Доклад "Использование результатов диагностики ВПР для повышения качества образования"
консультация (5 класс) на тему

Мурхусаева Галина Михайловна

Как можно использовать результаты диагностик ВПР для повышения качества образования. Поэлементный анализ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Информация по результатам ВПР  по русскому языку в 5-х классах

1. Цели ВПР и технология выполнения

 Всероссийская проверочная работа по русскому языку в 5 классах  была проведена  26 октября 2017 года, в ней участвовали 299 учащихся школ города. Работа проводилась в школах, там же была осуществлена процедура проверки. Надежность результатов обеспечена проведением работы в единое время во всех классах городских школ и объективностью проверки. Цель проведения – своевременная оценка уровня общеобразовательной подготовки учащихся в соответствии с ФГОС НОО.

Работа состоит из двух частей: работа с деформированным текстом и условно-тестовая часть, в которой для учащихся нет ничего нового: задания по  фонетике, словообразованию, синтаксису,  морфологии. Каждое задание проверяет как предметный блок, так и блок определенных УУД.

На выполнение работы отведено 45 минут, во время написания ВПР нельзя пользоваться  учебниками, рабочими тетрадями, орфографическими словарями и другими справочными материалами.

Таблица 1. Проверяемые умения и результаты выполнения по городу, региону, России.

 №

задание

 проверяемые умения

достижение планируемых результатов ФГОС

средний % выполнения

 школы города

РБ

Россия

1к1

переписать текст, вставляя буквы  и знаки препинания

 

соблюдение орфографических норм

Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; овладение основными нормами литературного языка (орфографическими, пунктуационными); стремление к речевому самосовершенствованию.

65

58

58

1к2

соблюдение пунктуационных норм

Соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка

50

51

54

1к3

правильность списывания текста

83

79

79

2

выписать слово с определенными звуками

знание и умение характеризовать звуки русского языка

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического). Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие

61

60

68

3

разобрать данное слово по составу

знание морфем и умение проводить морфемный разбор слова

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического). Проводить морфемный анализ слов

75

78

84

4

определить части речи в предложении

знание существенных признаков частей речи

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. Опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия

64

58

72

5

подчеркнуть грамматическую основу предложения

знание  и умение определять главные члены по известным признакам, понимать содержание предложения

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. Находить грамматическую основу предложения

75

78

87

Рисунок 1.Распределение первичных баллов

 Неровности кривой распределения свидетельствуют о сложности   заданий для учащихся.

 

2. Анализ результатов по блокам содержания

Для организации работы по повышению качества образования  необходимо сравнить результаты своей школы с результатами в городе и по региону, выявить дефицит знаний и провести корректировку учебных программ, организовать работу по повышению квалификации учителей по данным разделам и систематически  вести  внутришкольный контроль, направленный на устранение диагностированного дефицита знаний.

ОУ

 

кол-во уч.

выполнение заданий в % от числа уч-ся

1к1

1к2

1к3

2

3

4

5

МБОУ СОШ №1

32

51

47

64

50

59

56

59

МАОУ СОШ №3

26

57

29

75

35

73

47

69

Гимназия №5

105

66

45

88

58

74

63

76

Лицей №6

50

69

60

73

50

68

69

84

МБОУ СОШ №11

86

69

57

93

83

85

72

76

 всего

299

65

50

83

61

75

64

75

 

общий результат школ города

региональных

российских

вывод

65

58

58

  уровень выполнения выше

Анализ результатов выполнения задания 1К1 показал уровень сформированности у выпускников начальной школы  основных правописных умений в части соблюдения орфографических норм литературного языка, умений  понимать написанное и прочитанное.  

общий результат школ города

региональных

российских

вывод

50

51

54

уровень выполнения ниже

Анализ результатов выполнения задания 1К2 показал уровень сформированности у выпускников начальной школы умений соблюдать основные  пунктуационные нормы литературного языка.

общий результат школ города

региональных

российских

вывод

83

79

79

уровень выполнения выше

Анализ результатов выполнения задания 1К3 показал уровень сформированности у выпускников начальной школы умений  понимать написанное и прочитанное,  запоминать и переносить информацию;  сформированность  регулятивных УУД: оценка выполненных действий и осуществление самоконтроля.  

общий результат школ города

региональных

российских

вывод

61

60

68

ниже российских

Анализ результатов выполнения задания 2 показал уровень  освоения   выпускниками начальной школы  базовых понятий лингвистики,  сформированность  навыков проведения различных видов анализа слова. 

общий результат школ города

региональных

российских

вывод

75

78

84

уровень выполнения ниже

Анализ результатов выполнения задания 3 показал уровень  освоения   выпускниками начальной школы  базовых понятий лингвистики,  сформированность  навыков проведения морфемного разбора  слова. 

общий результат школ города

региональных

российских

вывод

64

58

72

выше региональных значений, ниже российских

Анализ результатов выполнения задания 4 показал уровень  освоения   выпускниками начальной школы  базовых понятий лингвистики,   сформированность умений опознавать основные единицы языка – самостоятельные части речи и их формы.  

