Личностно – ориентированный подход в системе коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната VIII вида
статья на тему

Шмидт Татьяна Алексеевна

Стандарт образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями обеспечивает овладение системой знаний и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.) с учетом особых образовательных потребностей.

Требования стандарта к структуре, условиям и результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывают их возрастные, типологические и индивидуальные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_podhod.docx47.42 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно – ориентированный подход в системе

коррекции речевых нарушений в условиях

школы-интерната VIII вида

Личностно ориентированный подход в системе логопедической работы

        Стандарт образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями обеспечивает овладение системой знаний и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.) с учетом особых образовательных потребностей.

Требования стандарта к структуре, условиям и результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывают их возрастные, типологические и индивидуальные особенности.

Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); единства образовательного пространства Российской Федерации; государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации адаптированных основных общеобразовательных программ и результатам их освоения; вариативности содержания образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся;

        Занятия, уроки логопедии создают предпосылки для успешного освоения образовательных программ по чтению и письму.

АООП для обучающихся-инвалидов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывается с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования.

ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся два варианта АООП (варианты С и D), в том числе СИОП, которые содержат дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации.

На основе Стандарта создается адаптированная основная образовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется (СИОП), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.

Цель личностно – ориентированного образования: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать не с ориентацией на «среднего» ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Причём, это не просто учёт  индивидуальности детей, отличия их друг от друга, это, прежде всего, последовательное всегда и во всём, отношение к ученику как к личности, к самосознательному субъекту деятельности. 

Задачи личностного подхода:

Физическое и психическое здоровье ребёнка

Нравственность                

Развитие способностей

Принципы личностно – ориентированного подхода:

  • Установки на сотрудничество (дети осознают цель, учитель – результат). Соучастие детей и взрослых в любом деле;
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Распределение обязанностей вместе с детьми;
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
  • Осознание ответственности за любое дело;
  • Грамотная система стимулирования.
  • Рефлексия своего поведения;
  • Сочетание индивидуальных, групповых, общих форм обучения и воспитания, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
  • Оптимистическая установка;
  • Самопознание особенностей своего развития, мотивов;
  • Учащиеся имеют возможность выбора. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать наиболее рациональные;
  • Учитываются возрастные особенности детей;
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, различных коммуникативных моделей («учитель-ученик» при изучении нового, «ученик-ученик» при закреплении, «ученик-группа» при решении проблемы, подведении итогов, «ученик-учебный материал» при индивидуальной работе с книгой) позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, естественно самовыражаться, преодолевая страхи и неуверенность в учении.

Это отвечает требованиям современной школы: если раньше: воспитание – передача жизненного опыта; сейчас:  воспитание – научить учиться самому.

  • Самостоятельность, индивидуальность.

Как осуществляется индивидуально-личностный подход в процессе коррекции речевых нарушений в условиях школы V вида?

Одной из главных особенностей логопедической работы в школе V вида является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия, дифференцированный подход, предполагающий учёт особенностей высшей нервной деятельности конкретного ребёнка, причин и механизмов, симптоматики речевого нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и прочих индивидуальных особенностей ребёнка.

Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются как по уровню развития речи, всех фонематических процессов, так и по степени выраженности и патогенезу других психических нарушений.

Нет классов, где у всех детей был бы однородный речевой дефект (т.е. классов по типу речевого дефекта, что предусмотрено и инструкцией школы V вида). В реальной же жизни крайне сложно сформировать подобный класс, где у всех были бы одинаковые речевые и прочие нарушения.

Как же при этом осуществляется индивидуально-личностный подход в логопедической практике?

Логопедическая работа начинается с всестороннего обследования ребёнка, сбора подробного анамнеза.

Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а также содержащихся в медицинских картах учащихся служит основой для получения общей картины этиопатогенеза (причин и механизма) нарушений речи у детей, объективных данных об индивидуальных особенностях ребёнка, сведений о коррекционной работе, если таковая проводилась ранее до поступления в школу, а также речевом окружении, социуме ребёнка.

Логопедическое обследование (полное и всестороннее) проводится на начало года для каждого, а не только для вновь прибывших с целью установления полной клинической и структурно-лингвистической картины имеющегося речевого дефекта. Проводится в индивидуальной форме; результаты обследования на начало года заносятся в речевую карту (и в речевой профиль класса). Туда же вносятся краткие записи в течение года, отмечаются изменения в речевом статусе.

