Статья "Исследовательская и проектная деятельность -перспективное средство методического развития учебного процесса"
статья на тему

Маликова Ирина Викторовна

Статья в региональный сборник. Исследовательская и проектная деятельность- перспективное средство методического развития учебного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malikova-statya.doc_-_kopiya.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность – перспективное средство методического развития учебного процесса.

И.В. Маликова

«МБОУ СОШ №3 с УИОП  г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»

г. Строитель

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.

Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

 Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской культуры каждого ученика.

Исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т.к. эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

В проектной деятельности непременным условием является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В течение нескольких лет я осуществляют свою проектную и исследовательскую деятельность.

Самой приоритетной формой развития учеников в наше время является непосредственное их участие в исследовательской и проектной деятельности. Именно эта деятельность позволяет наиболее ярко показать высокий уровень системности знаний в той или иной области.

Научно- исследовательские конференции стали одной из популярных форм реализации возможностей учеников и педагогов. Цель и задачи подобных мероприятий – развитие и поддержка детей, которые имеют склонность к научно-исследовательской работе, проектной, где они могут более детально, емко, на более высоком уровне продемонстрировать свои знания в определенной области.

Что касается именно меня, то мною также проводится работа с детьми. Чаще всего это происходит через проектную работу, научно- исследовательскую работу.

Эти виды работ, проектную и научно-исследовательскую, я выбрала потому, что именно через них учащиеся могут более полно раскрыть свои возможности и способности. Работая в данной школе с 2012 года, мои дети совместно со мной участвовали в подобного рода работах, где занимали призовые места. А именно, первой работой, с которой мы выступили, была работа по английскому языку Алехиной Анастасии, «Значение смс в нашей жизни», которая на данный момент является студенткой уже 4 курса института. Данная работа заняла 2-е место на муниципальном этапе. Работа по английскому языку Козляк Андрея, учащегося 9 класса МБОУ СОШ №3 «Англицизмы в современной молодежной среде», также является значимой, ребенок занял 2-е место также на муниципальном уровне. Результативными являются работы Назаренко Екатерины, учащейся 9 класса, МБОУ СОШ №3, творческая исследовательская работа по английскому языку «Мое святое Белогорье» и «По родному краю с английским языком» заняли 1 и 2 место в районе. Ребята охотно принимают участие в конкурсе творческих исследовательских работах, так например, еще одной была работа Повериной Ирины, «Электронный журнал», которая тоже заняла на муниципальном этапе одно из призовых мест, 3-е. В данном виде работ ребята показывают не только свои знания по английскому языку, а также знания и умения, связанные с информационными технологиями.

В подобных конкурсах часто звучат фамилии таких детей, как Назаренко Екатерины, Лебединец Елисаветы, Никулиной Марины, Лысенко Андрея, которые занимают призовые места. Мои дети принимали и принимают участие во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество», «Шаги в науку». Так постоянными участниками и лауреатами этих конкурсов являются такие ребята, как Назаренко Екатерина, Иванченко Влад, Рагозин Дмитрий.

Считаю, что каждое из этих направлений стоит развивать, так как дети самовыражаются, совершенствуют свои навыки и способности, и,  конечно же, стремятся к новым достижениям. «Дневник достижений» у этих ребят пополняется регулярно.

Каждый из этих детей выделяется собственным, яркими достижениями.

Научно-исследовательскими работами я занимаюсь не только в направлении английского языка, но и по краеведению, социологии.

 Так, например, научно-исследовательская работа по краеведению, Никулиной Марины, ученицы 9 «Б» класса МБОУ СОШ №3, «Из истории основания историко-краеведческого музея Яковлевского района» была опубликована в сборнике Управления по культуре, кино, спорту и делам молодежи администрации муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области «Районные краеведческие чтения» «По труду и честь» «Лики Победы». Учащейся была проделана кропотливая работа, которая включала в себя интервью с сотрудниками музея, которые стояли у истоков создания этого музея, также она изучала материалы, содержащие информацию об экспонатах музея. Была проведена большая работа с архивными документами. Марина изучила работу по составлению тематико-экспозиционного материала. Эта научно-исследовательская работа помогла и дала ей возможность участвовать в следующей исследовательской работе «Конкурс мультимедийных презентаций» «Удивительный мир музеев», а также в научно-исследовательской работе на муниципальном уровне, в секции «Музееведение» работа заняла первое место.

