa.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ВИДЫ  ДЕЙСТВИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЙСТВИЙ

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

ДИАГНОСТИКА

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Самоопределение (личностное,

профессиональное, жизненное)

Внутренняя позиция школьника

Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.

При несформированности позиции школьника возможны мотивационная незрелость, низкая успеваемость.

1. Положительное отношение к школе.

2. Чувство необходимости учения.

3. Адекватное представление о школе.

4. Предпочтение коллективным занятиям индивидуальным занятиям дома.

5. Предпочтение оценке своих знаний – отметке, а не (сладостям и подаркам).

Методика «Беседа о школе» для 7 лет. (модифицированный вариант Т.А. Нежновой и др.)

Самооценка

- Когнитивный компонент

Это ядро самосознания личности. Выступает как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем мире и в отношениях с другими.

1. Заниженная самооценка.

2. Завышенная самооценка.

1. Широта диапазона оценок.

2. Обобщенность категорий оценок.

3. Социальная роль ученика.

4. Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.

5. Осознание  своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

6. Осознание необходимости самосовершенствования.

Методика «Кто Я?».

(М. Кун) для 9-10 лет.

Методика «Хороший ученик»

для 9-10 лет

Самооценка

- Регулятивный компонент

1. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Методика казуальной атрибуции (интерпретация причин своего и чужого поведения) успеха/неуспеха.

Смыслообразовани

Мотивация учебной деятельности

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

1. высоко развиты другие мотивы (игровой, внешний)

2. трудности в учебе

1. сформированность познавательных мотивов.

2. интерес к новому.

3. интерес к способу решения и общему способу действия.

4. сформированность социальных мотивов.

5. быть полезным обществу.

6. сформированность учебных мотивов.

7. стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.

8. установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Методика «Беседа о школе» для 7 лет.

(модифицированный вариант Т.А. Нежновой и др.)

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой) для 9-10 лет.

Опросник мотивации.

Нравственно-этическая ориентация

1. Выделение  морального содержания ситуации нарушения моральной нормы/следования моральной норме

Ориентировка на моральную норму

(справедливого распределения, взаимопомощи,

правдивости)

После уроков (норма взаимопомощи)

2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм

Ребенок  понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное  и  недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами

Опросник Е.  Кургановой

3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации

Учет ребенком объективных    последствий     нарушения нормы.

Учет мотивов субъекта   при   нарушении нормы. Учет чувств и эмоций  субъекта  при нарушении нормы. Принятие решения на основе соотнесения    нескольких моральных норм

«Булочка»

(модификация задачи Ж. Пиаже) (координация трех норм:

ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь — и учет принципа компенсации)

4.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения    моральной нормы

Все задания

5.Умение аргументировать необходимость  выполнения моральной нормы

Уровень    развития моральных  суждений

Все задания


РЕГУЛЯТИВНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ

ВИДЫ  ДЕЙСТВИЙ

УРОВНИ

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЙСТВИЙ

КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

ДИАГНОСТИКА

Целеполагание

1. Отсутствие цели.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,

и того, что еще неизвестно

Предъявляемое требование осознается лишь частично.

Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточных целей-требований)

______

2. Принятие практической задачи

.

Принимает   и   выполняет только практические  задачи (но не теоретические),  в теоретических   задачах   не ориентируется

3. Переопределение познавательной задачи   в   практическую

Принимает   и   выполняет только практические  задачи, в теоретических задачах не ориентируется

4. Принятие познавательной цели

Принятая   познавательная цель сохраняется  при выполнении учебных действий и регулирует   весь   процесс их выполнения; четко   выполняется требование познавательной задачи

5 .Переопределение   практической задачи   в  теоретическую

Столкнувшись с новой практической задачей,   самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

6.Самостоятельная постановка учебных целей

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы

Планирование

1. Нет планирования

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)

_______

2. План есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется

3. План есть, адекватно используется

Контроль внимания

1. Отсутствие контроля.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.

Проба на внимание

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

2. Контроль на уровне непроизвольного внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.

3.Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознает правило   контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки

4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

5. Потенциальный

рефлексивный

контроль.

Решая новую задачу,   ученик  применяет старый неадекватный    способ,    с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы.

6. Актуальный рефлексивный контроль.

Самостоятельно обнаруживает    ошибки,  вызванные  несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Оценка учебной деятельности

1. Отсутствие оценки

Выделение и осознание учащимся того, что

уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и

уровня усвоения.

Включает следующие компоненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отображение в знаково-символической форме результата оценивания. Оценка выполняет функцию предоставления сведений учащемуся об успешности его учебной деятельности.

Ученик не умеет, не пытается   и   не  испытывает потребности оценивать свои действия — ни самостоятельно,  ни по просьбе учителя

________

2. Адекватная ретроспективна

оценка

Умеет самостоятельно    оценить    свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

3. Неадекватная прогностическая оценка

Решая новую  задачу, пытается  оценить свои   возможности, однако учитывает лишь факт — знает он ее или  нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

4. Потенциально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой  задачи, может с помощью учителя оценить свои  возможности для ее решения, для ее решения , учитывая изменения известных ему способов действий.

