Мастер класс по проблемному обучению "Дахуул үгэ"
материал на тему

Шарланова Наталья Цыремпиловна

Мастер класс по проблемному обучению "Дахуул үгэ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dahuul_uge-_master-klassword.docx21.91 КБ
Office presentation icon urok_-_7_kl._-_dahuul_uge.ppt206 КБ

Предварительный просмотр:

Хэшээлэй сэдэб:  ______________________________

   

 Зэргэсүүлгэ,  сасуулга

         От злости глупый мышонок совсем позабыл об уговоре и что было мочи пискнул:

       - Хва-а-а-ти-и-ит!

         В тот же миг хвост выскользнул из его рта, и первый мышонок, очутился в кувшине с молоком. Понял тут второй мышонок, как глупо он поступил, и трусливо убежал прочь. А первый мышонок сложил лапки на груди и сказал:

       - По всему видать – настал мой последний час.

________ предлогов

        Тиигээд уурлаһандаа хэлсээн тухайгаа дууһан мартаад, бии шадалаараа:

  • Хүрөө! – гэжэ хашхаржархиба.

Тиихэлээрнь аман соохи hүүлынь алдууржа, нүхэр хулганань һүтэй домбо руугаа унашаба. Тэнэг муухай ябадал гаргаһанаа ойлгоһон тэрэ хулгана айһандаа тэрьедэн гүйшэбэ.

       Һүн соохи хулганань:

      - Үхэхэ сагни ерээ бэшэ аал даа, - гээд хүдэлхэеэ болишобо.

        _____ дахуул үгэ 

         Дахуул үгэнүүд ямараар бэшэгдэнэб?______________________

       Падежэй түхэл дахуул үгэтэй үгын түхэлѳѳр hэлгэжэ  бэшэгты. 

    Бүмбэрсэг дэлхэйдэ дайн дажар бү болог!

    Газетэдэ манай нютаг тухай статья гаранхай.

     Гэрhээ хүн гараба.

     Бүмбэрсэг дэлхэй ……… дайн дажар бү болог!

     Газетэ …….…..манай нютаг тухай статья гаранхай.

      Гэр ……… хүн гараба.

Тобшолол:  Буряад хэлэндэ дахуул үгын  үүргэ заримдаа _______________________   дүүргэнэ.

   

       Мэдүүлэлэй гэшүүдээр шүүлбэри

Стол  дээрэ   ном  хэбтэнэ.                 Самолёт  дээгүүр   ниидэнэ.                

Тобшолол: 

 Дахуул үгэнүүд _________________харюусадаггүй.

Оршуулга  

      Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную  истину:

-  В каждом  человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, другой волк представляет добро.

      Внук, тронутый словами деда, спросил: «А какой волк в конце побеждает?»

      Старик улыбнулся и ответил:  

        Жил мастер на свете, который знал всё. Но один его ученик  захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мастер, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу».

     Мастер, подумав, ответил:

         

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ѳѳрыгѳѳ сэгнэхэ хүсэнэг

Виды деятельности

Минии балл

0, 1

1

Би «Дахуул үгэ» юун бэ гэжэ мэдэнэб.

2

Дахуул үгэнүүд аминдаа, тусгаар бэшэгдэдэг гэжэ тобшолол хээб.

3

Буряад хэлэндэ дахуул үгын  үүргэ заримдаа падежэй залгалтанууд дүүргэнэ гэжэ  элирүүлээб

4

Дахуул үгэнүүд асуудалнуудта харюусадаггүй гэжэ мэдээб

5

Юумэнүүдэй хоорондохи харилсаа харуулна гэhэн тобшолол гаргааб

6

Дахуул үгэнүүд юумэ, үйлэ, шанар тэмдэглэдэггүй дүрим гаргааб

7

Би текст сооhоо хэрэгтэй мэдээсэл олооб.

8

Би мэдүүлэлэй гэшүүдээр шүүлбэри хээб.

9

Би оршуулга хэжэ шадааб.

10

Би наhажаал  үбгэнэй,  мастерай  харюуень зүб хэлээб.

Орой  хамта 10  балл.

10-9  балл – «5»,      8-7-   балл- «4»,       6 -5-   балл- «3»

Хэшээлэй технологическа карта


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. В котором сочетается систематическая, самостоятельная поисковая деятельность с усвоением ими готовых выводов науки.

