Решение профессиональной задачи
проект на тему

Саввина Наталья Михайловна

Материалы к тестированию учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Решение профессиональной задачи33.31 КБ

Предварительный просмотр:

  1. В конце учебного года администрацией школы поставлена задача – организовать рабочую группу для создания программы формирования универсальных учебных действий (по согласованию самих педагогов), причем количество рабочих групп может быть любым.  Наша  рабочая группа получила название (как и будущая программа) «От слова – к тексту», и в состав этой группы для создания программы формирования универсальных учебных действий вошли учителя русского языка и литературы,   истории и обществознания.

На начальном этапе обсуждения будущей программы мы пришли к постановке следующих проблем:

  1. В чем заключаются универсальные учебные действия?
  2. Какие метапредметные умения должны быть в основе совместной программы с учетом возрастной категории обучающихся?
  3. Какие технологии может предложить каждый из создателей программы, основываясь на содержании своего учебного предмета?
  4. Как проанализировать результативность программы?
  5. В чем актуальность совместной деятельности учителей для создания программы формирования универсальных учебных действий?

Далее в процессе работы над программой  каждый из педагогов выполнял свою творческую задачу.

  1. Я, как  учитель русского языка и литературы, для поиска решений  данных проблем определила конкретные задачи.

Вопрос, на который нужно найти ответ

для решения проблемы

Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос

1

Что такое универсальные учебные действия?

Изучить подходы к определению универсальных учебных действий.

2

Как представить обоснование актуальности программы формирования универсальных учебных действий?

Рассмотреть данную проблему в соответствии с ФГОС.

3

Какие метапредметные умения, формируемые с помощью моего предмета, я могу предложить включить в данную программу?

Провести сравнительный анализ предметных умений русского языка, литературы, истории, обществознания.

4

Для какой возрастной категории обучающихся  эта программа?

Получить консультацию у психолога и социального педагога по данному вопросу.

5

Какая из педагогических технологий, используемых мной, опримально  формирует выбранные метапредметные умения?

Составить качественный анализ используемых педагогических технологий.

6

Как определить инструментарий результативности технологии?

Сравнить различные подходы определения результативности формирования метапредметных умений.

7

В какой форме представить совместную программу формирования универсальных учебных действий?

Представить обобщенную схему-план будущей программы.

  1. Для сбора информации по решению поставленных задач были  определены источники и методы работы.

Содержание собираемой

информации (о чем)

Источник этой информации

Метод работы  с этой

информацией

1

Определение понятия

«Универсальные учебные действия».

По материалам ФГОС.

Анализ определения.

2

Обоснование актуальности программы формирования универсальных учебных действий.

По материалам ФГОС

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.

Составление обобщенной таблицы.

3

Выбор метапредметных умений, формируемых с помощью моего предмета.

Основная образовательная программа общего образования, раздел «Планируемые предметные результаты освоения ООП. Русский язык. Литература».

Аналитический выбор метапредметных умений, формируемых с помощью моего предмета.

4

Определение возрастной категории

Совместное решение с коллегами.

Обсуждение по теме «Возрастные особенности обучения».

5

Выбор педагогической технологии.

1).МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.

2). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

3).Петрусинский В.В  Игры - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994.

4). Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001.

Аналитическое чтение.

6

Определение инструментария результативности технологии.

  1. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

Аналитический выбор инструментария.

7

Форма представления совместной программы формирования универсальных учебных действий.

Совместное решение с коллегами.

Обсуждение по теме.

  1. Проект рабочей программы по формированию метапредметных умений (фрагмент)

«От слова – к тексту»

Актуальность программы.