5.  Потенциальный

рефлексивный

контроль

Решая новую задачу,   ученик  применяет старый неадекватный    способ,    с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы

6. Актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает    ошибки,  вызванные  несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Коррекция

1.Нет коррекции

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений.

______

2. Коррекция запаздывающая, не всегда адекватная;

3. Коррекция иногда запаздывающая, но адекватная

Прогно-зирование

___

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

___________

_______

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ВИДЫ  ДЕЙСТВИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

ДИАГНОСТИКА

Логические

Анализ текста задачи

1. Семантический анализ направлен на обеспечение содержания текста и предполагает выделение и осмысление:

  • отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических;
  • грамматических конструкций («если... то», «после того, как...» и т. д.);
  • количественных характеристик объекта, задаваемых словами «каждого», «какого-нибудь» и т. д.;
  • восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации;
  • выделение обобщенного смысла задачи — о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т. д.). 2. 2. Логический анализ предполагает:
  • умение заменять термины их определениями;

—        умение выводить следствия из имеющихся
в условии задачи данных (понятия, процессы,
явления).

3. Математический анализ включает анализ

условия и требования задачи.

Анализ условия направлен на выделение:

•        объектов (предметов, процессов):

  • рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей,
  • рассмотрение количества объектов и их частей;
  • величин, характеризующих каждый объект;
  • характеристик величин:
  • однородные, разнородные,
  • числовые значения (данные),
  • известные и неизвестные данные,
  • изменения данных: изменяются  (указание логического порядка всех изменений), не изменяются,
  • отношения между известными данными величин.

Анализ требования:

—        выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта (ов)

  1. Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
  2. Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации).
  1. Умение выделять обобщенные схемы типов отношений и действий между единица?
  2. Умение выделять формальную структуру задачи.
  3. Умение записывать решение задачи в виде выражения.

Построение числового эквивалента

или взаимнооднозначного соответствия

(Ж. Пиаже, А. Шеминьска)

Логические

Перевод текста на язык  математики с помощью вербальных и невербальных средств

  1. Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам.
  2. Выбрать знаково-символические средства для построения модели.
  3. Последовательно перевести каждую смысловую единицу и структуру их отношений в целом на знаково-символический язык

Умение выражать смысл
ситуации различными средствами (рисунки, символ, схемы, знаки).

2.        Умение выражать структуру
задачи разными средствами

Установление отношений между данными и вопросом

Установление отношений между:

—        данными условия;

—        данными требования (вопроса);

— данными условия и требованиями задачи

Составление плана решения

1. Определить способ решения задачи.

2. Выделить содержание способа решения.

3. Определить последовательность действий

Осуществление плана решения

1.        Выполнение действий.

2.        Запись решения задачи.

Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий

(с  пояснениями  и без)  и  в виде  выражения (развернутого или сокращенного)

Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми     были обозначены элементы  задачи  и отношения между ними

Проверка и оценка решения задачи

1. Составление и решение задачи, обратной данной.

2. Установление рациональности способа:

- выделение всех способов решения задачи;

- сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений;

 - выбор оптимального способа.

1. Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения делать вывод о правильности решения исходной задачи.

2. Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.

3. Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности.

4. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Моделирование

Развитие знаково-символических (знаково-символические средства: цифры, буквы, схемы и др.)  учебных действий, которые являются способом отделения содержания от формы.

1. предварительный анализ текста задачи,

2. перевод текста на знаково-символический язык (вещи или графики),

3. построение модели,

4. работа с моделью,

5. соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (текстом).

Методика «Кодирование» (11-й субтеста Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка).

Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной)

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЙСТВИЙ

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ,

ДИАГНОСТИКА

Взаимодейст-вие

Коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации)

Эгоцентрическая позиция в межличностных отношениях.

 1. Строить понятные для партнера высказывания, т.е. владеть вербальными и невербальными средствами общения.

2. Понимать относительность оценок, выборов, совершаемые людьми.

3. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.

4. Уметь задавать вопросы.

5. Умение слушать собеседника.

6. Уметь позитивно относиться к процессу общения.

Задание «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)

Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)

Кооперация

1. Согласованность усилий по достижению общей цели.

2. Осуществление совместной деятельности.

1. Покорность (подчинение), без внутреннего согласия авторитету партнера.

2. Ярко выраженные индивидуалистические тенденции (упрямая настойчивость на своем мнении).

1. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.

2. Иметь навык конструктивного общения, взаимопонимания.

3. Уметь дружить, уступать, убеждать.

4. Уметь планировать общие способы работы

Задание «Рукавички» (методика Г.А.Цукерман и др.)

Интериори-

зация

Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

1. Отрыв речи от реальной деятельности.

2. Преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции (совместная работа).

1. Способность строить понятные для собеседника высказывания.

2. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

3. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙАДРЕС ИСТОЧНИКА ПУБЛИКАЦИИhttp://cro.admsurgut.ru/fgos/2011-2012/doc3/...

регулятивные виды универсальных учебных действий

данная презентация дает возможность учителю систематизировать знания об одном из видов УУД...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Виды универсальные учебных действий (УУД)

Виды универсальные учебных действий  (УУД)                             ...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...