общий результат школ города

региональных

российских

вывод

75

78

87

уровень выполнения ниже

Анализ результатов выполнения задания 5 показал уровень  освоения   выпускниками начальной школы  базовых понятий лингвистики,  сформированность умений опознавать основные единицы  предложения – грамматическую основу.   

 

Вывод:

Данные анализа позволяют утверждать, что по 2 критериям – «соблюдение орфографических норм» и «правильность списывания текста» - уровень выполнения превышает   региональный и российский на 7 и  4 пункта соответственно. По 5 критериям уровень выполнения ниже российских в интервале от 4 до 12 пунктов:

  • Соблюдение пунктуационных норм
  • Фонетический разбор слова
  • Морфемный разбор слова
  • Распознавание частей речи
  • Определение грамматической основы предложения

Выявленные дефициты в учебных достижениях – это нехватка знаний, умений, навыков, компетенций и универсальных учебных действий учащихся, их кругозора и представлений, мотивов учиться и повышать качество своего образования.

3. Статистика по отметкам

При среднем значении качества знаний 66,6%, процент выполнения работы составил 90,6%.

Стабильно высокие результаты  продемонстрировали ученики МБОУ СОШ №11: по большинству  критериев показатели выше российских и региональных.

отметка

город

регион

Россия

вывод

2

9,4

11,2

6,4

качество знаний составляет 66,6%.

9,4% пятиклассников не освоили требований ФГОС к базовому уровню по предмету.  

3

24,1

27,4

25

4

39,5

38,4

40,2

5

27,1

23

28,3

 

4. Анализ достижений учащихся с различным уровнем подготовки

 Проверочная работа  выявила четыре группы учеников с разным уровнем подготовки.

В первой группе 28 учащихся не достигли требований ФГОС на базовом уровне и набрали  21% от максимального балла.

Во второй группе – 72  ученика с устойчивой базовой подготовкой, которые  набрали 49,6%  от максимального балла.

В третьей группе 118 пятиклассников школ продемонстрировали, что освоили ФГОС на базовом уровне и у них есть возможность работать на повышенном уровне сложности. Они выполнили задания базового уровня на 73% от максимального балла.

К четвертой группе относятся учащиеся с высоким уровнем подготовки (81), они выполнили задания базового уровня на 92,4%.  

На графике различаются дефициты знаний («провалы») в  группах учащихся: зад.2 -пунктуационная грамотность, зад. 4, 6, 7 – базовые понятия лингвистики.  Они и станут предметом рассмотрения на заседаниях школьных советов и школьных методических объединений, основными темами для повторения на уроках в 4 классах, главными  понятиями на уроках формирования знаний об основных лингвистических единицах.

  

Для работы  в классе используется анализ индивидуальных показателей по такой же схеме.  

5. Как использовать результаты для повышения качества образования?

Поэлементный анализ результатов ВПР позволяет установить дефициты знаний и метапредметные проблемы. Результаты ВПР должны стать основой методической работы, самодиагностики школы и учителя, предпосылкой повышения квалификации учителя. Выявленные проблемы необходимо решать на уровне школы  и на уровне муниципалитета.

 Управление образования:

Формирует сводный банк данных по результатам, вырабатывает методические рекомендации для педагогов по устранению типичных ошибок, организует учебу на курсах повышения квалификации, проведение практических семинаров, мастер-классов по совершенствованию методики преподавания.

Администрация школы:

Организует изучение результатов ВПР для учителей начальных классов, вносит изменения в учебные программы, организует систематический контроль по выявленным дефицитам знаний, проведение практико-ориентированных семинаров,  совершенствует  предметные методические приемы и межпредметное взаимодействие учителей, чтобы ученики достигли лучших результатов в формировании универсальных учебных действий.

Учитель:

Проводит  анализ достижений класса и каждого ученика для внесения корректив в  рабочую программу, выявляет слабые позиции, анализирует, кому они принадлежат: учителю или ученику, - включает «дефицитные»  задания в планы уроков, в задания текущих и итоговых контрольных работ. Использует  материалы открытого банка заданий ВПР  в течение всего года обучения. Проводит мониторинг  усвоения новых знаний и освоения базовых понятий лингвистики. Разрабатывает индивидуальные программы по предмету для обучающихся с низкими результатами и для обучающихся, показавших высокие результаты. Занимается систематическим самообразованием по проблемным вопросам, проходит курсы повышения квалификации.

Родители и ученики:

 Оценивают уровень знаний своих детей, принимают решения по ликвидации пробелов, помогают ребенку планировать свою деятельность дома, контролируют выполнение заданий, помогают найти необходимый материал по проблеме и т.п.

Ученики оценивают свои знания, узнают о проблемных зонах, планируют свою деятельность.

Председатель ГМО учителей русского языка и литературы Мурхусаева Г.М.

   

 

   

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников иностранному языку как один из способов повышения качества образования

Система мониторинга в наши дни создается повсеместно. Она необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффект...

"Диагностика и оценка профессионального мастерства учителей школы – средство повышения качества образования"

    В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает с...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...

"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...

Практика использования результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования

С учетом основной цели проведения оценочных процедур – управление качеством образования – под интерпретацией результатов процедур оценки качества образования следует понимать процесс обраб...