На конец учебного года проводится итоговое логопедическое обследование, фиксируются результаты коррекционной работы за год с данным ребёнком, анализ, динамика речевого развития ребёнка в сравнении с самим собой, а не с другими детьми, что также характерно для личностно-ориентированной системы обучения (т.е. сравнение по вертикали, а не по горизонтали).

На основе данных всестороннего обследования составляется индивидуальный план коррекционных мероприятий для каждого учащегося, учитывающий программные требования соответствующего класса, а также структуру, особенности речевого дефекта этого ученика, проводится деление детей на подгруппы, группы и индивидуально, что позволяет в дальнейшем реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию логопедических занятий.

О занятиях: одной из ведущих и преобладающих форм коррекционного воздействия в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является индивидуальная форма занятий (особенно в подготовительном – 1-х классах). Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности. Это связано с тем, что нет абсолютно одинаковых речевых нарушений: у каждого свои, только ему присущие индивидуальные затруднения, моторные особенности речевого аппарата, слуховое внимание, восприятие, темпы продвижения, компенсаторные возможности и многое другое.

Цель индивидуальных занятий – формирование первичных навыков правильной речи: постановка и автоматизация дефектных звуков, развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, формирование речевого дыхания, развитие голоса и.т.д.

В более старших классах задачи, решаемые на индивидуальных занятиях иные: это развитие всех видов связной речи, коррекция специфических ошибок чтения и письма, работа над сложными грамматическими конструкциями, переносным значением слова и др.

Какую работу ещё проводят наши логопеды в рамках индивидуально-дифференцированного подхода? Это:

  • Индивидуальные регулярные консультации педагогов по различным вопросам коррекции речи. На них речь идёт, как правило, о преодолении конкретных речевых затруднений конкретного ребёнка. Частота таких консультаций варьируется от 2-3 в день до 3-4 в неделю (по мере надобности).
  • Обучающие спецсеминары для педагогов школы проводятся практически с этой же целью. На них учителя и воспитатели школы V вида могут теоретически познакомится с ведущими речевыми нарушениями наших детей, с основными способами их преодоления.
  • Сюда же следует отнести занятия- практикумы для педагогов.
  • Организация посещений педагогами логопедических занятий, где педагоги (учителя и воспитатели) могут уже практически освоить основные логопедические приёмы и методики, чтобы впоследствии использовать их в структуре своего урока или внеклассного занятия, а также получить подробные разъяснения сущности различных приёмов работы с тем или иным ребёнком класса, группы.
  • Всеми логопедами школы на начало каждого учебного года составляются речевые памятки (для класса или группы), где содержатся рекомендации по речи по классу в целом и по каждому отдельному ученику.
  • Ежегодный контроль за соблюдением требований единого речевого режима со стороны школьного методического объединения логопедов школы-интерната. Практически всеми логопедами посещаются неоднократно уроки в своих классах с целью проверки выполнения требований единого речевого режима (ЕРР). Проводится подробный анализ уроков с точки зрения соблюдения ЕРР и организации индивидуального подхода к ребёнку-логопату на уроке.

Немного поподробнее остановлюсь на ЕРР, т.к. он является неотъемлемой частью в деле организации индивидуально-личностного подхода. Что же такое ЕРР?

Для прочного устранения речевых нарушений весьма важно не только воспитать у детей – логопатов правильные речевые навыки, но и в достаточной степени закрепить, автоматизировать их, ибо только при этом условии дети получают реальную возможность постоянно пользоваться ими в повседневной жизни.

Однако обеспечение такой автоматизации в условиях логопедического кабинета невозможно по следующим двум причинам:

  1. Для полной автоматизации правильных речевых навыков недостаточно времени, отведённого учебным планом для индивидуальной логопедической работы, т.е часов, которые учащийся занимается у логопеда.
  2. Слабый самоконтроль. Дети младшего школьного возраста ещё не в состоянии в должной мере самостоятельно следить за своей речью, когда контроль со стороны логопеда отсутствует (особенно наши дети, у которых не сформированы должным образом многие психические функции, в т.ч. регуляторного характера).

