Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка в рамках введения ФГОС ООО
статья на тему

Ширлина Татьяна Васильевна

«Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием"( Адольф Дистервег)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных педагогических технологий

 на уроках русского языка

в рамках введения ФГОС  ООО

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности обучающихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Каким же должен быть современный урок? Сегодня я  рассматриваю его  не только как деятельность учителя, то есть как форму  обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.

Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание обращаю на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности.  Решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, к которым можно отнести анонсирование темы, эффект неожиданности, парадоксальности, использование эстетических средств воздействия.

Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы:  

1.Информационные технологии (как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами  ( компьютерами, информационной продукцией).

2. Проектная и исследовательская деятельностькак средство всестороннего развития ребенка.

3.Нестандартные уроки как средство развития творчества,  креативности мышления и социализации личности.  

           4.Игровые технологии.

5.Индивидуальные образовательные технологии: создание ситуации успеха для каждого ученика.

6.Технология развития критического мышления.

   Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

      Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

       Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения  технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего

мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка,  обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

   Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

      Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, можно прийти  к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.Приведу примеры.

Фрагменты урока «Морфология и орфография. Глагол»( 7 класс)

Стадия вызова.

-Как вы думаете, что такое глагол,  время глагола?

-Сколько временных форм у глагола в русском языке?

-Какие вы знаете временные формы глагола?

-Обдумайте свои предположения и запишите на листочках. Обсудите со своим соседом и подготовьте ответ.

(Ребята не просто высказывают предположения, но и аргументируют их:"Я так думаю, потому что…")

Стадия осмысления.

Прием "Инсерт"

На столах у каждого ребенка листы с текстом.

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

V - эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Временные формы глагола.

В русском языке существуют формы трех времен: настоящего времени, прошедшего и будущего времени.

Формы времени глагола выражают отношение действия к моменту речи.

Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?

Например: На всех парах несется (что делает?) поезд, колеса вертит (что делает?) паровоз. (Б. Пастернак)

Формы прошедшего времени показывают, что действие предшествует моменту речи.

Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы: Что делал? Что сделал? Что сделала? Что делали? Что сделали?

Например: Река (что сделала?) вышла из берегов. Она (что сделала?) затопила прибрежные луга.

Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдет после момента речи.  Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: Что сделает? Что будет делать? Что сделает? Что будут делать?

Например: Настанут (что сделают?) холода, осыплется (что сделает?) листва и льдом покроется (что сделает?) река.

- А сейчас вернитесь к своим предположениям и, если необходимо, внесите изменения.

- Какие новые сведения для себя вы отметили?

"Лови ошибку"

-Прочитайте пословицы. Найдите и исправьте ошибки.

Слайд

Найди и исправь ошибки.

Трус своей лени боится.

Яйца куницу не учат.

Терпение и пруд все перетрут.

Нашла коза на камень.

      Использую в работе и синквейны. (8кл.)

Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Памятка «Правила написания синквейнов».

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

 2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

 3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

 4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.

5. Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Пример синквейна: Существительное. Зима. Прилагательное, прилагательное. Холодная, снежная. Глагол, глагол, глагол. Замораживает, веселит, искрится. Предложение - отношение к теме. Я очень люблю зиму. Синоним к первой строке. Снежно.В школе.

Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 8 классе осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).

Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок.

 Создание проблемной ситуации

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?

А процессе поиска решения данной лингвистической задачи обучающиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит,форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответыобучающихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях  предъявляю  школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность обучающихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности. Так в 7-8 классе обучащиеся составляют памятки «Как работать над сочинением», в 5 классе « Фонетика.Это нужно знать!».

Важную роль отдаю применению игровым технологиям на уроке русского языка Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий. Задания этого типа предполагают формирование у обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работы с научно- популярной литературой и справочниками; умение анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).

Итак, развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, игровая и  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.

Своё выступление хочу закончить словами Н.А. Рубакина (русск. книговеда, библиографа, писателя, который разработал проблемы пропаганды книги, руководства чтением и самообразования): “Никогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет границ, ни пределов”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Этот материал собран для выступления на семинаре в г.ТУРКУ(Финляндия). Имея колосальные электронные ресурсы и талантливых учеников можно сделать многое.Спасибо всем,кто принимал участие в создании про...

«Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка»ийского языка»

Новое содержание образования, новое целеполагание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.Актуальность проектной работы обусловлена необходимостью продолжения внедр...

«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Статья о применении педагогических технологий на уроках английского языка...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...

Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Главная задача обучения, определенная ФГОС – развитие личности ребенка. На успешное решение этой задачи направлено применение системно-деятельностного метода, который лежит в основе ФГОС. Чтобы ...

Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...