Еще одна исследовательская работа была сделана Лысенко Андреем совместно со мной по социологии. Тема работы – «Человек жив, пока жива память о нем». Работа посвящена жизнедеятельности Маликова В.И. В работе были использованы различные способы исследования: встреча с людьми, которые знали Маликова В. И., интервью с коллегами по работе, друзьями, родными, были исследованы публикации Маликова В.И. в районной газете «Победа», а также была исследована его работа в должности Начальника Управления образования Яковлевским районом за 18-ти летний период. На данный момент работа прошла первый Всероссийский этап «Шаги в науку», заняла первое место в заочном конкурсе, а в научно-исследовательском конкурсе «Юность и наука» работа в очном этапе на муниципальном уровне заняла первое место.

Метод проектов по своей сути нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. В настоящее время проектная деятельность в школе может рассматриваться как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности.

В курсе изучения английского языка метод проектов я использую в рамках программного материла,  практически по любой теме.

Каждый проект соответственно с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты, создавать презентации.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики я, как учитель английского языка, достигаю сразу нескольких целей – расширение словарного запаса детей, закрепление изученного лексико-грамматического материала, создание на уроке атмосферы праздника. Условий для комфортного общения на языке.

Многообразие средств выражения смысла вводит детей в свободное творчество.

В процессе проектной деятельности я придерживаюсь ряда принципов.

Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок.

Этот шаг связан с поиском новой дополнительной информации, обсуждением этой информации, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины, компьютерные презентации и публикации). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи с моей стороны, создаются в классе. Здесь главный мой принцип - не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

Считаю, что целесообразно организовать проектную деятельность уже в 4-5 классах. Начало проектной деятельности школьников очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например, «Генеалогическое древо», «Портрет любимого сказочного героя», «Школа будущего», «Дом моей мечты».

При проектировании урочной деятельности по английскому языку использую эвристические методы, т.е. развитие творческого воображения, нахождение нестандартных путей решения творческих задач проектирования, преодоления психологической инерции.

Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда мы делаем какие-либо практические проекты из серии «Мы мастерим». Незаметно для себя, начинаем говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты. У детей создается впечатление, что английский язык – это развлечение, цвет, праздник.

Работа над проектами многое даёт учащимся. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того, дети учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам и возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою точку зрения. Учитель - самое решающее звено этой новации. Меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.

Исследовательская деятельность имеет значительные преимущества перед проектной в силу того, что последняя детерминирована предсказуемостью, человек, разрабатывающий и реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками, поэтому она значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема исследовательской деятельности и проектной деятельности в образовательном процессе является актуальной.

Литература

1.Беспалова Н.К. «Исследовательская работа. Из опыта внедрения методических нововведений». [Текст]  М., 1992

2. Бирюков Б.В. «Моделирование проектных и исследовательских работ». [Текст]  М., 1994.

3.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]  М.,2000.

4.Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ», [Текст] / И.А. Зимняя,Т.Е. Сахарова // ИЯШ. -№3.- 1991 

5.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. [Текст] М., 2003

6.Мартьянова Т.М. «Исследовательские работы, как средство развития учебного процесса», [Текст]/Т.М.Мартьянова//   ИЯШ.-№7.- 1999 

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/ Е.С. Полат  М.,:Педагогика, 2000

8. Салтовская Г.Н. Лингводидактический подход к проектной методике, [Текст]  Пятигорск, 1997

9. Чуракова О.В; И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии, [Текст]  выпуск 1, Самара, 2002

10 Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект». [Текст] М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с использованием ИТ в учебном процессе

Методическое пособие Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Санкт-Петербурга...

методическая система учителя математики «Междисциплинарная проектная деятельность как средство обучения, развития и воспитания обучающихся»

Целью системы является использование математических знаний и навыков при создании исследовательских и творческих междисциплинарных проектов, способствующих формированию у учащихся метапредметных компе...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....

Проектная деятельность, как средство для развития интегративных качеств детей.

Нрвые государственные стандарты к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задания....

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных облас...