Из всего вышесказанного следует то, что логопеду необходимо активное сотрудничество со всеми, кто систематически общается с ребёнком. Кто же это? А это учителя, воспитатели и родители. Именно они могут оказать наиболее действенную помощь в деле воспитания правильной речи.

Этого взаимодействия можно достичь при условии готовности учителя, воспитателя и логопеда к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе. Подобное сотрудничество с педагогами должно быть плановое, т.е. систематическое, повсеместное и продуманное, потому что неправильный подход к ребёнку со стороны учителя, воспитателя, родителей может свести на нет всю работу логопеда, нанести непоправимый вред данному ребенку.

Отсюда вытекает необходимость соблюдения единства требований к ученику-логопату. Суть единого речевого режима - единообразие подходов логопеда, учителя и воспитателя к речевой работе с детьми-логопатами, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы. Что является в конечном итоге залогом успеха в деле исправления речи.

Проще сказать ЕРР - это, когда логопед дает навыки правильной речи, а учитель в классе, воспитатель во внеурочное время закрепляют их, чтобы полученные навыки правильной речи автоматизировались, стали нормой.

С чего начинать педагогу речевой школы эту систематическую работу?

  • Со сбора подробных анамнестических сведений, необходимых для организации правильного индивидуального подхода к ребёнку с тяжелыми нарушениями речи (медкарта, диагноз ПМПК, беседа с родителями, логопедом класса, группы…).
  • Знание речевых особенностей каждого ребёнка и класса (группы) в целом. Что именно надо знать:
  • Вид речевого нарушения.
  • Какие звуки отсутствуют, какие находятся в процессе постановки, автоматизации, какие звуки смешивает, имеющиеся нарушения звуко-слоговой структуры и.т.д.
  • Знать на каком этапе коррекции находится каждый ребёнок.
  • Какие нарушения письма и чтения есть
  • Степень речевых затруднений при ответах и.т.д.

В соответствие с этим выбирать способ опроса на уроке (письменный, устный, иной), правильно подбирать, дозировать речевой материал в соответствии с возможностями речи и степенью выраженности речевого дефекта. Иными словами осуществлять правильный индивидуальный подход на уроке (и вне его) к детям с разными речевыми патологиями.

Пример: ребёнок с заиканием.

Всем известно, что заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

  1. Педагогам необходимо проявить к такому ребёнку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, создать для него благоприятные условия в классе (группе):

- правильное отношение товарищей и всех окружающих без фиксации внимания на его речевом недостатке, следить, чтобы его не дразнили другие дети;

- или, наоборот, устранить излишние проявления сочувствия.

  1. Особое внимание учителю и воспитателю следует обратить на выяснение различных недоразумений и конфликтов с целью их последующего устранения (а лучше избегать таких ситуаций по мере возможности), ибо для заикающихся с их эмоциональной неустойчивостью такие ситуации – стресс, они усугубляют течение заикания.
  2. Говорить с таким ребёнком надо чётко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но, ни в коем случае не по слогам.
  3. Уметь подбодрить, при ответе дать время подумать, не торопить. Таких детей нежелательно спрашивать первыми на уроках. Начало речи всегда вызывает трудности, поэтому, если ребёнок не может начать говорить, или начал, но плохо, запинаясь (что часто бывает при судорожности), педагог должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

Требовать несколько замедленной, плавной речи, ответа с соблюдением его “речевых правил” (как для заикающихся, так и для всякого другого ребёнка), что не только облегчает речь ребёнка, но и повышает ответственность за овладение правильной речью.

е) Уметь вовлечь детей с речевым негативизмом (в т. ч. заикающихся) в посильную работу на занятии и вне его с целью изжития у него чувства неполноценности, неуверенности, с целью его речевой адаптации.

Желательно на празднике, утреннике в группе предоставить возможность выступить, дабы вселить уверенность в свои силы. Привлекать к пению (хоровому, сольному). Для заикающегося ребёнка чрезвычайно важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны и дополнительные занятия по пению – кружковая работа (“Посиделки”, “Весёлые нотки” и проч.)

ж)Помнить, что у заикающихся детей ослаблена нервная система. Для них требуется индивидуальный подход, индивидуальные задания, использование различных форм работы с разными детьми, различные виды помощи, спокойная и комфортная обстановка на занятиях.

Через что обеспечивается соблюдение требований ЕРР?