   Метапредметные умения представляют собой универсальные виды деятельности. Сегодня школа все еще продолжает ориентироваться на предметные результаты. Она выпускает в настоящее время хороших исполнителей. Между тем современность ставит несколько иные задачи. Современность требует людей, готовых к самосовершенствованию, самостоятельному принятию решений. Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед педагогами стоит актуальная задача – развить у детей способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением универсальных действий (УУД). Стандарт образования, действующий сегодня, устанавливает определенные требования. Их исполнение позволяет решить вставшие перед педагогом проблемы. Понятие Стандарт образования предлагает качественно новый подход к педагогическому процессу. Он предполагает устранение разобщенности и оторванности различных научных дисциплин друг от друга. Метапредметы выступают в качестве новой специфической формы обучения. Она формируется поверх традиционных общих дисциплин. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала. Он также предполагает рефлексивную форму отношений к базовым элементам мышления. Любой метапредметный урок способствует развитию навыков самостоятельного освоения знаний. Здесь формируются условия для начала рефлексии ребенка. Он должен реагировать на собственные действия, осознавать, что он делал, как и что получил в итоге. Министерство образования, разрабатывая новые требования, исходит из существующих сегодня общественно-экономических условий. Универсальность предлагаемых подходов состоит в том, что дети получают знания об общих схемах, техниках, приемах, образцах мышления, лежащих над дисциплинами, но воспроизводящихся при работе с ними. Принцип метапредметности состоит в акцентировании внимания обучающихся на способах обработки и представления данных при изучении большого объема разнородного материала.

   Цель программы.

Формирование ключевой компетенции - способности самостоятельно усваивать знания, получение социального опыта, способности к самосовершенствованию на основе развития речевой культуры.

   Задачи программы:

                1) формирование смыслового чтения;

                2) развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную       деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

                3) совершенствование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

              Возрастная категория.

Обучающиеся 8-9 классов.

             Определение результатов.

Обучающийся получает возможность научиться:

  • Целеполаганию и планированию своей речевой деятельности;
  • смысловому аналитическому чтению (работе с текстом);
  • правильной и хорошей монологической и диалогической речи;
  • умению сотрудничать с учителем и сверстниками,  иметь и обосновывать свое мнение;
  • различным этически нормированным способам выражения своей жизненной позиции в соответствии с задачами коммуникации.

Планирование занятий (фрагмент).

Содержание

Формирование

 метапредметных

умений (основное на занятии).

Педагог и педагогическая технология

1

Введение.

«Вначале было Слово»

Работа с текстом.

Учитель русского языка.

Смысловое чтение.

2

Красноречие. Приемы ораторской речи.

Использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации.

Учитель литературы.

Технология проблемного обучения.

3

Дебаты. История возникновения. Виды дебатов.

Целеполагание и планирование речевой деятельности.

Учитель истории.

Технология концентрированного обучения.

4

Роли спикеров в  дебатах.

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учитель обществознания.

Технология критического мышления.

  1. Критерии эффективности программы «От слова – к тексту».

Критерии эффективности

Показатели

Умение создавать монологическое устное

высказывание в соответствии с задачами коммуникации

  1. Устное собеседование по русскому языку (допуск к ОГЭ).
  2. ОГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознанию (часть 3).
  3. Участие в играх «Дебаты».
  4. Ведение дневника достижений.
  5. Анкетирование родителей и сравнительный анализ с результатами до прохождения курса программы.

Умение создавать содержательный и законченный письменный текст

Культура ораторской речи

Умение сотрудничать с другими людьми

Владение этическими нормами самовыражения

Самоанализ и саморегуляция.

  1.    Сравнительный анализ формирования предметных умений русского языка, литературы, истории, обществознания показал,  что современный успешный  обучающийся должен владеть  культурой речевой деятельности. «Не победить, а убедить – вот что достойно славы». (Гёте) Поэтому в основу совместной программы формирования универсальных учебных действий положен принцип работы  «от слова – к тексту».  Доказательством обоснованности этого принципа послужили следующие подготовительные мероприятия:
  • критериальное оценивание устной речи обучающихся по теме (темп, правильность, интонация);
  • исследование умения работать с лексическим значением слова;
  • анкетирование родителей обучающихся «Речевое общение в семье».

Обобщённый анализ данных мероприятий выявил существенные проблемы в речевом развитии обучающихся 8-9 классов:

  • трудности законченного содержательного высказывания;
  • речевые ошибки при употреблении многозначных слов;
  • проблемы речевого взаимодействия в соответствии с задачами коммуникации.