Слайд 2

Как поставить учебную проблему? С проблемной ситуации начинается научное творчество. И проблемный урок должен начинается аналогично. Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик. Эмоциональное переживание возникает у школьника в определенный момент урока – при столкновении с противоречием. Можно выделить 6 приёмов проблемных ситуаций: 3–с «удивлением», 3–«затруднением».

Слайд 3

От злости глупый мышонок совсем позабыл об уговоре и что было мочи пискнул: - Хва-а-а-ти-и-ит! В тот же миг хвост выскользнул из его рта, и первый мышонок, очутился в кувшине с молоком. Понял тут второй мышонок, как глупо он поступил, и трусливо убежал прочь. А первый мышонок сложил лапки на груди и сказал: - По всему видать – настал мой последний час.

Слайд 4

От злости глупый мышонок совсем позабыл об уговоре и что было мочи пискнул: - Хва-а-а-ти-и-ит! В тот же миг хвост выскользнул из его рта, и первый мышонок, очутился в кувшине с молоком. Понял тут второй мышонок, как глупо он поступил, и трусливо убежал прочь. А первый мышонок сложил лапки на груди и сказал: - По всему видать – настал мой последний час. | 7 предлогов |

Слайд 5

Тиигээд уурлаһандаа хэлсээн тухайгаа дууһан мартаад, бии шадалаараа: Хүрөө! – гэжэ хашхаржархиба. Тиихэлээрнь аман соохи h үүлынь алдууржа, нүхэр хулганань һүтэй домбо руугаа унашаба. Тэнэг муухай ябадал гаргаһанаа ойлгоһон тэрэ хулгана айһандаа тэрьедэн гүйшэбэ. Һүн соохи хулганань: - Үхэхэ сагни ерээ бэшэ аал даа, - гээд хүдэлхэеэ болишобо.

Слайд 6

Тиигээд уурлаһандаа хэлсээн тухайгаа дууһан мартаад, бии шадалаараа: Хүрөө! – гэжэ хашхаржархиба. Тиихэлээрнь аман соохи h үүлынь алдууржа, нүхэр хулганань һүтэй домбо руугаа унашаба. Тэнэг муухай ябадал гаргаһанаа ойлгоһон тэрэ хулгана айһандаа тэрьедэн гүйшэбэ. Һүн соохи хулганань: - Үхэхэ сагни ерээ бэшэ аал даа, - гээд хүдэлхэеэ болишобо. /4 дахуул үгэ/

Слайд 7

Байрын дахуул үгэнүүд – предлоги, обозначающие место действия Шадар, дэргэдэ, багта – у, около Урда, урда тээ – впереди Доро, доогуур – под, подо Саана, саада тээ – за Дээрэ – на Соо, дотор – в, во Хажууда, дэргэдэ- при Дээг үүр, дээрэ – над, надо (тв.п.)

Слайд 8

Байрын дахуул үгэнүүд – предлоги, обозначающие место действия Шадар, дэргэдэ, багта – у, около Урда, урда тээ – впереди Доро, доогуур – под, подо Саана, саада тээ – за Дээрэ – на Соо, дотор – в, во Хажууда, дэргэдэ- при Дээг үүр, дээрэ – над, надо (тв.п.)

Слайд 9

Саг харуулһан дахуул үгэнүүд- предлоги, которые употребляются для обозначения времени Туласа, х үрэтэр- до Үмэнэ перед Хирэдэ при Багта, шахуу - под

Слайд 10

З үг,шэг харуулһан дахуул үгэнүүд- предлоги, обозначающие направление действия Х үрэтэр, болотор – до Сооһоо, доторһоо, дундаһаа - из (р.п.) Дороһоо из-под Уруу, тээшэ - в, во Тухай - о, об, обо Нэбтэ, соо, ходоро - сквозь Тээшэ, хүрэтэр- к, ко Дээгүүр, соогуур - по

Слайд 11

Приём №1 Пример . Урок родного языка в 7-м классе по теме «Дахуул үгэ» Сравнив данные таблицы, учащиеся приходят к выходу, что послелогов в бурятском языке больше. (По данным М.Н. Мангадаева, Улан-Удэ, 1982 г.) Но в текстах на бурятском языке их меньше, чем в русском. (Выявление на основе сравнения). Ученики испытывают удивление. (Возникновение проблемной ситуации).