  • Через регулярные консультации у логопеда;
  • через взаимосвязь (в младших классах) через индивидуальную тетрадь по коррекции речи, где обозначены все речевые “трудности” и этапы коррекции;
  • “речевые памятки педагога” на каждого ребёнка;
  • посещение индивидуальных логопедических занятий с целью накопления практического опыта, знания основных методик и приёмов, которые можно использовать в структуре занятия;
  • участие – активное в обучающих спецсеминарах, занятиях-практикумах и др. подобных мероприятиях.
  • Коррекционный мониторинг. В целях организации индивидуального, дифференцированного подхода логопедами школы осуществляется коррекционный мониторинг - ежегодный целенаправленный контроль за состоянием произносительной стороны речи каждого ученика подготовительного - первых классов. Ведущими логопедами школы составляются справки на начало конец учебного года с данными по речи каждого ребёнка, динамикой их речевого развития. Помимо этого в справках даются подобные рекомендации всем участникам коррекционного процесса (учителям, логопеду, воспитателю), высказываются предложения по усилению эффективности коррекционного воздействия, по совершенствованию организационной стороны занятий и.т.п. Материалы справок обсуждаются на совместных заседаниях ШМО, а также на микропедсоветах внутри каждого класса. В справке пишутся выводы и предложения по каждому ребёнку и классу в целом. По мере необходимости составляются аналогичные справки о состоянии произносительной стороны речи. Чтения и письма учащихся вторых классов. Ежегодно составляется и анализируется не менее 10 подобных справок.
  • Помимо справок, ежегодно проводится анализ состава всех учащихся школы по логопедическим диагнозам на начало учебного года. Статистические данные представляются в виде таблиц и диаграмм.
  • Индивидуализировать процесс коррекции речи, повысить эффективность работы логопеда помогает и использование информационных компьютерных технологий, как дополнительного средства работы на логопедических занятиях. Это:
  • повышает мотивацию к логопедическим занятиям;
  • формирует новые формы общения, сотрудничества между логопедом и ребёнком;
  • создаёт положительный эмоциональный настрой в процессе урока;
  • развивает моторику пальцев рук;
  • формирует и совершенствует совместную координацию в деятельности зрительного и моторного анализаторов, что крайне важно для детей с ТНР.
  • Никакая индивидуализация в логопедической коррекции невозможна без тесной взаимосвязи с родителями, особенно на начальных этапах коррекции. Это и сбор анамнеза, и индивидуальные консультации, просвещение родителей, посещение открытых логопедических занятий.

Амченкина Мария Алексеевна,

учитель-логопед МДОУ ЦРР – детский сад № 21 «Сказка» г. Серпухов

amchenkin-kirill@mail.ru

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия с детьми

в работе учителя-логопеда

В соответствии с ФГТ особую актуальность приобретает обеспечение равных стартовых возможностей для обучения в школе детей с разными ограничениями в здоровье.

Основная задача коррекционно-педагогической работы нашего ДОУ — созда-

ние условий для всестороннего развития ребенка с речевой патологией в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Для ее решения нами используются классические и современные педагогические и психологические подходы - гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

Поэтому задачу нашей работы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

Принципы технологии личностно-ориентированного взаимодействия:

1. «Необходимо любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, про-

жить в ребенке свое детство» Ш. А. Амонашвили

2. Понимание и взаимопонимание в общении с ребенком, равенство, сотрудни-

чество, диалог

3. Смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие

Доминанта технологии

Выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания

Развитие присущих ребенку личностных качеств и способностей

Формирование положительной Я-концепции

Развитие творческих способностей

Овладение навыками самопознания

Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе.

Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.

Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде

Основные задачи реализации технологий в образовательном учреждении:

Оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями речи;

Своевременная диагностика и включение ребенка в коллектив сверстников с целью коррекции речевого развития;

Реализация развивающего обучения, направленного на формирование у детей «жизненных» и «академических» компетенций;

Квалифицированная коррекция имеющихся нарушений психологического и

речевого развития ребенка;

Профилактика возникновения «вторичных дефектов»;

Реализация оздоровительных мероприятий

Критерии личностно-ориентированной модели образования

Понимание детства

Детство - полноценный период жизни человека со своей культурой, нормами.

Взгляд на природу человека, ребенка

Ребенок-субъект, выбирающий свою траекторию развития.

Источники развития в самом ребенке.

Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу.