Итог   совместного обсуждения – определение цели программы:

формирование ключевой компетенции - способности самостоятельно усваивать знания, получение социального опыта, способности к самосовершенствованию на основе развития речевой культуры.

  1. Совместное творчество по созданию программы и использование её  в качестве результата педагогической деятельности могут быть применимы в любом педагогическом взаимодействии, что обязательно сделает его содержательным, продуктивным, позволит в совместном решении проблем найти самый  результативный путь. Главными критериями совместного творчества должны стать: умение слушать и слышать друг друга, владение современными педагогическими технологиями,  стремление к сотрудничеству. Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности, фрагментарно при проведении интегрированных уроков, в воспитательной работе при организации дебатов, дискуссий, при проведении занятий в «Школе будущих педагогов», в организации родительского всеобуча по темам, связанным с речевой культурой человека.

  1. Любое мероприятие в педагогической деятельности должно осуществляться с соблюдением этических норм.

Действия учителя, совершаемые

в процессе решения задачи.

Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие.

1

Убеждение коллег в принятии решения  о коллективном составлении программы формирования метапредметных учебных действий.

Доброжелательное убеждение в правомерности принятия совместного решения.

2

Распределение ролей при работе с информацией (обоснование актуальности программы, целеполагание, выборы педагогических технологий).

Равноправное распределение степени участия всех педагогов-предметников при работе с информацией, взаимная помощь при  возникновении трудностей.

3

Проведение подготовительных мероприятий (анкетирование родителей, тестирование обучающихся, беседы с коллегами).

Сбор согласий родителей  или законных представителей для использования персональных данных обучающихся и для их участия в тестировании.

Организация консультации с психологом и социальным педагогом в часы их работы.

Проведение бесед с коллегами в удобное для них время.

4

Отбор содержания по предметам и определение роли педагогов-предметников.

Равноправное распределение ролей педагогов-предметников.

5

Проведение занятий.

Спокойный доброжелательный тон.

Создание рабочей обстановки, атмосферы сотрудничества.

При возникновении конфликтных ситуаций рассмотрение разных точек зрения.

6

Анализ результативности курса.

Сбор согласий родителей  или законных представителей для использования персональных данных обучающихся и для их участия в тестировании.

Использование благодарных этикетных формул при окончании работы.

Модель образовательной программы по формированию метапредметных умений «От слова – к тексту» может быть использована в разных вариантах: в триместре, в течение учебного года, при подготовке к играм среди старшеклассников  под названием «Дебаты».  В таблице представлены возможные последствия использования программы для участия в «Дебатах».

Учитель

Обучающийся

Родитель

или законный представитель

Имеет возможность

 выступить в роли

тренера при подготовке

к «Дебатам».

Имеет возможность попробовать себя в разных ситуациях речевого взаимодействия (разнообразие ролей спикеров).

Имеет возможность рассмотреть проблему с разных точек зрения.

Имеет возможность получить опыт публичного выступления.

Имеет возможность увидеть повышение уровня речевой культуры своего ребенка и его взаимодействие в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»

Докладна тему:«Информационные технологии  для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...

Методическая разработка по дисциплине ИТПД "Решение профессиональных задач средствами MS Excel"

Методическая разработка содержит структуру проведения открытого практического занятия по применению возможностей MS Excel для решения задач по  специальности "Садово - парковое и ландшафтное стро...

Использование информационных технологий для решения профессиональных задач

Успешно учиться и учить в современной школе помогают ЭОР и образовательные интернет-ресурсы...

Использование информационных технологий в решении профессиональных задач

Активное использование информационных технологий (ИТ) учителем-предметником в своей профессиональной деятельности является показателем уровня его информационной культуры и ИКТ- компетентности....

Решение профессиональной задачи

  Решение  профессиональной  задачи в  рамках апробации  модели уровневой оценки компетенции учителей математики...

Решение профессиональной задачи для педагога

Решение профессиональной задачи, в рамках апробации учителей математики и русского языка...

Решение профессиональной задачи

Вы являетесь членом рабочей группы по разработке образовательной программы школы. Вам необходимо вместе с коллегами предложить программу формирования универсальных учебных действий.Какие метапредметны...