Слайд 12

Б үмбэрсэг дэлхэй дээрэ дайн дажар бү болог! Газетэ соо манай нютаг тухай статья гаранхай. Гэр соо h оо хүн гараба. Б үмбэрсэг дэлхэйдэ дайн дажар бү болог! Газетэдэ манай нютаг тухай статья гаранхай. Гэр h ээ хүн гараба.

Слайд 13

Приём № 2 . В сравнении с предыдущим он самый сложный, так как выполняется в два шага. Сначала обнажаем представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляем научный факт.

Слайд 14

Самолёт дээгүүр ниидэнэ. Стол дээрэ ном хэбтэнэ.

Слайд 15

Дахуул үгэнүүдэй үүргэ Дахуул үгэнүүд асуудалнуудта харюусадаггүй. Үгэнүүдтэ, мэдүүлэлнүүдтэ нэмэри удха оруулна. (Үгэнүүдые удхаарнь холбоно). Юумэнүүдэй хоорондохи харилсаа харуулна. Дахуул үгэнүүд юумэ, үйлэ, шанар тэмдэглэдэггүй .

Слайд 16

Багша h урагшад – На доске два предложения: Самолёт дээгүүр ниидэнэ. Стол дээрэ ном хэбтэнэ. Найдите послелоги. Что можно о них сказать? – «Дээгүүр», «дээрэ» являются послелогами. – Проверим. Вспомните, что такое «Дахуул үгэ»? – Не отвечают на вопрос, не обозначают предмет, действие, состояние, признак. – Но тогда «Дахуул үгэ» не отвечает на вопрос (предъявление научного факта) (Возникновение проблемной ситуации) – Сделайте разбор по составу предложений. Сделав разбор по составу предложений, учащиеся делают вывод, что в первом случае «дээгүүр» – наречие, во втором – послелог, «дахуул үгэ».

Слайд 17

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, ложь. Другой волк представляет добро: мир, доброту, надежду. Внук, тронутый словами деда, спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: В одном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он поймал бабочку и, зажав её в ладонях, он спросил: «Какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мастер, подумав, ответил:

Слайд 18

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, ложь. Другой волк представляет добро: мир, доброту, надежду. Внук, тронутый словами деда, спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: В одном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он поймал бабочку и, зажав её в ладонях, он спросил: «Какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мастер, подумав, ответил:

Слайд 19

Нэгэтэ нэгэ на h ажаал үбгэн аша хүбүүндээ ажабайдалай үнэн ойлгосо тайлбарилба: - Хүн бүхэнэй дотор хоёр шонын барилдажа бай h ан мэтэ тэмсэл болодог. Нэгэ шононь хара ү h ѳѳ, муу юумэ, нүгѳѳдэнь h айн h анал тэмдэглэнэ. Аша хүбүүниинь h анаан үнѳѳндэ орожо асууба: «Һүүлэй h үүлдэ алиниинь илажа гарадаг гээшэб?» Үбгэн энеэбхилэн харюусаа: «Ямар шоныень тэжээнэбши, тэрэнь илаха». Нэгэ хото до Уран дархан шабинартайгаа ажа h уудаг h эн. Нэгэтэ эгээл h онор ухаатай h урагшань: «Манай ударидагшын харюусажа шадахагүй асуудал бии гү?- гэжэ бодомжолбо. Һурагша эрбээхэй альган соогоо баряад h ураба: «Минии гар та амиды эрбээхэй байна гү, али амигүй гү?». Харин ѳѳрѳѳ бодоно: «Амиды гэбэл, алахаб, үгы h аань, табихаб». Уран дархан бодомжолоод харюусаба: «Бүхы юумэн шинии гар та ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Создание проблемной ситуации на уроках математики"

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке....

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент».

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент»....

мастер класс Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.

В данном материале идет речь об использовании технологии проблемного обучения на уроках с целью повышения мотивации обучаемых к изучению иностранного (английского) языка и  сценарий работы с учит...

Мастер-класс "Создание проблемной ситуации в технологии ПО"

Как пробудить у ребенка желание учиться? Какие средства помогают формировать личностный смысл учения? На эти актуальные вопросы, волнующие современных педагогов, можно найти ответ, погрузившись в осво...

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики». Цель: показать развитие творческой активности учащихся  через создание проблемных ситуаций на уроке....

публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся».

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся»....