Приоритет ценности

Личность и личностное достоинство каждого.

Свобода выбора и ответственность за него.

Творчество и индивидуальность в познании и самовыражении.

Цели образования: создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной).

Обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности.

Содержание образования

Содержание образования конструируется (определяется совместно с ребенком,

исходя из его возможностей, способностей, интересов, личного опыта.)

Программа корректируется под ребенка.

Индивидуальный стандарт.

Организация образовательного процесса

Гибкое взаимодействие с ребенком, оказание ему помощи и поддержки в выбо-

ре и реализации собственной образовательной траектории. Работа с условиями, организация образовательной среды. Сбалансированность инициатив взрослого и ребенка.

Общение

Личностное общение, неформальное общение.

В большинстве случаев обращение к детям индивидуально.

Диалогический стиль общения.

Оценивание

Преобладает вертикальная оценка (сравнение ребенка с самим собой)

Реализация принципов технологии на разных этапах работы

Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного

материала, и он имеет возможность выбрать понравившейся ему.

Во время обследования речи – основная форма диалог.

Речевая карта отражает изменения в речи ребенка, динамику развития его

речи, ребенок «сравнивается с самим собой»

Во время индивидуальных занятий учитываются все желания ребенка.

Задания для вечерних коррекционных занятий подбираются в соответствии с нуждами и желаниями ребенка.

Индивидуальная тетрадь ребенка является полем его творчества. Ребенок

заинтересован, в том, чтобы его тетрадь была самой лучшей, самой аккуратной икрасивой

Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома

На фронтальной НОД:

Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка

Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др.; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др.; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.

Использование педагогом разнообразных форм и методов организации ра-

боты детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.

Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.

Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и

форму материала.

Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку

проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.

Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце за-

нятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по – другому)

Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его са-

мостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Амченкина М. А. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в работе учителя-логопеда // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. –№ 15. – ART 130653 – 0,3 п. л. – URL:

http://www.kids.covenok.ru/130653.htm. – Гос. рег. Эл № ФС77-46214. – ISSN: 2307-9282

Ссылки на источники

1. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного _-Џ_ў_воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.

3. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар.образование. – 1996. – № 6. – С.67.

4. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 1.Суть технологий.

Педагоги исследователи и практики показали главное отличие личностно – ориентированного подхода от традиционного подхода. Использование в педагогической деятельности того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно – ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании традиционного подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, то есть каких – то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьника.

Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе. Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.

Реализация принципов технологии на разных этапах работы

  • Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала  и он имеет возможность выбрать понравившейся ему.
  • Во время  обследования речи – основная форма диалог.

  • Речевая карта отражает изменения в речи ребенка, динамику развития его речи, ребенок «сравнивается с самим собой»
  • Во время индивидуальных занятий учитываются все желания ребенка.
  • Задания для вечерних коррекционных занятий подбираются в соответствии с нуждами и желаниями ребенка.
  • Индивидуальная тетрадь ребенка  является полем его творчества.  Ребенок заинтересован, в том, чтобы его тетрадь была самой лучшей, самой аккуратной и красивой        
  • Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома

На фронтальной  НОД

  • Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка
  • Учет   индивидуальных особенностей ребенка.
  • Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др.; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др)
  • Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной  темы.
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
  • Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  • Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.
  • Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
  • Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
  • Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
  • Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.
  • Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по – другому.)
  • Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технология, что позволяет подойти к коррекции речи детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГТ и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопедической работы.

Список литературы:

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.

Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – № 6. – С.67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике"

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентировать...

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении устно-речевой компетенции через проблематизацию учебного материала

Тему авторской разработки "Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении устно-речевой компетенции через проблематизацию учебного материала" считаю актуальной в современной общеобразователь...

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении устно-речевой компетенции через проблематизацию учебного материала

Активизация учащихся,интенсификация всего учебного процесса,путем использования разнообразных приемов и способов оптимальных для данного класса....

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

Тема по самообразованию: «Личностно-ориентированный подход в системе музыкального образования».

Цель моей работы:-- изучить практику применения личностно - ориентированного подхода в системе музыкального образования;- раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцирован...

Инновационные (здоровьесберегающие) технологии в системе коррекции речевых нарушений у младших школьников.

Включение инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно- логопедическую работу с детьми  младшего школьного возраста помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а так...

«Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»

laquo;Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»...